Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Надо сказать спасибо Гельману»

В Перми вновь собираются «круглые столы», посвящённые культурной политике

Поделиться

Проводя свой уже ставший традиционным опрос об итогах марта в жизни Пермского края, информационное агентство «ФедералПресс» столкнулось с тем, что главными событиями многие считают выбор оператора фестиваля «Белые ночи» и обсуждение площадки для строительства Пермской государственной художественной галереи. По результатам опроса около 30 политиков и политологов скандал по поводу проведения фестиваля «Белые ночи» получил 16% голосов, возможный переезд Пермской государственной художественной галереи на Речной вокзал — 12%, ликвидация «красных человечков» — 10%, а, например, митинг в поддержку присоединения к России Крыма — всего 8%.

Владимир Прохоров

Владимир Прохоров, Галина Янковская и Наиля Аллахвердиева

В Перми культура опять формирует повестку дня. Осознав это, в «ФедералПресс» собрали «круглый стол» и предложили экспертам обсудить «культурную контрреволюцию» Виктора Басаргина. Эксперты — политики, политологи, предприниматели, журналисты, общественные деятели и деятели культуры — охотно откликнулись. Далеко не все они тоскуют по временам «пермской культурной революции», но все согласны: нынешние процессы, происходящие в сфере культуры в Пермском крае, нуждаются в обсуждении и осмыслении.

Руководитель научного отдела Музея современного искусства PERMM Галина Янковская взяла слово первой, чтобы расставить акценты так, как ей кажется правильным. По её словам, надо говорить не о «культурной революции», а об инновационном развитии Пермского края, которое происходило не с 2009 года (появления в Перми Марата Гельмана), а с 2006-го, и главным его результатом стала не организация музея современного искусства, а появление двух национальных исследовательских вузов.

Галина Янковская, руководитель научного отдела Музея современного искусства PERMM:

— Проблематика должна быть шире. Речь идёт не только о культурных проектах, речь идёт о смыслах. Ставка делалась на инновации, на развитие интеллектуального потенциала региона. Сейчас встал вопрос о том, чтобы край отказал в софинансировании национальных исследовательских вузов. Это была бы катастрофа! Депутаты отстояли...

Коллега Янковской Наиля Аллахвердиева тоже попыталась обратить внимание собравшихся на то, что деятельность музея PERMM не сводится к проектам Гельмана: «У нас уже год нет Марата, в музее работает сильная команда, а в Перми по-прежнему нет грамотного осмысления нашей работы. Нет анализа, оценки программы паблик-арт, никто не написал толком о выставке «Транзитная зона». Все писали только: «Гельман на открытие не приехал!»

Тем не менее фигуру Марата Гельмана в разговоре обойти не удалось.

Владимир Прохоров, совладелец и директор газеты «Местное время»:

— Надо сказать спасибо Гельману: у нас есть прививка от колониализма. Об этом теперь можно говорить. А сейчас происходит не «культурная контрреволюция», а смена объектов финансирования в силу изменения вкусов правящей верхушки. Сейчас стремятся расчистить всё, что было сделано, и закамуфлировать происходящие процессы.

Нас опять надуют! Деньги на переезд галереи в Речной вокзал уже выделены. Работа архитектора Сергея Шамарина уже оплачена. Шага назад не будет. А вот закамуфлировать можно!

Это не культурная политика, а просто политика. Это идеология, которую Маркс назвал «живой и глубокой», — идеология обмана. Заключается она в том, что можно создать ситуацию, а где будут брать ресурсы на поддержание этой ситуации — это будет проблема завтрашнего дня, проблема других. Перевезут галерею на Речной, а кто будет защищать коллекцию от сырости — не наша проблема.

В словах Прохорова выражение «после нас хоть потоп» в применении к Пермской государственной художест­венной галерее приобрело пугающе буквальный смысл.

Меценат и галерист Надежда Агишева попыталась перевести разговор в сферу законотворчества и обсуждения «правил игры», а затем обрушилась и на программу социально-экономического развития края, в которой не нашлось места культуре. Обращалась она при этом к депутату Законодательного собрания края Юрию Ёлохову: «Что вы, депутаты, сделали, чтобы в стратегии было что-то о культуре? Как так получилось, что там есть только развитие туризма, сохранение наследия и гарантия доступности культуры?»

Юрий Ёлохов отвечал, что депутатов — 60 человек и ему «трудно отдуваться за всех».

Не все спикеры корили депутатов, были и такие, кто обрушивался на СМИ. «На средствах массовой информации лежит ответственность за «культурный термидор». Плохие новости лучше продаются. Я понимаю! Проблемные разговоры всегда сводятся к обсуждению персоналий, в пермских медиа господствует гопническая стилистика в разговорах о культуре. Писатель Алексей Иванов привнёс в разговор о политике тюремную феню, чем снизил уровень дискуссии», — горячо сетовала Галина Янковская, пламенный приверженец Марата Гельмана, который прославился тем, что без мата в публичном пространстве почти не появлялся.

Владимир Прохоров предложил представителям музея PERMM самим публиковаться в «Местном времени», но они предложение отвергли, сказав, что «писать должны журналисты», а они будут с удовольствием давать комментарии.

Наконец, попытку разобраться в происходящем сделала Светлана Маковецкая.

Светлана Маковецкая, руководитель Центра гражданской аналитики и независимых исследований (Центр ГРАНИ):

— Ясно, что какие-то процессы должны быть названы положительными, какие-то — нет. До недавнего времени культурная политика плохо коррелировала с управлением в сфере культуры, сейчас можно попытаться создать какие-то общие правила игры и законодательные нормы. Сейчас мы видим процесс перехода от фаворитизма к номенклатуризации, который происходит, к сожалению, не без вывихов. Происходит деофшоризация культуры: Пермский край был «офшором» по отношению к Москве, здесь для приезжих деятелей культуры создавались особые правила, особые стимулы. Сейчас стимулов нет, приезжать будут, я думаю, меньше.

Проблема в том, что культурная политика лишилась символов и языка. Невозможно говорить о культуре, так как говорить не о чем! Все официальные разговоры сводятся к «приведению в нормативное состояние».

Происходит переформатирование ре­сурс­ной базы институций, декапитализация региональных культурных ресурсов. Можно разместить галерею в Речном вокзале и зоопарк в Черняевском лесу, а дальше начнутся издержки. Ресурсов не хватит. Начнутся конфликты. Мы меняем одну конфликтность на другую! И всё это происходит в неблагоприятном для культуры контексте: антизападные настроения, запрет любой провокативности.

В культуре Пермского края были флагманские институции, резиденции, фестивали. Они могут приносить доход. Нужна деполитизация культуры. Слава богу, у нас нет сейчас культуртрегеров, которые завтракают с губернатором. Мы должны взять эту сферу в свои руки, понять, что мы хотим сохранить и где искать средства для этого.

Надежда Агишева, которая является членом рабочей группы по написанию закона о культуре Пермского края, сообщила о том, как готовится проект закона, который, возможно, и будет создавать общие для всех «правила игры». Проблема, по её словам, в том, что этот закон пока никак не соотносится с федеральным законодательством — федеральный закон «О культуре» ещё не принят.

Нынешняя позиция краевых властей в отношении культуры была охарактеризована собравшимися как «стремление к бесконфликтности на федеральном уровне». Искусство отныне должно быть непровокационным и безобидным.

За время «круглого стола» неоднократно слышались мысли о том, что хватит ждать милости от краевых влас­тей, надо брать культурные процессы в свои руки.

Наиля Аллахвердиева, руководитель программы «Паблик-арт» Музея современного искусства PERMM:

— Мы живём в Перми, вокруг наши люди. Мы можем объединиться и придумать альтернативу культурной политике. Личная политика может стать альтернативой официальной. Государственные институции уязвимы: у них можно урезать бюджет, уволить руководителя. Но есть негосударственные институции! Есть частные территории, на которых можно устанавливать любые объекты.

А чтобы минкульту не было скучно жить, политолог Алексей Копысов предложил отдать ему в ведение содержание ливневой канализации и соблюдение правил дорожного движения. Если с этими двумя факторами будет всё в порядке, Пермь, по мнению Копысова, превратится «в настоящий европейский город».


Подводя итоги «круглого стола», его модератор, главный редактор пермского бюро РИА «ФедералПресс» Дмитрий Торбеев сделал из всех прозвучавших мнений четыре вывода:

— то, что делает власть в сфере культуры, непонятно, потому что не сформулировано;
— власть широко советуется с общест­венностью по вопросам культурной политики, но при этом делает всё равно то, что считает нужным, а не то, что одобрила общественность;
— многое в культурной политике определяет поиск бесконфликтнос­ти: власть хочет бесконфликтного искусства, ей не нужны конфликты на федеральном уровне, подобные истории с карикатурами Василия Слонова;
— хватит оглядываться на то, что делает власть, пора самим принимать решения.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться