Юрий Василенко

Юрий Василенко

руководитель направления «Политология» НИУ ВШЭ-Пермь

ЕГЭ по «Обществознанию» как тест для современной школы

Поделиться

Единый государственный экзамен, будучи структурно и содержательно сложной процедурой, проходит в несколько этапов, и первый из них — своеобразная «точка невозврата», когда школьники должны определиться с тем, какие предметы из необязательных они будут сдавать.

Занимаясь на протяжении многих лет «Обществознанием», которое включает в себя ни много ни мало сразу шесть социальных наук (социальная философия, политология, социология, психология, экономика и право), хотел бы озвучить несколько «размышлизмов», основываясь как на собственном, так и чужом трагическом опыте.

Любой человек, который хотя бы раз в жизни сталкивался с ЕГЭ по «Обществознанию», знает, что экзамен состоит из трёх частей, и если в частях «А» и «В», которые проверяет машина, школьники должны решать тесты и, скажем так, «шарады», то в части «С», проверяемой педагогами-профессионалами, дети уже не просто отвечают на формализованные вопросы, а, наоборот, пишут по большей части собственные тексты и могут тем самым показать всё, на что они способны без привязки к конкретным дидактическим единицам.

Проблема заключается в том, что некоторые люди, далёкие от ЕГЭ, до сих пор почему-то абсолютно уверены, что экзамен — это исключительно тесты, на которые необходимо натаскивать их детей как минимум в течение двух последних лет обучения в школе. Откуда они это знают? Ответ очевиден: об этом говорили по телевизору уважаемые люди. Отсюда вопрос: в какой это момент тесты как одно из возможных и далеко не самых эффективных средств проверки знаний стали превращаться в самодостаточную методику преподавания предмета, очерчивая одновременно и его содержательную составляющую?

Разложим проблему тестов в ЕГЭ на четыре составляющие.

1. Любой тест в формате ЕГЭ проверяет «точечное знание». Но какова цена этой «точки»?

Все вопросы предвосхитить невозможно в принципе. Более того, вопросы, предлагаемые в различных пособиях, на экзаменах не встречаются. ЕГЭ — это не теоретический экзамен на права в ГИБДД. Отсюда школьник, ответивший на тысячу вопросов до экзамена, обязательно столкнётся на экзамене с 1001-м. И какова будет его реакция? Какова гарантия и степень его успеха? 25 %, согласно теории случайных чисел.

Таким образом, если подготовка к ЕГЭ сводится исключительно к решению тестов, мы можем гарантировать не более четверти баллов в части «А». А сколько нужно для поступления в престижный вуз?

2. Любой тест — это не вопрос, на который необходимо найти правильный ответ; любой тест — это приглашение к изучению целой темы.

Решая тесты, школьник должен не просто выбрать правильный ответ из четырёх предложенных, на этапе подготовки он ещё должен развернуто обосновать, почему этот ответ является правильным, а этот — неправильным. Для этого он должен сформулировать целый текст объёмом как минимум на полстраницы. А для этого ему необходимо пойти и почитать учебники, энциклопедии и всю остальную учебную и вспомогательную литературу; разобраться в понятиях, проанализировать различные «точки зрения», определить степень убедительности их аргументов и проделать еще десяток сопутствующих аналитических операций. В результате один вопрос в тесте предполагает системную и целенаправленную работу школьника в течение целого дня. Мы же решаем по 100 вопросов в сутки и думаем, что абсолютно готовы.

3. Согласно нынешнему стандарту, основанному не на предельно устаревшей знаниевой парадигме, а на компетентностном подходе, роль учителя в учебном процессе — это не роль ретранслятора, который зачитывает вопросы и сверяет ответы школьника по таблице правильных ответов в конце пособия.

Учитель должен погружать школьника в определённую — классическую интеллектуальную — культуру и формировать у него системное и концептуальное не столько даже знание, сколько понимание предмета. А в случае с «Обществознанием» — шести предметов одновременно. Для профильных классов — как минимум четырёх (экономика и право преподаются отдельно).

4. Только знание дидактических единиц — это путь в никуда.

Едва ли кто-то из взрослых, если это не стало его профессией, сможет ответить на большинство вопросов современной школьной программы по большинству предметов. И дело не только в том, что прогресс шагнул далеко вперед. Дело в том, что человеческий мозг, выполняя роль своеобразного «сепаратора», упорно отделяет полезное знание от бесполезного и отодвигает последнее на задворки памяти. Мы же упорно стараемся вбить в головы наших школьников знание, которое они впоследствии благополучно забывают. При этом мы до невозможности сократили иностранную литературу и нерусскую историю, а какую-нибудь музыку и вовсе за предмет не считаем.

Как представляется, решать проблемы с подготовкой к ЕГЭ нужно дедуктивно, не столько совершенствуя частные технологии и наращивая темпы, сколько изменяя лежащую в их основании философию образования.

На направлениях «История» и «Политология» НИУ ВШЭ-Пермь мы предлагаем исходить из следующего:

1. Гуманитарные предметы (история, литература, языки и музыка) должны стать в школе, в том числе и специализирующейся на математике и естествознании, приоритетными: именно они формируют воображение человека, расширяют горизонты его мировоззрения и мирочувствования, накачивают мозг подобно мышце и совершенствуют общие интеллектуальные способности человека, которые в дальнейшем пригодятся ему при освоении уже узких профессиональных предметов в вузе.

2. Современный учитель — это уже давно не носитель некоего «сакрального знания», которое он даёт ученикам, а те записывают и запоминают. Учитель — это культура. Есть культура — будет преподавание; нет культуры — преподавание может восприниматься как издевательство и насилие. Соответственно, и ученик должен читать классическую литературу, слушать классическую музыку и смотреть классическое кино. Нет классической культуры — не будет и будущего. Но готов ли к этому современный российский учитель, и что мы должны сделать для того, чтобы он был к этому готов? Ответы легко превращаются в новые вопросы.

3. Не нужно готовиться к ЕГЭ как тесту на уровень памяти, нужно погружаться в предмет как в океан, обладающий своей логикой и внутренними законами. Если это удалось, то любой экзамен, который по определению является всего лишь срезом знаний и демонстрацией компетентностей, покажется школьникам праздником и приятной прогулкой с элементами ностальгии по общеизвестным местам.

Удачи всем 11 июня!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться