Андрей Арсеньев


«Наша работа — конструирование будущего»

Министр правительственных информационных коммуникаций Пермского края о том, как ликвидировать административные барьеры

Поделиться
Евгений Балуев

Евгений Балуев

О том, что информационные технологии формируют настоящее гражданское общество, министр правительственных информационных коммуникаций Пермского края Евгений Балуев говорит без тени улыбки. У него есть на то веские основания: реальные действия по ликвидации административных барьеров и снижению коррупции. Сегодня Балуев не просто рассуждает о важной роли информационных технологий в государственном и муниципальном управлении — это уже аксиома, — но и пытается «попасть в формат» будущего, прогнозируя, какие направления работы министерства будут реально востребованы бизнесом и обществом.

Барьер на пути барьеров

— Евгений Евгеньевич, уходящий год в вашем ведомстве вполне можно назвать «годом МФЦ». Судя по лентам новостей, новые многофункциональные центры открывались в Пермском крае едва ли не ежемесячно. Это действительно востребованная услуга?

— Абсолютно точно — да. Первый многофункциональный центр мы открыли в марте 2012 года в Перми. С тех пор сеть развивалась, и на сегодняшний день работает 14 центров, из них пять — в Перми, остальные — в городах Пермского края: Соликамске, Березниках, Чайковском, Добрянке, Краснокамске и других.

За 2013 год с помощью МФЦ было оказано около 600 тыс. государственных и муниципальных услуг. По уровню развития сети, количеству и качеству оказываемых услуг Пермский край находится в первой «десятке» регионов России.

При открытии любого нового многофункционального центра для нас является принципиальным его местоположение. Он должен быть расположен вблизи остановок общественного транспорта, в шаговой доступности от главного пересечения основных городских путей. Ну, и конечно, строго следим за регламентами сроков оказания услуги, а также за тем, чтобы ожидание приёма специалиста МФЦ не превышало 15 минут.

— Поскольку МФЦ — дело довольно новое, наверняка не обошлось и без трудностей в их создании. С какими сложностями пришлось справляться в ходе реализации проекта?

— К техническим и организационным вопросам мы были вполне готовы, поэтому говорить о них как о «сложностях» нельзя. Отчасти мы были готовы и к тому, что население с долей опаски встретило новое учреждение — люди по привычке продолжали ходить по многочисленным кабинетам вместо того, чтобы получить услугу за одно обращение к специалисту многофункционального центра.

Мы довольно быстро поняли, что пренебрегать разъяснительной работой нельзя, и теперь открытие каждого нового МФЦ начинается со «Дня открытых дверей», когда мы рассказываем всем о преимуществах центра, отвечаем на вопросы, проводим экскурсии для посетителей. Таким образом, выдаём полную «инструкцию по применению».

— Сеть МФЦ планируется развивать?

— Безусловно. Уже определены новые точки открытия центров, в госпрограмме «Развитие информационного общества» на 2014 год заложено около 200 млн руб. Задача стоит такая: донести возможность получения государственных и муниципальных услуг не только в крупных городах края, но и самых малонаселённых пунктах.

Для этого мы, во-первых, достигли договорённости с «Почтой России» о создании небольших филиалов МФЦ на базе их отделений. Во-вторых, разрабатываем проект создания мобильных МФЦ. Это особенно актуально для отдалённых территорий. В 2014 году запустим такой передвижной пункт в режиме «пилота», изучим опыт и проблематику, после чего будем развивать это направление.

— МФЦ — это огромная, постоянно растущая сеть. Помещения, коммуналка, оргтехника, зарплата сотрудников — большие затраты, вы сами называете цифру под 200 млн руб. в год. При этом речь идёт всего лишь об экономии времени граждан. В чём может быть выражена экономическая оправданность таких затрат?

— Экономия времени — это не «всего лишь». Сегодня темп жизни, огромный массив задач и скорость их решения таковы, что поговорку «время — деньги» понимаешь особенно остро. И, думаю, меньше всего нужно объяснять, что конвертация одного в другое — это фактически наша ежедневная практика.

К тому же мы не только экономим людям время, которое раньше они тратили на беготню по кабинетам, но и бережём их нервы. Они не сидят в душных очередях, не сталкиваются с волокитой, нервотрёпкой, а то и — чего греха таить — c хамством. Открытие многофункциональных центров — это серьёзный шаг, который позволит исключить из современной жизни бюрократию и многочасовые ожидания приёма специалиста в различных ведомствах.

Ну а если говорить о совсем серьёзных вещах, то МФЦ — это реальная борьба с административными барьерами и коррупцией. Являясь «фронт-офисом» муниципальных и государственных служб, центр сам по себе не оказывает услуг. Но он чётко придерживается установленных регламентов оказания этих услуг. И у чиновников нет возможности ни притормозить, ни ускорить подготовку того или иного документа. Нет даже физического контакта с гражданином, и в таких условиях «договориться» ни о чём не получится.

Не раз озвучивались угрожающие экономике страны цифры «теневого», коррупционного денежного оборота. Назывались данные — до 25-30% ВВП. Но сколько бы ни было этого оборота в реальности, с явлением надо бороться. И система МФЦ в этом очень деятельно участвует.

Разные подходы к открытости

— Другое известное направление работы министерства — проект «Открытый регион. Пермский край», портал «Открытые данные». Если деятельность МФЦ в целом понятна, то необходимость вываливать в интернет гигантские массивы документов для многих неочевидна. Неудивительно, что именно эта сфера вашей деятельности вызывает вопросы и даже критику. Так для чего нужно открывать данные?

— Критиковать, конечно, можно и нужно, но хотелось бы, чтобы было понимание: проект стартовал совсем недавно. Когда инициатива «Открытого правительства» впервые прозвучала из уст премьер-министра Дмитрия Медведева, на уровне субъектов федерации долгое время ничего не делалось вообще. И хорошо, что мы одними из первых в стране сдвинулись с «мёртвой точки».

На самом деле идея полезная. Она базируется на двух мощных «столпах». Первый — это необходимость формирования прослойки ответственных граждан, которые не только обсуждают и критикуют решения власти, но и участвуют в принятии этих решений и разделяют с ними ответственность. Того самого «гражданского общества», о котором мы все так много говорим. Вот теперь появился механизм создания гражданской инициативы, которая, собрав необходимое количество голосов, становится законодательной и попадает на рассмотрение в органы власти.

Пока этот инструмент только «настраивается». Но уже с 1 ноября этого года любой житель Пермского края может выступить с инициативой на портале «Российских общественных инициатив». В том случае, если предложение наберёт необходимое количество голосов, оно будет рассмотрено региональной экспертной комиссией. Информация об итогах рассмотрения отправляется в «личный кабинет» заявителя (для того чтобы подать инициативу, нужно зарегистрироваться). Согласитесь, если по вашей инициативе будет принято решение о строительстве, допустим, стадиона, то вы и те, кто подписался под идеей, будете следить не только за ходом работ, но и за правильной эксплуатацией, сохранностью. Потому что это реально вам нужно.

Второй «столп» — это необходимость создания площадки для постоянного контакта власти и общества. Тут, конечно, вопросов ещё больше. И в первую очередь — тот, который задаёте вы. Какие данные действительно нужны и полезны? Понятно же, что рядовой гражданин просто устанет копаться в этом массиве, отыскивая ответ на интересующий его вопрос…

— Но хотя бы приблизительные варианты ответов у вас есть? Портал-то открыт не вчера…

— Конечно. Изначально мы разделили данные для трёх групп пользователей: граждане, СМИ и научное сообщество (для последних больше важны аналитические возможности баз данных). Теперь самое время озаботиться вопросом полезности. Кстати, я не так давно вернулся из США, где изучал их опыт работы с открытыми данными.

Американцы — весьма прагматичные люди. У них в приоритете — бизнес, предпринимательская инициатива. Исходя из этого постулата, они открывают те данные, на которые есть запрос со стороны представителей бизнеса. Скажем, кто-то решил создать программу, прогнозирующую виды на урожай в конкретном году в тех или иных регионах. Для этого ему необходимы данные состояния почв и метеорологические сводки. А такой более-менее точный прогноз — весьма дорогая информация, которую купят хоть фермеры, хоть биржевики.

На основе открытых данных создано любопытное приложение для смартфона. Устройство лежит в автомобиле, и если на дороге его немного тряхнёт — оно тут же передаёт информацию о кочке или яме на специализированный портал. После чего с портала такая информация доходит до ответственных за состояние дороги чиновников. Разработка полезная и вполне может иметь хорошую рыночную стоимость.

Я не говорю о том, что мы должны слепо копировать этот опыт. Но шаги в направлении большей «полезности» данных нам делать необходимо. И одним из таких шагов стала моя недавняя встреча со студентами наших ведущих вузов: классического и политехнического университетов, Высшей школы экономики. У ребят есть интерес к проекту «открытые данные», они формулируют свои требования к нему, и их конкретные пожелания для нас — это уже практические рекомендации.

На пути к тотальной «оцифровке»

— Евгений Евгеньевич, на этом фоне масштабных проектов как-то потерялась в последнее время широко разрекламированная Универсальная электронная карта (УЭК). Не так давно было объявлено о тысячном её получателе в Пермском крае, но на 3 млн человек населения эта цифра звучит довольно скромно. Есть даже слухи, что проект УЭК себя не оправдал и его решено сворачивать…

— На самом деле это не так. Карта удобна, функциональна — говорю вам как активный её пользователь. К ней «привязан» полис ОМС, что облегчает общение с поликлиниками. Карта может выступать в качестве электронного билета на общественном транспорте. Её можно использовать как банковскую карту, на ней также записан номер СНИЛС. Те, кто решил её получить и начал пользоваться, насколько я знаю, не пожалели.

Теперь о том, почему мы не форсируем их выдачу. Миссия карты, на самом деле, не конечная. Это некий переходный этап на пути к электронному паспорту гражданина, который государство планирует вводить в 2015 году. Мы должны к этому времени накопить практику работы с персональными данными граждан, чётко понимать, как сделать эту работу эффективной, функциональной и при этом безопасной. И опыт УЭК здесь бесценен.

— Не окажется ли потом, что и электронный паспорт — тоже переходный период на пути к какому-нибудь «вживлению чипов в голову» или «удостоверению личности по сетчатке глаз». Такие возможности сегодня можно встретить уже не только в фантастических книгах, но и в солидных статьях авторитетных учёных. Вам не кажется, что мы все стартовали в марафоне, у которого нет финишной ленты?

— Вы совершенно правы в том, что у прогресса нет конечной точки. Во всяком случае, из нашего века она пока не просматривается. Информационные технологии сегодня — это самое острие прогресса, самая революционная и быстро развивающаяся отрасль.

Будущее не появляется само по себе — как данность свыше. Оно конструируется нами сегодня, каждый день. И я очень рад, что работа нашего министерства в какой-то степени и есть конструирование будущего.

Источник — «Компаньон magazine»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться