Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

«Полюбите своих, и чужие к вам потянутся»

Бизнес-омбудсмен Вячеслав Белов вывел формулу успеха для реальной поддержки предпринимательства на местах

Поделиться

В Пермском крае осуществляют свою деятельность более 70 тыс. предпринимателей. С конца прошлого года их число значительно сократилось — 14 тыс. бизнесменов сдали свидетельства, голосуя против ужесточения законодательства. На состоявшемся в Перми 3 декабря форуме «Территория бизнеса» представители власти и предпринимательства обсудили существующие проблемы и способы их решения.

На открытии форума замес­титель председателя Пермской городской думы Юрий Уткин ударился в воспоминания о первых пермских предпринимателях, которые располагали свой бизнес около Центрального рынка.

Юрий Уткин, заместитель председателя Пермской городской думы:

— Тогда они играли почти что на грани фола, их считали спекулянтами. Сейчас ситуация вроде кардинально поменялась — надзорные органы находятся с предпринимателями в одной лодке, однако проблемы всё равно остались. И ситуацию не изменить просто строительством технопарков и бизнес-инкубаторов. Это всё равно что построить школу в населённом пункте, где средний возраст жителей за 60 лет. Надо в первую очередь создавать зрелое гражданское общество с чёткими прозрачными правилами.

Первым шагом в этом направлении стало появление бизнес-омбудсмена и создание Совета по предпринимательству при губернаторе Пермского края.

Вячеслав Белов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае:

— При рассмотрении жалобы от предпринимателя мы имеем право получать информацию, заключения, документы от органов госвласти. Причём это могут быть органы и региональной власти, и федеральной, которая действует на территории края. Если подтверждается, что были нарушения, то уполномоченный может требовать привлечения к ответственности лиц, которые нарушили права предпринимателей. Один из главных принципов — это публичность. То есть если местные власти не хотят исполнять закон, можно обратиться в вышестоящие органы.

Одним из эффективных примеров работы этих органов, по словам Белова, стало введение изменения в региональном законе, касающемся продажи алкогольной продукции. Закон устанавливал минимальное расстояние от места продажи алкоголя и памятниками культуры, причём в разы больше, чем этого требовало федеральное законодательство (150 м против 50 м). Порой ситуация возникала абсурдная: Кунгур, к примеру, практически становился городом-памятником, значит, там в принципе запрещалась продажа алкоголя. Люди, годами торговавшие на одном месте, вдруг не смогли получить новую лицензию.

Вячеслав Белов:

— Сначала это была разовая жалоба, а потом оказалось, что это общая проблема. Было подготовлено обращение к правительству Пермского края с целью проанализировать и изменить ситуацию. Здравый смысл возобладал, и предприниматели вернули себе право заниматься своей деятельностью.

Проблемы развития предпринимательства в муниципальных районах обсудили на «круглом столе» с представителями администрации губернатора и местными главами. Сразу обозначили главную проблему местной власти: надо перестать относиться к инвестору «потребительски», так как они часто жалуются на то, что их желание «зайти» в территорию встречает требование построить детский сад.

Николай Миронов, генеральный директор Института приоритетных региональных проектов:

— У многих местных руководителей сейчас сложилась так называемая «психология магазина». Они ждут, когда к ним придёт инвестор, и тогда уж ему всё покажут. А между тем за инвестором надо идти за территорию «магазина». Надо проявиться во внешнем пространстве, показать инвестору, как к нему будут относиться на данной территории.

Ирина Никитенко, начальник управления развития малого и среднего предпринимательства, заместитель министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края:

— Все муниципальные программы развития бизнеса сделаны как под копирку. Все похожи одна на другую, приоритеты выставлены одни и те же. Но невозможно же всем территориям развивать туризм! Так не бывает, все территории разные. В этом году мы планируем провести маркетинг территорий и помочь местным властям с самоопределением. Ещё одна проблема — невнимание властей к местным предпринимателям, а ведь ваш предприниматель — тот же инвестор. Ещё и более заинтересованный, ведь ему на этой территории жить.

Вячеслав Белов также предложил «прекратить танцевать для внешних инвесторов джигу» и, наконец, озаботиться интересами своих предпринимателей.

«Когда предприниматель в посёлке, где всего восемь дворов, просит выделить ему землю, а ему говорят: «Извините, она генпланом занята под детский сад на 80 мест», он воспринимает это как издевательство. Надо менять категорию земли — так меняйте! Полюбите своих, и чужие к вам потянутся», — вывел формулу успеха бизнес-омбудсмен.

Ещё один «круглый стол» был посвящён инвестициям в предпринимательство. Как выяснилось, самые главные инвестиции в бизнес — это инновации.

Борис Поляков, директор Уральского инновационного форума:

— На форуме в Лысьве мы договорились с губернатором о создании нового бренда Пермского края «Продвижение инноваций». Их мы ищем по всему миру, а потом предлагаем пермскими бизнесменам. За счёт новых технологий можно существенно снизить затраты на производство продукции. Это инновации с экономическим эффектом, причём их окупаемость за год достигает 300%.

Поляков предложил бизнесменам генератор серебряной воды как универсальное антибактериальное средство без запаха, омолаживающие ванны и иммуноактивированные напитки — салонные процедуры, которых пока нет на рынке, а также программу, которая обещает обучить английскому языку за 10 дней методом «глубокого погружения». Бизнесмены нашли точки соприкосновения, и контакты начали завязываться прямо на «круглом столе».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться