Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Гуаши «деда» Соколова

В галерее «Марис-арт» открылась первая из серии просветительских выставок

Поделиться
Татьяна Пермякова

Директор «Мариса» Татьяна Пермякова на фоне гуаши Александра Репина
  Сергей Копышко

Что такое холст и масло знают практически все. А вот о «сухой игле»или акватинте слышал не каждый. Посетители выставок в «Марисе» со временем начнут разбираться во всех графических техниках: руководство галереи задумало серию просветительских выставок, посвящённых различным видам графики.

Начали с самых ярких и простых техник — гуаши, темперы и акрила. Первые буквы этих слов образовали аббревиатуру «ГУТА», так и назвали выставку.

Ольга Старцева, куратор:

— Считается, что любой рисунок на бумаге — это графика. Но когда речь идёт о гуаши, темпере и акриле, то очень непросто провести грань между ними и живописью — благодаря яркости и богатству красок, фактурности мазка. Это, если можно так сказать, самая живописная графика.

Триада «гуашь — темпера — акрил» — это ещё и история изобразительного искусства. Темпера — древнейшая из всех красок, которые используются до сих пор, она известна со времён античности. На протяжении многих столетий она была главной и универсальной живописной техникой. Именно темперой расписывались иконы и фрески в храмах. Акрил же современный универсальный материал, из него делают не только краски, но и синтетические ткани, пластики — много всего. Художникам акрил подарил небывало яркую цветовую палитру и удивительную прочность красок. Наконец, гуашь — она появилась в Средние века.

Выставка в «Марисе» доказывает, что и гуашь, и темпера во времена акрила по-прежнему актуальны. Основой экспозиции стали гуаши Алексея Соколова, которого в галерее называют по-свойски «дедом», — пейзажи, созданные в 1960-е годы. Здесь же работы его современников Петра Оборина и Александра Репина.

Всего художников 15, работы очень разные. Здесь и театральные эскизы Татьяны Бруни, сделанные в период эвакуации театра оперы и балета им. Кирова (Ленинград) в Перми во время Великой Отечественной войны, и шестидесятнические абстракции авангардистки Ольги Потаповой, родившейся ещё в XIX веке. Много работ плеяды выпускников нижнетагильского «худграфа», философские работы ведущих пермских профессионалов — Вячеслава Смирнова, Анатолия Френкеля, Александра Казначеева.

Все работы — доказательство взаимовлияния техники и эстетики, и сложно понять, когда художник следует за фактурой краски, доверяясь ей, а когда, напротив, выбирает материал и технику, стремясь воплотить авторскую идею.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться