Татьяна Власенко

Татьяна Власенко

журналист

Вячеслав Белов: Нередко предприниматель добровольно попадает в ловушку

Уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае рассказал о своём видении проблем в деловом сообществе региона

Поделиться

— Вячеслав Артурович, в декабре 2013 года в Кирове состоялось первое заседание Совета уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах ПривФО. Таким образом, Приволжье стало единственным в России федеральным округом, где создан совет, объединяющий всех региональных бизнес-омбудсменов. В чём его смысл?

— Логика создания окружного совета понятна. В России новый институт государственной защиты прав предпринимателей на федеральном уровне сформирован в полном объёме и легитимен (есть указ о назначении уполномоченного при президенте РФ, федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ», а также внесены изменения в действующее законодательство в связи с принятием этого закона). А вот в регионах создание соответствующих структур находится пока на разных стадиях.

В некоторых территориях уже не первый год действуют уполномоченные, которые назначены в соответствии с региональными законами. В ряде субъектов уполномоченные работают на общественных началах. Есть уполномоченные, назначенные указами высших должностных лиц субъектов Федерации, в том числе в Пермском крае. Сегодня во всех 14 регионах ПривФО уполномоченные есть, но у них разный статус, различный опыт и практика.

Основная задача совета — создать площадку, на которой уполномоченные могли бы обсуждать возникающие проблемы, варианты решения тех или иных вопросов и получать поддержку. Это принципиальная позиция аппарата полпреда.

— В Пермском крае есть проблемы, которые вы хотели бы обсудить в рамках совета?

— Есть проблема, которая актуальна не только для Прикамья. Это размещение нестационарных торговых объектов (НТО).

Казалось бы, такой простой вопрос. Но в действительности он сложен, поскольку по-разному решается с каждым конкретным предпринимателем. Отсутствие общих подходов к правилам размещения (а иногда, наоборот, наличие общего подхода — желания просто прикрыть все нестационарные торговые точки) — это тема, которую стоит обсуждать совместно. Ведь нестационарной торговлей, хотим мы этого или нет, сегодня занимается достаточно большое количество предпринимателей.

Конечно, мы все хотим порядка и красоты на территории своего проживания. С этой точки зрения, наверное, логично, что в центре городов, посёлков должны действовать единые правила. Но это не значит, что такой торговли не должно быть нигде. Или должны существовать специальные правила, которые ограничивают людей в предпринимательской деятельности.

Проблема существует практически везде и решается произвольно, что, на наш взгляд, критично. С одной стороны, казалось бы, это вопросы местного значения. С другой стороны, когда в нормативно-правовых актах муниципального уровня есть какие-то специальные усмотрения, то они могут являться основанием как для правомерного, так и для неправомерного отказа в занятии предпринимательской деятельностью. В том числе, для злоупотреблений, создания коррупционных схем.

Но при этом я бы не сказал, что муниципалитеты плохие и злоупотребляют административным ресурсом. У них свои проблемы — постоянные изменения федерального регулирования.

К примеру, меняется федеральный закон «О торговле», появляются новые понятия, корректируются правила размещения торговых объектов. Меняется земельное законодательство, меняются правила зонирования, земельные участки для строительства и размещения объектов выделяются по результатам аукционов. Всё это, так или иначе, сказывается на муниципальных нормативно-правовых актах, которые тоже требуют обновления. Корректируется и сама практика правоприменения. Это системная проблема, которую ещё предстоит решать.

— На что или на кого чаще всего жалуются предприниматели?

— На 31 декабря 2013 года в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае поступило 164 обращения. Вопросы самые разные. Но в основе большинства из них, к сожалению, лежит недостаточное знание предпринимателями своих прав и действующего законодательства.

Как результат — недостаточно корректное исполнение предпринимателями действующих нормативно-правовых актов. Это приводит к нарушениям, которые выявляются контролирующими органами, к жалобам со стороны потребителей, а иной раз — и к конфликтам между партнёрами по бизнесу. Это одна из самых серьёзных проблем, которую я вижу сегодня в предпринимательском сообществе.

Если говорить собственно о жалобах, то значительное их количество связано с использованием муниципального, федерального имущества и земельных участков, различного рода разрешительными процедурами. Эти проблемы формально выглядят простыми. Но на самом деле они решаются с трудом.

Изменение федерального законодательства логично, закон требует максимально эффективного использования имущества и земли. В то же время оно невероятно усложнило работу по заключению договоров на аренду муниципального имущества, на получение права приватизировать в приоритетном порядке долгосрочно арендуемое муниципальное имущество, на выделение земельных участков для ведения предпринимательской деятельности и крестьянско-фермерских хозяйств, на получение разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию и т. д. И часть муниципалитетов просто затягивают решение этих вопросов. В том числе — по проведению аукционов.

Есть, безусловно, у бизнеса проблемы, связанные с деятельностью контролирующих и надзорных органов.

— То есть, бизнес по-прежнему «кошмарят»?

— Я бы так не сказал. Часто бывают ситуации, когда сами предприниматели действуют неправомерно.

В аппарат уполномоченного поступили четыре жалобы на контролирующие органы. Но оказалось, что основанием для внеплановых контрольных проверок стали жалобы клиентов на владельцев бизнеса. Предприниматель доказывает, что его неправомерно проверяют, а на самом деле покупатель написал на него жалобы во все инстанции, утверждая, что фирма торгует контрафактной продукцией. И контролирующие органы были обязаны принять жалобы к рассмотрению, провести по согласованию с прокуратурой проверку, в том числе изъять продукцию не экспертизу. Говорить о том, что это незаконно, по сути, нельзя.

Есть группа жалоб по поводу привлечения к уголовной ответственности предпринимателей, работающих в сфере ЖКХ, по заявлениям ресурсоснабжающих организаций, которым управляющие компании не оплатили поставку тепла, газа, электроэнергии. Бизнесмены настаивают: раз нарушения происходят в гражданско-правовой сфере, то уголовных дел быть не должно. Это правильная позиция, но только при условии, что ими не было допущено хищения, присвоения средств собственников жилья.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей не занимается следствием и не знает, есть ли в том или ином случае состав преступления. Он следит за тем, чтобы были исключены нарушения процессуальных норм. Тут важен сам подход. Если люди никуда не собираются бежать, если этот спор имущественный, то нужно ли в принципе возбуждать уголовное дело и, тем более, содержать людей в местах заключения?

В отдельных случаях правоохранительные органы соглашаются с замечаниями, которые высказываются уполномоченным, в частности, когда неправомерно изымаются и удерживаются личные вещи человека, не имеющие отношения к возбуждённому уголовному делу. Бывает, изымаются документы юридического лица, что приводит к остановке его работы вплоть до невозможности дальнейшего функционирования бизнеса. Такие случаи немногочисленны, и после обращения уполномоченного правоохранительные органы занимали по отношению к таким фактам взвешенную позицию.

— В каких ещё направлениях удаётся помочь предпринимателям?

— Конкретный пример. Было обращение перевозчиков, обеспечивающих внутренние и междугородние льготные перевозки отдельных категорий пассажиров. Эти затраты должны возвращаться предпринимателям, в том числе из краевого бюджета. Но на протяжении ряда лет они компенсировались только на основании судебных решений.

Я обратился к председателю краевого правительства, и после ряда совещаний получил от исполнительной власти официальное письмо. В нём сообщается, что на первое полугодие 2014 года запланированы мероприятия по решению проблемы. Для меня было бы идеально, если бы решение носило системный характер, и все перевозчики в упрощённом порядке, а не через суд, получали возмещение своих затрат.

— Продолжает ли сокращаться в крае количество малых предприятий, бум ликвидации которых пришёлся на осень прошлого года?

— С ноября 2012 по ноябрь 2013 года число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в крае сократилось более чем на 17%, и на 1 декабря составило 70590 человек. Годом ранее их было свыше 85 тыс.

Однако с октября 2013 года число субъектов предпринимательской деятельности не сокращается. То есть число ИП ещё уменьшается, но количество субъектов предпринимательской деятельности в целом стабилизировалось за счёт юридических лиц. Похоже, «дно» этого кризиса пройдено в октябре. В ноябре число субъектов предпринимательской деятельности уже выросло на 44 единицы.

— Активное сворачивание бизнеса эксперты связывали с ростом отчислений в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей...

— Это так и не так. На самом деле сказалась совокупность действий по ужесточению федерального законодательства.

Толчком действительно стало увеличение фиксированного платежа в Пенсионный фонд для предпринимателей, находящихся на спецрежиме налого­обложения. А также то, что их мнение не было услышано федеральными законодателями: в 2013 году изменений в порядок и размер платежа не было внесено. Но с 2014 года изменения утверждены. Для предпринимателей с низкими доходами платёж, по сути, останется на уровне 2012 года. Но для части предпринимателей он всё же вырастет.

В этом есть логика. Те, у кого высокие доходы, могут себе позволить больше заплатить в казну. Проблема была в том, что многие предприниматели просто по виду своей деятельности не могли платить взносы в установленном размере. В частности, такие виды бизнес-деятельности, как парикмахерские услуги, репетиторство, сдача жилья внаём, сбор ягод и грибов и многие другие, малодоходны и не могли существовать в предложенном государством режиме.

Ещё одна причина ликвидации малых предприятий была связана с тем, что в 2013 году появился запрет на продажу пива в нестационарных торговых объектах. Это также послужило основанием для сдачи свидетельств значительным количеством предпринимателей. Затем были приняты ограничения по времени и по месту продажи крепкой алкогольной продукции.

Кроме того, была проведена кадастровая оценка земли, и в связи с этим увеличились платежи за этот ресурс. Так что для такого бума был целый комплекс причин.

Предпринимательская деятельность изначально подразумевает наличие рисков. К примеру, могут увеличиться налоги, может вырасти арендная плата, может снизиться доходность в той или иной сфере деятельности. А есть ещё конкуренция, возможный приход на рынок новых игроков. Поэтому было бы неправильно говорить о влиянии на состояние бизнеса только налоговой политики государства.

Всё гораздо проще и сложнее. Для перевозчиков критично увеличение стоимости бензина. Для энергоёмких производств — повышение тарифов естественных монополий. В сельском хозяйстве свои проблемы. Так, плата за клеймение тушки кролика выросла за 2013 год в шесть или семь раз.

Для каждого предпринимателя важно регулирование в его сфере. Человек, принимая решение заниматься тем или иным бизнесом, должен просчитывать и возможные риски.

— Статистика говорит о том, что за три последних месяца прошлого года число обращений в ваш офис значительно возросло. С чем это связано?

— Это связано с тем, что институт уполномоченного по защите прав предпринимателей становится более узнаваемым. Но надо понимать, что пока он работает не в соответствии с региональным законом, а в соответствии с указом губернатора от 15 апреля 2013 года. Те полномочия, которые предусмотрены региональным законом, пока не могут использоваться в полной мере.

— Когда у вас такие полномочия появятся?

— В апреле 2013 года, благодаря активной позиции губернатора, региональный закон был внесён на рассмотрение краевого Законодательного собрания. К сожалению, по сравнению с рядом субъектов мы достаточно долго принимали этот документ. 11 ноября прошлого года закон «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Пермском крае» №250 был принят, а 29 ноября вступил в силу.

В законе «О бюджете Пермского края на 2014 и на плановый период 2015—2016 годов» предусмотрено финансирование деятельности нового института. Надеюсь, что на февральском пленарном заседании Законодательного собрания Пермского края этот вопрос будет обсуждён, и край определится с кандидатурой уполномоченного в соответствии с краевым законом. Затем предстоит регистрация юридического лица, формирование аппарата. Думаю, что с марта институт будет работать уже по закону.

— У вас будет больше возможностей влиять на ситуацию? Что вы сможете делать из того, что не можете сейчас?

— Очевидно, что будет больше возможностей по защите прав предпринимателей Пермского края. Пока в статусе советника губернатора — уполномоченного по защите прав предпринимателей я не могу, к примеру, обратиться в суд, направить в органы государственной власти и местного самоуправления обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности. Отсутствует реальная возможность запрашивать и получать от территориальных органов, федеральных органов государственной власти и должностных лиц необходимые сведения, документы, материалы, а также право направлять губернатору мотивированные предложения об отмене и приостановлении действия тех или иных актов, ущемляющих права предпринимателей. Нет права принимать (с письменного согласия заявителя) участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля и так далее.

Это только часть того, что предусмотрено законом об уполномоченном. Значительное количество полномочий предусмотрено законом о внесении изменений в действующее законодательство РФ в связи с принятием федерального закона об уполномоченном. В частности, это вопросы, связанные с правом посещения уполномоченным мест заключения, с правом получения из единых государственных реестров информации. Это то, что в принципе может позволить институту уполномоченного более эффективно решать поставленные перед ним задачи.

— Вам нравится ваша работа?

— Очень нравится. Те, кто меня знают, говорят: наконец-то ты нашёл то, чем всегда хотел заниматься. Общение, совершенно разные ситуации, чаще всего — непростые, любые отрасли, не только права, но и реальной экономики.

Есть люди, которые приходят со словами: «Мы понимаем, что не ваши клиенты, но просто хотим рассказать ситуацию». Это важно для меня, чтобы представлять, насколько занятие бизнесом сложно.

Возможно, я повторюсь, что пришёл к удивительному выводу: значительная часть предпринимателей имеет проблемы потому, что недостаточно внимания уделяет документам, не смотрит заключаемые собственноручно договоры аренды, купли-продажи. Люди бывают настолько неосмотрительны, что могут заключить договор поставки по интернету, заплатить деньги непонятно куда и не получить, естественно, ожидаемого результата. Иные подписываются под какими-то санкциями, составляющими 300% годовых. Или заключают договоры с крупными организациями о рассмотрении дел при возникновении судебного спора в третейских судах, находящихся, например, на Дальнем Востоке. Нередко предприниматель добровольно попадает в ловушку. Приходится помогать, параллельно повышая грамотность заявителей.

Конечно, огромная радость, когда удаётся защитить права предпринимателя, и ты видишь реальный результат своей работы. Всё это в совокупности делает работу уполномоченного очень интересной. Кстати, в Пермском крае открылись и работают 25 центров поддержки предпринимательства, сотрудники которых оказывают предпринимателям более 160 видов бесплатных услуг, включая консультации по различным направлениям деятельности, правовым вопросам.

Много времени приходится уделять и общественной деятельности. В 2013 году зарегистрирован и начал работу региональный Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», созданный общественными организациями предпринимателей края для защиты от коррупции, рейдерства, административных барьеров (уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае входит в состав семи различных общественных советов и комиссий).

В 2014 году у меня есть планы по назначению в муниципальных районах Пермского края общественных уполномоченных по защите прав предпринимателей, представителей краевого уполномоченного, сформировать при региональном уполномоченном общественный, наблюдательный и экспертные советы. В настоящее время совместно с аппаратом уполномоченного при президенте РФ ведётся работа с Советом Европы, который привлекает уполномоченных в качестве экспертов в рамках проекта Евросоюза и Совета Европы по противодействию на территории РФ коррупционным практикам.

Так что работа исключительно интересная. Надеюсь, что опыт моей предыдущей деятельности — преподавание, государственная служба, работа в финансово-промышленной компании — также поможет защищать права и законные интересы предпринимателей Пермского края.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться