Олег Андрияшкин

Олег Андрияшкин

издатель, ресторанный критик

Колбаса с лимонадом

Театры должны окупать себя сами

Поделиться

Известнейший питерский депутат потребовал на днях отправить всех (!) владельцев оружия к психиатру. Лицо, речь и образ мысли автора этой идеи безо всяких экивоков, сами по себе взывают к отечественной психиатрической науке, ибо на этом лице написано всё. Но речь не об этом.

Только в Пермском крае более 150 тыс. легальных владельцев оружия. Психиатров же в реальном мире намного меньше, чем депутатов. Как представляет себе законодатель этот процесс технически?

Предлагаю, раз уж неугомонный пыл рвётся из блокадного кольца в страну, отправить к врачам депутатов. Начать с малого. Мотивация предложения проста: люди, находящиеся у «неисполнительной» власти (но не несущие никакой ответственности за свою деятельность), способны принести обществу гораздо больше бедствий, чем законно вооружённые люди. Вполне лоялистские СМИ намекают, что пальба в офисах происходит сильно реже «подвигов» народных избранников.

Фонтанирование идеями заразно. Один пермский интернет-персонаж потребовал сформировать «новую идеологию региона». Всякие там заводы, шахты и иные нелепости — устарелый off. «В пермском обществе зреют новые тенденции...» Далее описаны толпы перспективных авторов видео, фотографов, театральных импресарио и иного креативного класса.

Предлагаю тест. Запереть в многокомнатной квартире в центре Перми фотографа, блогера, владельца мастерской граффити, пару сноубордистов, режиссёра и проч. — попарно. И дать им творить без меры.

В течение первой недели, возможно, им удастся заманивать к себе прохожих «посмотреть на инсталляции» — в обмен на принесение еды, напитков и поношенных тулупов (это я не о Плющенко, если что). Но каковы перспективы десятого, сотого и тысячного дня? Будут ли сантехники, врачи, электрики и разносчики пиццы всегда довольствоваться высоким или таки потребуют деньги за свои услуги? Откуда деньги? Ведь в наших палестинах, то есть в соседних квартирах и домах, исключительно их коллеги валяются в художественном беспорядке.

Если вы думаете, что я в бреду или что у меня приступ графоманства, вы ошибаетесь. А как ещё можно описать то состояние, когда на фоне быстро обрастающего минусами бюджета продолжается выделение диких миллионов на сценическое оборудование «пермской драмы»? Хоть кто-то подсчитал, во сколько обходится бюджету Пермского края один любитель театра? Заметьте — речь идёт не о гениях оркестров и не о новой сцене величайшего оперного (хотя и его, если честно, полтора века всем хватало, а тут внезапно хватать перестало)...

Зачем городская интеллигенция и представители знатных семей возмущаются, что вокруг Речного вокзала сплошь деклассированные люмпены барагозят? Ведь вы сами все деньги тратите на свои (подчёркиваю — свои) развлечения в театрах. Откуда возьмётся плебсу на спортплощадки, клубы по месту жительства, детские лагеря и «дома пионеров»?

Один пермский теат­рал обходится бюджету не менее чем в 20 тыс. руб. в год (мы ведь считаем, что настоящие любители ходят в этот храм искусства 5-10 раз за сезон). А на деле — думаю, что в два раза больше.

Миллиард на здание. Сто миллионов на сцену. Двадцать миллионов на проект. Ещё планируем 5-7 миллиардов потратить... Не приходит идея в голову, что театры должны окупать себя сами? Так было в России 1917 года, и почти так — во всём мире. Обязаны быть и «прогоревшие театры», которые населению всяческую муру впаривали, оттого и разорились. Надеюсь, ни для кого не новость, что аншлаги в Перми только в двух театрах?

Почему бы не поддерживать в Перми кино, которое бродит, как сирота, в попытках найти ресурсы на новые ленты? Поэтов и прозаиков, стесняюсь сказать? Почему бы не поддерживать «искусство для масс», как бы это ни по-пролетарски звучало?

Да, идея привозить за деньги бюджета зрителей, для того чтобы они смотрели мероприятия, созданные за деньги бюджета, на площадках, построенных за деньги бюджета, пушиста и богата. Но в ней чувствуется некая тавтологичность, не находите? И этот период, названный «пермской культурной революцией», был сметён мощным напором сермяжных театралов и почвенников. Беда в том, что кроме фотографов и нас, журналистов, на данной почве почему-то ничего путного не вырастает...


P. S. C горя зашёл в театральный буфет небольшого театра. Специально не скажу, в чей. Печальное и унылое зрелище. Музей общепита образца 1980 года. Тогда, в детстве, оперные бутерброды с колбаской и почти зощенковские пирожные казались этакими изысканными аксессуарами к покойному Онегину. Дополнениями к сказке, балу, лепнине и смешному биноклю. Тогда, в опере, это было «вау». Теперь, и не в опере, а по мотивам пошлых образов и «современной драматургии», я понял: колбаса и лимонад остались из «тех времён», причём даже не фигурально.

Идя на спектакль, помните, что вы в театре, а не в буфете!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться