Оксана Клиницкая

Оксана Клиницкая

корреспондент

Авиадвигатели вместо танков

ОДК хочет построить в окрестностях Перми новый завод за $1 млрд

Поделиться

В рамках формирования единого производственного холдинга Объединённая двигателестроительная корпорация намерена заново построить Пермский моторный завод. Площадка для него уже найдена. Эксперты считают строительство нового завода оправданным решением, а его узкую специализацию — высокой компетенцией.

Попов и Масалов у губернатора

Сергей Попов и Владислав Масалов на встрече с Виктором Басаргиным

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) подыскала земельный учас­ток для размещения мощностей ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ). Площадка находится на окраине Перми, на выезде из микрорайона Садовый, рядом с Восточным обходом на месте бывшего танкового полигона и стрельбища, рассказал управляющий директор ПМЗ Сергей Попов. Объём инвестиций в новый завод, по его словам, составит $1 млрд. Сроки окупаемости в ОДК не разглашают, поясняя, что корпорация постарается их минимизировать.

Размер участка составляет 200 га, при этом ОДК требуется 40 га. Большую часть земли краевые власти рассчитывают отдать под технополис, поясняет Попов: «Край планирует, что мы выступим якорным застройщиком».

Генеральный директор ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» Владислав Масалов также отмечает, что корпорация будет «с удовольствием использовать кооперацию, что поможет поднять на более высокий уровень малый и средний бизнес». Такая политика, по его словам, реализуется во всех регионах, где есть сложное машиностроение.

Застройка не обойдётся без сложностей. Полигон находится в собственности Министерства обороны РФ. Поэтому краевое министерство промышленности и торговли в ближайшее время подготовит обращение в военное ведомство о переводе земли из федеральной собственности в краевую. «В любом случае мы будем заниматься проектированием, чтобы вести привязку завода к этой площадке», — отметил Попов.

В 2014 году будет разработан технологический проект нового завода, строительство, возможно, начнётся в середине 2015 года, рассказывают в ОДК. На возведение завода Сергей Попов отводит «максимум пять лет, больше времени нет». Сдача в эксплуатацию будет проводиться в три очереди.

Владислав Масалов пояснил потребность в строительстве нового завода тем, что существующая площадка ограничивает ОДК в части программ развития и технического перевооружения ПМЗ. Производственная программа рассчитана на 2015—16 годы, объём продукции за это время вырастет примерно в два раза по отношению к существующим объёмам, отметил глава ОДК. Это достаточно сложные задачи, признаёт он.

С 2016 года планируется серийный выпуск нового перспективного двигателя ПД-14, предназначенного для ближне- и среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21. Ежегодно будет выпускаться не менее 20—30 моторов.

С 2018 года ожидается резкий рост объёмов производства, без новых мощностей пермское подразделение ОДК окажется в сложной ситуации по выполнению гособоронзаказа, полагают в ОДК.

Проект вывода производства ПМЗ за пределы города ОДК направила в Министерство промышленности и торговли РФ. «Надежда есть, что такой план будет одобрен», — говорит Масалов. Он считает строительство нового производства более правильным и эффективным решением, чем реконструкция существующего завода.

Вопрос застройки танкового поли­гона Владислав Масалов обсудил с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным.

Однозначного ответа, где выгоднее разместить производство — на старом или новом месте, — дать нельзя, так как нет гарантированного заказа на продукцию пермских моторостроителей, который был бы прописан в твёрдых контрактах, отмечает главный редактор отрасле­вого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он считает, что если контрактация ПД-14 будет достаточно высокой, создание новой площадки за пределами Перми будет оправданным шагом как с точки зрения экологии, расширения производства, так и с точки зрения экономики.

Кроме того, новые площадки проектируются с учётом современных энергосберегающих и информационных технологий, контроля доступа. Когда они включены в проект, расходы на них гораздо ниже, чем если внедрять новации на территории существующих цехов. Проект, создаваемый с нуля, сможет учесть все современные и даже перспективные требования, считает Олег Пантелеев.

Если учитывать все мелочи, то внед­рение на старой площадке новых технологий обойдётся дороже, говорит он.

«Разместить современное оборудование в существующих цехах ПМЗ не так-то просто: двери не соответствуют габаритам оборудования», — детализирует Пантелеев.

По мнению главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, реконструкция су­ществующего производства может стоить дороже.

«Новый завод на новой площадке — это совершенно резонное решение, — размышляет эксперт. — Пермский моторный узел развивался исторически стихийно, производственные мощности оказались «раскиданы». Чтобы приспособиться к новым задачам, необходимо усовершенствовать процессы и производственную базу. Современное высокоэффективное производство создаст предпосылки развития технологически».

Владислав Масалов, генеральный директор ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация»:

— Такой проект мы никогда не реализовывали. Техническое перевооружение предприятий традиционно проводится на базе существующих производственных мощностей. В Перми планируется принципиально другой подход. Несмотря на масштабность инвестиций, мы докажем, что затевать такой проект стоит потому, что он окупаем и эффективен.

Алексей Синицкий считает, что у такого масштабного проекта, который затеяла ОДК, сроки окупаемости вполне могут быть большими: авиационный двигатель — сложнейшее техническое устройство, и двигателестроение тянет за собой развитие огромного числа отраслей промышленности, говорит эксперт. А сокращение сроков окупаемости скажется на цене двигателей и самолётов и, в конечном итоге, на их конкурентоспособности.

«Важнее не построить завод, а создать кооперацию предприятий ОДК, — считает Масалов. — Поскольку мы не будем создавать завод полного цикла (это формат прошлого века), ПМЗ станет финишером по основным двигателям ПС-90 и ПД-14: производство, сборка, испытание, отгрузка».

Сейчас определяется номенклатура, которая будет закреплена за ПМЗ с учётом выпускаемых заводом как авиационных двигателей, так и газотурбинных установок. Изготовление отдельных узлов будет закреплено за другими заводами ОДК исходя из их оснащения, комплектации профессиональными кадрами, наличия совершенных технологических процессов.

Современное производство устроено именно так, подтверждает Алексей Синицкий, это сложная схема кооперации, поставки just in time («в нужное время»): «Создавать производства, включающие все переделы, — это традиционный российский подход, унаследованный с советских времён. Такой монстр, с одной стороны к которому подвозят руду, а с другой стороны выходят самолёты, неэффективен и изжил себя. Мировые достижения как раз заключаются в том, чтобы иметь ключевые компетенции и этим пользоваться. Это перспективный подход, но и реализовать его непросто».

Если во времена СССР, когда серийность выпуска двигателей была высока, а требования обороны диктовали необходимость обеспечения автономности деятельности заводов, наличие полного цикла изготовления двигателя было оправданно, то сейчас эта схема ухудшает экономику отдельных предприятий и холдинга в целом, рассказывает редактор отраслевого агентства «АвиаПорт». Создавать центры компетенций и узконаправленные производства, которые специализируются на одном виде продукции, — это современная мировая практика. Такой курс способствует сокращению издержек и снижению себестоимости, с такими производителями сложно конкурировать.

Сейчас ПМЗ находится на Комсомольском проспекте, 93. Площадь земельного участка составляет 70 га. На производственной площадке вместе с ПМЗ размещены ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Редуктор-ПМ».

Напомним, в июне министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров поручил ОДК проработать два варианта: реконструкцию существующих мощностей и возможность переезда завода за пределы Перми. Ранее вероятными площадками размещения нового завода назывались Фролы и Новые Ляды.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться