Андрей Арсеньев


Николай Дёмкин: Пермский парламент серьёзно эволюционировал

В год 20-летия краевого Законодательного собрания депутат трёх его созывов поделился своими воспоминаниями

Поделиться
Николай Дёмкин

  Игорь Катаев

— Николай Иванович, вы помните момент, когда к вам пришло решение: надо становиться депутатом?

— Конкретный день, конечно, не помню. Но знаю, что стало главным мотивом моего решения. Пришло осознание того, что пора личным участием прекращать ту разруху, которая творилась в стране и в Пермской облас­ти в середине и в конце 1990-х годов; надо самому входить во власть, оказывать возможное влияние на принимаемые решения — и тем самым постараться нормализовать жизнь в Прикамье.

И вот с 2000 года я депутат Законодательного собрания, сначала — Пермской области, затем — Пермского края.

— Сегодня, когда вы оглядываетесь назад с высоты сегодняшнего опыта, можете сказать, что у вас были какие-то иллюзии, что ожидания от депутатской работы не подтвердились? Или всё происходило так, как вы думали?

— Сказать по правде, я вообще плохо представлял себе, что это такое — быть депутатом. Поэтому очень многое было для меня неожиданным, я каждый день открывал для себя что-то новое. Старался участвовать во всех процессах, которые шли, записывался во множество рабочих групп.

Со временем пришёл опыт, умение отличать действительно важную и полезную работу от пустого сотрясания воздуха и популизма. Пришло и понимание, что надо сосредоточиться на том, в чём действительно хорошо разбираешься, что можешь сделать максимально эффективно. Сейчас я являюсь председателем постоянно действующей рабочей группы, занимающейся вопросами строительства.

— Есть ли уже достижения у этой рабочей группы?

— Я хотел бы гордиться тем, что в самой громкой цифре прошедшего года — 1 млн кв. м жилья, сданных в Пермском крае, — есть наша огромная заслуга. Но, к сожалению, тем самым погрешил бы против истины. Миллиона мы достигли в основном благодаря тому, что губернатор чётко и недвусмысленно обозначил: строительство жилья — наш приоритет. И все нижестоя­щие «звенья» стали более расторопно работать в этом направлении.

Но при участии нашей группы разработан перечень мер, реализация которых позволит не только удержать этот показатель, но и превысить его. В числе этих мер — снижение административных барьеров, насыщение строительного рынка земельными участками, жёсткое ограничение сроков согласовательных процедур, стимулирование спроса и ряд других. Если (и когда) эти меры будут приняты и заработают, я с уверенностью смогу сказать: мы потрудились очень хорошо. Пока результата приходится только ждать.

— Как депутат вы претерпели некую эволюцию. Можете ли вы сказать, что и пермский парламент развивался?

— Безусловно, пермское Законодательное собрание серьёзно эволюционировало. Повысилось понимание сути депутатской работы, степени ответственности. Выросла компетенция депутатов. Всё меньше шансов на попадание в ЗС случайных людей, гораздо больше стало профессионалов, меньше болтунов-популистов.

Хотя, если быть честным, и квалификация болтунов тоже выросла…

— Работа в парламенте повлияла на ваши взгляды на жизнь, характер, систему ценностей и отношение к людям?

— Совершенно точно, я стал более спокойно и взвешенно относиться к критике. Сколько людей — столько мнений, в парламенте это видно как нигде отчётливо. Ну, а истина — как всегда, где-то посередине, на пересечении всего разнообразия мнений.

В остальном… Знаете, я стал депутатом уже в зрелом возрасте, так что характер и мировоззрение были сформированы. К тому же у меня был довольно большой опыт управленческой работы: я хорошо знал, в каких ситуациях надо искать компромисс, а в каких — проявить твёрдость, даже жёсткость.

Так что получилось, скорее, наоборот: я всё время стремился и стремлюсь опереться в парламентской работе на свои принципы. Хотя порой их бывает непросто отстоять.

— Например, какие это принципы?

— Наверняка вы знаете: политикам любого масштаба бывает свойственно рассматривать людей как обезличенный строительный материал для достижения своих высоких, как им кажется, целей и задач. Я же всегда воспринимаю человека как личность, со всеми его переживаниями, ожиданиями, требованиями. И помню о том, что каждый человек нуждается в том, чтобы власть его услышала.

Вот почему я выработал для себя критерии оценки любого законопроекта. Если закон принимается и воспринимается большинством — значит, он проработан хорошо. И чем большим количеством избирателей закон понят и принят — тем лучше.

— Спорный тезис. Ведь существуют так называемые «непопулярные» законы: например, из недавних — о капитальном ремонте многоквартирных домов. Вряд ли избиратели принимают их с восторгом, и как быть в таких случаях?

— Объяснять. Идти к избирателям и рассказывать, почему необходимо принимать те или иные меры. Другого пути нет. Если ты ответственный депутат, руководитель — тебе не отсидеться «в норе», пока страсти не утихнут. Так же и с законом о капремонте.

Все социологические данные кричат о том, что ЖКХ — самая больная сфера нашей жизни. Навести порядок там можно, только планомерно повышая ответственность всех без исключения участников цепочки взаимоотношений: собственников, управляющих компаний, контролирующих чиновников.

Закон о капитальном ремонте — необходимый и неотложный шаг. Его приняли на федеральном уровне, и депутаты Законодательного собрания провели большую работу, чтобы сделать его действительно полезным для людей, чтобы создать эффективный механизм сохранения жилфонда.

Каждый из нас, покупая, скажем, пальто, понимает: его нужно стирать, время от времени сдавать в химчистку, пришивать оторвавшиеся пуговицы. Но дом тоже требует ухода, а ведь он куда дороже, чем пальто. Дом — сложное инженерное сооружение. Он требует содержания и ремонта согласно установленным техническим регламентам. Если этих работ не проводить, скоро нам просто негде будет жить. Дома начнут разваливаться — и такие примеры уже существуют.

Есть, конечно, ещё много вопросов. Не до конца прописаны механизмы очерёдности ремонта, контроля, в том числе со стороны общественности. Много споров идёт по поводу способа формирования фонда. Некоторые ТСЖ уже наметили пути создания собственного фонда, хотя я сразу могу сказать, что это не лучшее решение. Если в ТСЖ входит много домов — тогда и фонд будет солидный и очерёдность работ можно грамотно составить. Но если в ТСЖ входит один дом — может случиться так, что к моменту проведения необходимых работ деньги ещё не будут накоплены, и их просто не хватит.

Наконец, можно дискутировать и о размере тарифа, который составит порядка 300 руб. в месяц за стандартную квартиру. Да, для большинства людей эта сумма вполне «подъёмная». Но есть такие категории граждан, для которых и она велика. И, вводя дополнительный платёж, следовало бы подумать об этих людях, уменьшив для них какие-либо другие платежи, например, плату за коммунальные услуги. К сожалению, этого пока не произошло.

Впрочем, всё это — рабочие вопросы, я уверен, они будут отточены в ближайшее время. Повторю главное: очень хорошо и правильно, что такой закон появился. Теперь есть больше уверенности, что наши дома будут действительно местом комфортного проживания, а не постоянным источником техногенных угроз.

— Есть и ещё одна спорная законодательная инициатива. Она, конечно, больше касается местного самоуправления, но как депутат и руководитель регионального отделения «Единой России» вы, наверняка, следите за этой темой. Как вы считаете, насколько действительно необходим очередной этап реформы местного самоуправления?

— Закон ещё дорабатывается в Госдуме, наверняка, его положения претерпят какие-то изменения. Предусматриваются четыре модели формирования местных органов власти, и какую именно изберут в том или ином регионе — решать самим регионам. Поэтому скажу пока так: и как депутат, и как руководитель Пермского регионального отделения партии «Единая Россия» я согласен с главным идеологическим посылом готовящихся изменений представительную и исполнительную власть нужно приближать к людям.

Это легко рассмотреть на примере Перми: районные администрации существуют, но достаточных рычагов и бюджетов для их реализации у них нет. Наделение этими рычагами позволит решать насущные проблемы населения более оперативно.

Другое дело, что может возникнуть кадровая проблема. Сегодня мы повсеместно видим острейшую нехватку действительно квалифицированных и подготовленных специалистов — какую сферу деятельности ни возьми.

Парадокс: вузов пруд пруди — а специалистов нет. Скажем, сегодня врио главы администрации Перми Дмитрий Самойлов ищет кандидатуру человека, который мог бы возглавить городское управление капитального строительства, и найти такого компетентного специалиста оказалось трудно.

Иными словами, сегодня мы не можем насытить кадрами даже один орган управления. Если же полномочия и бюджеты будут переданы на районный уровень, насыщать придётся уже семь аналогичных органов. Так что кадровая проблема — очень серьёзная.

— Раз уж мы заговорили о «Единой России», скажите, почему вы решили стать членом партии? И как выстраиваются отношения «региональное отделение — фракция в парламенте»?

— Начну, может быть, несколько издалека: что такое вообще партия и для чего она нужна. В моём понимании партия — это механизм достижения договорённостей. Людей много, у каждого своё видение, убеждения, интересы. Все мы помним парламентские схватки 1990-х годов, эпатажных депутатов, драки в Госдуме. Согласитесь, это больше походило на цирк, чем на представительный орган власти.

Партия, объединяющая людей по каким-то базовым принципам их отношения к управлению страной или регионом, имеет механизмы цивилизованного принятия решений по тем или иным вопросам. «Единая Россия», конечно же, тоже имеет такие механизмы. Вопросы обсуждаются на политсовете, на президиуме политсовета, и консолидированное решение транслируется во фракцию, которая голосует в парламенте. Таким образом, проработка решений идёт более глубоко и всесторонне, а к моменту голосования все мнения уже рассмотрены и учтены. Вот почему я разделяю партийный подход к формированию парламентов.

Моё членство в «Единой России» было, можно сказать, предопределено. Надежды страны на выход из затяжного кризиса в начале 2000-х годов были связаны с именем президента РФ Владимира Путина. Разделял эти надежды и я, поэтому вступил в «Единую Россию». Ведь партия «Единая Россия» — это детище Путина и на протяжении многих лет она была проводником президентских инициатив, оказывала им всестороннюю поддержку. Можно сказать, «Единая Россия» стала партией большинства во многом благодаря Владимиру Путину, но и он во многом благодаря поддержке партии стал тем, кем он является сегодня: сильным лидером сильной страны.

ЗС

  Игорь Катаев

— Вы являетесь секретарём регионального отделения партии. Работаете в Законодательном собрании. При этом возглавляете ОАО «ПЗСП», которое активно развивается и является одним из лидеров отрасли. Вам хватает времени на всё?

— Я не люблю суеты и спешки, нервничаю, когда чего-то не успеваю. С другой стороны, неуютно себя чувствую, когда появляется «лишнее» время. Но время — категория управляемая. Время поддаётся планированию, и нужно распределять его эффективно, вот и всё.

И, конечно, предельно важна команда. Горжусь тем, что на ПЗСП сложилась команда единомышленников, которая работает как слаженный механизм. Это освобождает часть времени, позволяет мне заниматься общественной, партийной и депутатской работой плотно и качественно.

Безусловно, когда я возглавил региональное отделение «Единой России», мой график стал более жёстким. Экономить приходится прежде всего на личном времени. Вот его стало меньше. Кроме того, я в какой-то мере перестал управлять своим временем, своим графиком работы. Есть партийная «вертикаль», и когда вышестоящее руководство говорит: «Надо быть там-то и тогда-то», — приходится исполнять. К этому мне пришлось привыкать.

Так что депутатская и партийная работа по-прежнему приносит мне новый опыт.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться