Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Ангельское время

В галерее «Марис-арт» открылась выставка о непознаваемом

Поделиться

«Время ангелов» — это выставка арт-объектов с ангелами и часами. Два понятия, вынесенные в заголовок, соединены, казалось бы, чисто механически, поэтому экспозиция оставляет впечатление лёгкого кураторского хаоса. Тем не менее, хотя никто не подсказывает, что связывает ангелов и часы, формируется этакое философичное, созерцательное настроение.

Название выставке дала совершенно потрясающая фотография Валерия Заровнянных, умеющего поймать уникальный момент и превратить его в факт вечности. На фото изображён мужчина с мальчиком на плечах в зале деревянной скульптуры Пермской государственной художественной галереи, и ракурс подобран так, что крылышки деревянного ангела выглядывают из-за спины мальчишки, будто там и растут.

Можно очень прямо истолковать этот снимок: искусство превращает людей в ангелов. Можно и не толковать, а просто полюбоваться на выражение детского лица, на котором читается полнейшее потрясение от увиденного.

Фотография вообще занимает на удивление много места в «ангельской» выставке. Наверное, потому что пермские фотографы любят снимать деревянную скульптуру.

Марис

Каждый вышитый покровец – целая история
  Вадим Зубков

На снимке Михаила Каламкарова изображён наполовину «раскрытый» деревянный ангел: то есть половина лица отреставрирована, а половина — нет. Очень многозначительный и драматичный образ, который куратор выставки, искусствовед Пермского краеведческого музея Ольга Старцева считает метафорой духовного выбора между добром и злом.

В ряду фотографий особенно выделяются работы Анатолия Малиновского, который отличается удивительным умением не только увидеть в ржавом пятне на стене здания фигуру ангела, но и убедить зрителя, что ангел там действительно присутствует. Та же Ольга Старцева в кураторской аннотации пишет об одной из фотографий Малиновского: «Сцена распятия с предстоящими, увиденная художником на поверхности старых ворот, — как бы горящая небесным огнём икона, снятая в отражении окон и преломлении дневного света».

Увидеть возвышенное, ангельское в повседневности стремятся не только фотографы, но и графики. В серии акварелей Владимира Наседкина «Урал. В заброшенном храме. Кын» художник в одной плоскости совместил внешний вид полуразрушенного храма в Кыне, образы с его фресок и удивительный пейзаж этого села на Чусовой. Получилось, что ангелы и святые, полустёршиеся изображения которых сохранились на старых церковных стенах, как бы проникают в реальность.

Бывает, что ангелов как таковых в картине нет, но они где-то там, за кадром. Хочется почувствовать незримое присутствие ангела в классической гравюре Владимира Пименова «Ночь с портретом Циолковского»: мальчик вглядывается в тёмное пространство за полуоткрытой дверью деревянного дома, из комнаты, на стене которой — портрет Циолковского. Эта работа, конечно, скорее, про время, но контекст выставки заставляет надеяться, что где-то там, в тёмном пространстве, есть ангел-хранитель этого мальчика.

Классические работы, которых много в экспозиции, напоминают о вечности заявленной темы и создают благородный, возвышенный контекст для презентации произведений пермских художников. Здесь — и тиражные гравюры известных советских и зарубежных авторов (руководители «Мариса» заявляли присутствие «Меланхолии» Дюрера, но гравюра была куплена, не дождавшись открытия выставки), и экспонаты из хранилищ Пермского краеведческого музея, среди которых особое внимание привлекают, конечно, крестообразные покровцы — текстильные салфетки, на которые во время церковной службы ставят потиры. Каждый покровец (а их в экспозиции три) — отдельная история: золотое шитьё, вышивка бисером, инкрустации самые разнообразные, вплоть до того что на одном из покровцов инкрустированы ангельские лики, нарисованные маслом на холсте. С ними гармонирует и выступает своего рода преемником текстиль Ольги Субботиной — шитое изображение деревянного пермского ангела.

Марис

«Ангел» Натальи Корчёмкиной на фоне музейного времени
  Вадим Зубков

Вообще, в экспозиции много объёмных, рукотворных вещей. Скульптуры Натальи Корчёмкиной и Анатолия Овчинникова — наглядные противоположности: у Овчинникова умиротворённый, какой-то облачно-белый каменный ангел, а у Корчёмкиной тёмный, загадочный, угрюмый лодочник (скульптура называется «Ночное плаванье»), который вызывает тревожное ощущение неясного, теряющегося в туманном будущем пути.

Если ангелы в большинстве работ присутствуют буквально, то время, как правило, — метафорически. Лишь Владислав Дёгтев вынес время в название своего полиптиха. Название лукавое: «Время, которое побеждает Любовь». Кто кого побеждает? Можно прочитать двояко. Художник прибегает к редкому в наше постмодернистское время жанру аллегории — иносказания гораздо более простого, даже буквального, чем, например, символ. Но это не настоящая аллегория, а хитрая стилизация: недаром аллегорические фигуры, выписанные, казалось бы, по всем эстетическим законам барокко, в то же время причудливо деформированы и даны в непривычном ракурсе.

«Время ангелов — это не золотой сон человечества. Это внутреннее время человека, жизни его души и тела, где не действуют законы физики. Или, скорее, состояние. С рождением человека наступает и его время ангелов», — рассуждает Ольга Старцева. Прекрасная иллюстрация к этим словам — графика Анатолия Френкеля — полуабстрактные образы, полные мощной метафизики.

Тщательное, подробное знакомство с работами убеждает: взявшись за «ангельскую» тему, пермские художники вовсе не склонны к ангельской благости. Скорее, это повод для размышления о тайнах мироздания, о непостижимости материи времени и готовности человека к встрече с чудесами, как добрыми, так и жестокими.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться