Лилия Ширяева

Лилия Ширяева

заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края

Беспамятство наступает

В своём безразличном отношении к памятникам чиновники не одиноки. Частные лица, в основной своей массе, ведут себя аналогично

Поделиться

Ни для кого не секрет, что с каждым годом объектов культурного наследия становится всё меньше и меньше. И если раньше я питала иллюзии, что власть хочет и может переломить ситуацию, то сегодня окончательно в этом разуверилась.

Мемориальный ансамбль, сооружённый на месте митингов рабочих в 1905 году: памятник, урна с прахом С. А. Звонарёва, «Вечный огонь» (Пермь, микрорайон Вышка-1) – памятник истории Объекты культурного наследия — это чаще всего здания либо монументы, реже — целые ансамбли и комплексы. Объекты культурного наследия — это памятники истории, а также памятники градостроительства и архитектуры.

Сегодня Пермский край насчитывает порядка 1,5 тыс. объектов культурного наследия. Часть из них находится в собственности частных лиц, другая часть — в федеральной собственности, какие-то объекты — в муниципальной. Я хочу обратить внимание на объекты, находящиеся в собственности Пермского края. Небольшая часть из них арендуется частными лицами, остальные объекты находятся в оперативном управлении государственных учреждений.

Оперативное управление со стороны госорганов напоминает мне ситуацию с покосившимся забором вокруг дома деревенского жителя, который годами сидит на завалинке, но времени, сил и средств починить забор у него нет. Я же предлагаю если не весь забор отремонтировать, то хотя бы начать, что называется, с ремонта опорных столбов. Мною была внесена поправка в бюджет края на 2014 год о выделении 100 млн руб.

Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев считает, например, что выделение 100 млн руб. на восстановление памятников — это «наивная сумма». Конечно, наивная. Управлять лучше миллиардами. А памятники подождут, разрушатся, и краеведы, общественники, надзорные органы отстанут сами собой.

При этом содержание в нормативном состоянии краевых объектов культурного наследия — это обязательные полномочия Пермского края. Такие же, как выплата заработной платы работникам бюджетной сферы или содержание поликлиник.

Государственная инспекция по конт­ролю за объектами культурного наследия Пермского края (орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия) сегодня лишь выписывает предписания по устранению нарушений. И то — в отношении частных лиц. Государственные органы Пермского края, которые обязаны содержать объекты в нормативном состоянии, эта инспекция как бы не замечает. Они же «свои».

Правительство Пермского края не одиноко в своём безразличном отношении к памятникам. Муниципалитеты ведут себя аналогично. Частные лица, в основной своей массе, — тоже. Федеральное правительство говорит об ужесточении наказаний за ненадлежащее использование объектов культурного наследия. Предлагается изымать объекты у частных лиц и передавать в управление государственным органам. А что от этого изменится? Государство в этом случае ничуть не лучше заботится о своём наследии.

В каких-то вопросах мы намертво «застряли» в советской системе координат. Не можем привыкнуть, что собственность — это ответственность. Прописная истина: для того чтобы было чисто, необходимо убирать; не только «не мусорить», но и убирать. А для сохранности зданий надо не только коммунальные платежи вносить, но и ремонт делать. Только тогда здания не будут разрушаться. А на данный момент по многим памятникам даже и ремонтом уже не обойтись, требуется реставрация и реконструкция.

На очереди — здание Речного вокзала, на которое тоже годами не обращали внимания. Архитекторы единодушно говорят о том, что реставрацией его уже не спасти. Только разобрать до основания и построить заново. Вот тут действительно миллиарды понадобятся. Может, это и есть политика чиновника: дождаться разрушения, а затем потратить огромные средства на конкурс и строительство?

Выходом из ситуации может стать:

1) так называемая «аренда за 1 рубль» для арендаторов памятников;

2) направление бюджетных средств на восстановление и поддержание в нормативном состоянии для памятников, в которых располагаются государственные учреждения.

В первом случае необходимо предусмотреть жёсткие условия направления высвободившихся «арендных» средств на восстановление объекта культурного наследия. Во втором — необходимо провести технический аудит объектов и разработать государственную программу сохранения культурного наследия. Но пока в Пермском крае ни в том, ни в другом направлении движения нет.

До конца истории Пермского края осталось 1,5 тыс. зданий. Счётчик работает!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться