Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Не слишком ли много серого?»

Пермская государственная художественная галерея представила новую концепцию развития и фирменный стиль

Поделиться

Новая музейная концепция призвана стать опорой для архитектора, который возьмётся строить или реконструировать новое здание для галереи. Так сообщили 25 февраля на презентации её авторы — директор Пермской государственной художественной галереи (ПГХГ) Юлия Тавризян, искусствовед Наталия Толстая и эксперт творчес­кой группы «Музейные решения» Наталья Копелянская.

Презентация прошла при повышенном стечении заинтересованной публики: стулья собирали со всех кабинетов, толпа заполнила два зала. Тем не менее мероприятие было скромным, непродолжительным по времени и не вызвало особых вопросов.

Не будет преувеличением сказать, что многих увиденное и услышанное разочаровало. Сказать об этом вслух решилась, однако, только депутат Законодательного собрания Пермского края Лилия Ширяева, которая задала прямой вопрос: «А в чём, собственно, концепция развития?»

Докладчики пояснили, что новизна представленной концепции — в новой открытости. Если в прошлом акцент в музейной деятельности делался на хранении произведений искусства, то отныне акцент будет сделан на их презентации. Юлия Тавризян назвала это решение «музейным переворотом».

Концепция сформулирована на период 2014—2020 годов. В это время, по мнению авторов документа, должен произойти переезд галереи в новое здание, поэтому стратегия разбита на три этапа: до переезда, переезд и после переезда. Предлагается в период подготовки к переезду и создания постоянной экспозиции на новом месте заранее спланировать и проводить временные выставки в различных районах Перми и в городах Пермского края с участием приглашённых кураторов, активно участ­вовать в российских проектах.

Как объяснила Юлия Тавризян, если сейчас, работая внутри одного, пусть знакового, здания, галерея принимает лишь уже мотивированных посетителей — «тех, что сами пришли», то много выставок в разных географических точках должны замотивировать и привести в музей новых посетителей — тех, кто раньше не ходил в музей.

Наталья Копелянская сформулировала стратегию галереи как «развитие коллекции, новации в управлении, новые посетители». Для развития коллекции предлагается создать эндаунмент — то есть фонд целевого капитала, а также собрать клуб друзей музея и использовать краудфандинг для финансирования реставрационных проектов.

Кроме того, по мнению экспертов, галерее необходима новая кадровая стратегия и организационная структура, новые виды активности и массированный выход в виртуальное пространство (хотя здесь, как отметили авторы концепции, ПГХГ уже российский лидер).

В цифрах концепция выглядит следующим образом: на переезд потребуется 150 млн руб., на содержание нового здания — 35 млн руб. в год, на основную деятельность музея — 58 млн руб. в год, при этом возможности софинансирования из сторонних источников эксперты оценивают в 17 млн руб. в год. В настоящее время весь бюджет учреждения составляет 34 млн руб. в год.

Разумеется, все ждали разговора о новой постоянной экспозиции ПГХГ. Однако здесь эксперты были кратки: Наталия Толстая лишь сказала, что «сердцем, стержнем» экспозиции станут пермская деревянная скульптура, строгановская икона и строгановское шитьё, а от этого «стержня» будут расходиться «лучи», посвящённые другим разделам искусства. При этом традиционный хронологический принцип показа предлагается сохранить лишь отчасти и основываться на других, «сюжетных» принципах.

Это-то и разочаровало наблюдателей: может быть, признание пермской деревянной скульптуры «сердцем» экспозиции — большое открытие для иногородних экспертов, но для пермяков это очевидность, граничащая с банальностью.

Более конкретно о новой экспозиции эксперты говорить отказались, так как для конкретики необходимы архитектурные решения.

Кроме концепции развития был представлен новый фирменный стиль галереи, разработанный дизайнером Александром Ходотом. По словам Юлии Тавризян, этот фирменный стиль будет внедряться прямо сейчас, не дожидаясь переезда: постепенно будут перекрашиваться стены, меняться навигация.

В качестве фирменного знака галереи Ходот предложил нечто весьма лаконичное: на сером фоне — жёлтая горизонтальная черта, а под ней — белая точка. То, что это не вполне понятное сочетание знаков заменит всеми любимого трубящего ангела, вызвало активное неприятие публики.

Ирина Филичкина, дизайнер одежды, куратор фестиваля моды «Красное платье»:

— Сочетание серого с жёлтым — это, вообще-то, хорошо. Но пока мне и всем нам не объяснили, что означает этот логотип, это просто точка и черта, и читается так, что под галереей подвели черту и поставили точку. Это страшный знак. Просто страшный.

Разработки Ходота вызвали у части зрителей презентации сомнения, которые выразил за всех министр культуры Пермского края Игорь Гладнев: «Не слишком ли много серого?»

Действительно, основным фирмен­ным цветом музея становится серый в сочетании с ярко-жёлтыми элементами.

Юлия Тавризян и её соавторы ответили, что цветовая гамма получилась «на самом деле, очень оптимистичная». Центральный образ нового стиля — вид сверху на зрителя, обращённого к картинам. По словам авторов концепции, возможность такого ракурса — особенность ПГХГ, поскольку очень немногие музеи имеют такую архитектурную деталь, как церковные хоры. Звучали мнения о том, что хорошо бы в новом здании музея сохранить внутренние балконы.

Авторы концепции настаивают именно на строительстве нового здания, а не реставрации приспособленного. При этом здания, созданного специалис­тами по музейной архитектуре и технологиям, так как, по выражению Наталии Толстой, «спорт высоких достижений не создаётся на дворовых площадках; то же и в культуре — высокий уровень пермской коллекции требует соответствующего уровня подачи».

Презентация концепции развития Пермской государственной художественной галереи вызвала разнообразные отклики, «общим знаменателем» которых можно считать озабоченность судьбой музея и стремление найти в представленных разработках что-то хорошее.

Игорь Луговой, архитектор, член рабочей группы по новому зданию для Пермской государственной художественной галереи:

— Это, конечно, не столько градострои­тельная, сколько гуманитарная концепция, но она однозначно поможет архитектору, который будет заниматься проектированием нового музейного здания. Идея новой музейной открытости поможет по-новому взглянуть на архитектуру музея, избавиться от стереотипов и консерватизма в подходе к проекту.

Елена Меркушева, заместитель директора Пермского краеведческого музея по науке:

— Для меня как для музейщика в этой концепции нет ничего непонятного, нет ничего особо нового и сверхъестественного. Но, наверное, там этого и не должно быть: это ведь изложение основных принципов, а не конкретных художественных решений конкретной экспозиции. Это документ, который просто должен быть и который должны увидеть представители властей — те, от кого зависит судьба галереи.

Татьяна Санникова, директор Пермского краевого дома народного творчества «Губерния»:

— Мы понимаем, что галерея сейчас находится в очень жёсткой ситуации, и это мероприятие было просто необходимо, чтобы показать чиновникам, что это не рядовое «культурно-досуговое учреждение номер такой-то», а музей, который виден на столичных горизонтах. По количеству и составу публики было видно, с какой болью культурное сообщество относится к судьбе галереи. В таких ситуациях мы забываем, что все мы — конкуренты в битве за бюджет, потому что понимаем: без развития ключевых институций вся наша деятельность теряет смысл.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться