Ольга Дерягина


Год тревог

Ответ на вопрос о намерениях Виктора Басаргина — «всерьёз ли и надолго ли?» — теперь очевиден. Всерьёз и надолго

Поделиться

Уходящий 2013-й был годом ожидания перемен. Перемен к худшему — к ещё большему закручиванию гаек в государственной машине, к продлению властной вертикали до самых низовых мест, к затягиванию бюджетных поясов. Таившиеся в душах пермских политиков страхи на протяжении последних 12 месяцев постепенно вылезали на поверхность, находя выход в разных чудных комбинациях и альянсах. Настроение «последнего дня» и стремление ухватить хоть что-нибудь «здесь и сейчас» царили повсюду.

Скриванов-и-Басаргин

«Мы не твари дрожащие и хотим, чтобы с нами считались», – так можно сформулировать message группы рассерженных законодателей в адрес краевой исполнительной власти

Ключевым вопросом региональной политической повестки-2013 стало противостояние краевого Законодательного собрания и новой губернаторской команды. Недовольство депутатов вызвали предложения правительства по предоставлению налоговой льготы «Газпрому», акционированию имущественного комплекса международного аэропорта «Пермь» в интересах «Реновы» и нереалистичный подход к формированию проекта краевого бюджета на 2014-2016 годы.

Суть претензий законодателей к чиновникам сводилась к двум основным моментам: во-первых, перечисленные инициативы однозначно приведут к негативным последствиям для Пермского края, во-вторых, члены краевого кабинета министров ничего не хотят об этом слышать и уверены в собственной правоте.

«Мы не твари дрожащие и хотим, чтобы с нами считались», — так можно сформулировать message группы рассерженных депутатов. Однако к концу года их ряды изрядно поистрепались. На «поле битвы» остались три «бойца» с разным уровнем запала и индивидуальной мотивацией: Дмитрий Скриванов, Юрий Борисовец и Алексей Луканин. Остальные по тем или иным причинам отступили. Одним, как судачат, припомнили хранящиеся «скелеты в шкафу», другим сделали предложения, от которых те не смогли отказаться.

Как бы то ни было, но под влиянием разных факторов, в том числе господствующего сейчас настроения «получить хоть что-то», сформированного ожиданиями «тощих лет», к концу года стало ясно — о появлении системной парламентской оппозиции и речи нет.

Кажется, что победителем из продолжавшейся в течение 2013 года конфронтации вышел губернатор Виктор Басаргин. Значимых результатов его оппонентам добиться не удалось. Зато заявили о себе весомые сторонники. В Законодательном собрании возникла группа депутатов, демонстрирующих лояльность действующей исполнительной власти региона. Её неформальным лидером считается Владимир Нелюбин, а его рупором нередко выступает представитель рабочего класса Пермского края в Госдуме Валерий Трапезников.

В Николин день, 19 декабря, состоялось ритуальное низложение одного из главных оппонентов действующего режима: Дмитрия Скриванова исключили из политсовета отделения «Единой России» по Пермскому краю. Единороссы попытались завуалировать личную расправу над Скривановым, отчислив «до кучи» ещё семерых человек, но выглядело это зрелище весьма уныло. Впрочем, как всегда в пока ещё «партии власти» (подробности — в статье «Без сучка, но с задоринкой»).

Видимых успехов губернскому руководству удалось добиться и в деле борьбы с «призраками из прошлого». Из политического оборота и стратегических документов изъяты словосочетания «культурная столица», «развитие человеческого капитала», «проектный офис», «мамин выбор» и тому подобные анахронизмы чиркуновского наследия. Изгнание Марата Гельмана, которое, казалось бы, произошло давно, также приходится на 2013 год.

Вакансию придворного идеолога занял Кирилл Маркевич. За несколько месяцев его пребывания в Перми вкус хрена, который, как известно, редьки не слаще, перебил все остальные ощущения. Однако главная угроза стабильности нынешней краевой команды управленцев скрыта не внутри, а снаружи.

На протяжении всего уходящего года уровень самостоятельности губернаторов снижался, а степень возложенной на них ответственности за происходящее в регионах росла. В октябре министр финансов России Антон Силуанов публично заявил, что у президента появился ещё один повод для постановки вопроса о доверии губернатору, это — доведение региона до банкротства. Минфин готовит поправки в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым в случае, если регион наберёт долгов на 10% от своих доходов, его губернатору придётся заключить соглашение с министерством о мерах по восстановлению платёжеспособности и утвердить план в Законодательном собрании. А если долг не удастся снизить, то федеральное правительство сможет предложить главе государства отправить губернатора в отставку «в связи с утратой доверия».

В зоне риска оказывается большая часть субъектов РФ, и Пермский край не исключение. Причиной тому является спущенное сверху и не обеспеченное доходными источниками расходное обязательство по повышению зарплат бюджетников.

По расчётам Standard & Poor’s (S&P), ссылка на которые была опубликована в газете «Ведомости» 12 декабря, только из-за повышения зарплат расходы регио­нальных бюджетов в 2014 году вырастут на 7% (а в 20 регионах — более чем на 10%), в 2015-м — ещё на 10%. Чтобы исполнить «нефинансируемый мандат», потребуется около 1,7 трлн руб. в 2013-2015 годах и по 1 трлн руб. ежегодно в 2016-2018 годах. Ситуация усугубляется тем, что собственные доходы регионов сокращаются из-за стагнации экономики и отчасти из-за налоговых инициатив правительства — ускоренной амортизации и новой схемы уплаты налога на прибыль консолидированными группами, отмечают эксперты S&P.

В таких условиях экономически необоснованные шаги типа предоставления налоговой льготы «Газпрому» и передача по непрозрачной схеме частному оператору объекта, приносящего прибыль в краевой бюджет, сокращают путь к несостоятельности. Пермский край и так уже достиг невиданного — подобрался к предельному уровню дефицита регионального бюджета.

За сити-менеджером Перми Анатолием Маховиковым с мая тянулся шлейф нескончаемых слухов об его якобы скорой отставке. Есть основания полагать, что этим ожиданиям не суждено сбыться до тех пор, пока он сам не найдёт достойного применения своим навыкам Весной депутаты Пермской городской думы неожиданно поставили Анатолию Маховикову «неуд» за его работу на посту сити-менеджера. Причём действовали они настолько решительно и аргументы приводили такие железобетонные, что сомнений в серьёзности намерений расторгнуть контракт с наёмным главой администрации Перми ни у кого не возникало. Но — не свершилось. В день «Икс» на попятную пошёл затеявший всю эту бучу Владимир Плотников. Он лично предложил «дать Маховикову второй шанс», и думское большинство его послушалось.

После этой истории за Плотниковым закрепилось реноме «серого кардинала», а за Маховиковым потянулся шлейф нескончаемых слухов об его скорой отставке. Есть основания полагать, что этим ожиданиям не суждено сбыться до тех пор, пока действующий сити-менеджер сам не найдёт достойного применения своим навыкам. На муниципальной службе у него раскрылся настоящий управленческий талант. Дело даже не в присвоенном ему нынче звании «лучшего местного руководителя», а в том, что как бы кто ни старался его зацепить (с помощью силовых структур в том числе), пока никому это не удалось. «И ведь не подкопаешься!» — выразил свой восторг с нотками отчаяния один из представителей политического истеблишмента Перми.

Маховиков заручился поддержкой краевых властей, взамен якобы пообещав проводить все их инициативы на местном уровне. Одним из самых важных условий этого сотрудничества называют принятие Пермской городской думой поправок губернатора в Генеральный план Перми, которые предусматривают, в частности, перевод в другую категорию (пригодную для жилой застройки) земель бывшего аэропорта Бахаревка, лишение Черняевского лесопарка статуса особо охраняемой территории, изменение зонирования эспланады и т. д.

На выделенные из муниципального бюджета деньги экс-директор МБУ «Бюро городских проектов» Андрей Головин проанализировал поступившие из края предложения и дал на них отрицательное заключение. Как в такой ситуации будут вести себя пермские депутаты, станет известно ориентировочно в феврале 2014 года, когда соответствующий пакет документов придёт в гордуму. От этого решения во многом зависят сценарии дальнейшего развития событий в Перми.

Накануне Дня Конституции России и приуроченного к этой дате выступления главы государства перед Федеральным собранием завязалась новая, мощная интрига. Телеканал «Дождь» выдал в эфир информацию о готовящейся очередной реформе местного самоуправления, грозящей повсеместной отменой выборов глав городов и ликвидацией местных дум.

«Главная новация — изменение вертикали на местах, чтобы избежать конфликтов, как в Астрахани или Ярославле», — пояснял телеканалу источник из администрации президента РФ. Последовавшие за тем эфиром новости подтверждали информацию «Дождя».

«Опустить [местное самоуправление] на уровень районов», — предложила президенту Владимиру Путину на форуме Общероссийского народного фронта сопредседатель его центрального штаба Ольга Тимофеева. Города-«миллионники», состоящие из нескольких районов, не всегда эффективно управляются, объяснила она.

Сохранившемуся местному самоуправлению предложено дать «столько, сколько оно означает»: полномочия по ремонту дорог и уборке снега. Тимофеева попросила Путина обратиться к экспертам «и, возможно, подумать об изменениях в законодательстве», оговорившись, что о полном изменении федерального закона №131 о местном самоуправлении речи не идёт.

Едва ли не сразу после этого обращения стало известно о том, что прокремлёвский фонд Дмитрия Бадовского подготовил по заказу ОНФ два возможных варианта реформирования органов местного самоуправления.

Первый вариант реформы, как ра­зузнали «Ведомости», предполагает создание одноуровневой системы местного самоуправления и превращение глав городских округов и муниципальных районов в назначаемых губернаторами чиновников. При этом предлагается наделить местных депутатов правом голосовать за или против предложенных главами регионов кандидатур. Муниципалитеты должны заниматься только хозяйственными вопросами.

Второй вариант предусматривает формирование «городских агломераций» в крупных городах и столицах регионов. Предполагается, что в ведение новых структур перейдут вопросы промышленной и научно-технической политики, здравоохранения и дорожного строительства. Глав агломераций предлагается сделать назначаемыми, а в гордумы делегировать депутатов от муниципалитетов первого уровня. Оба варианта предусматривали отмену прямых выборов мэров, отмечали «Ведомости».

Делая своё ежегодное послание, президент РФ выразился в том духе, что необходимо «привести ситуацию [с местным самоуправлением] в соответствие со здравым смыслом и требованием времени». Это отнюдь не опровергает появившуюся ранее информацию о возможной подготовке очередной муниципальной реформы.

Да и заявление Путина во время его пресс-конференции 19 декабря о том, что он против отмены выборов мэров, также не позволяет поставить точку в начавшемся разговоре (подробнее — см. мнения экспертов по вопросам местного самоуправления Ирины Стародубровской и Эмиля Маркварта). Во многих городах, в том числе в Перми, институт выборности глав уже не существует. А проводящееся все последние годы перераспределение полномочий и доходных источников привело к тому, что на местном уровне реально остались вопросы уборки улиц от снега и неподкреплённые финансово обязательства по повышению зарплат бюджетникам. Поэтому встраивание органов местного самоуправления в систему государственной власти является свершившимся фактом. Дело лишь за формализацией status quo.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться