Александр Рассошных

Александр Рассошных

директор АНО «Прикамский центр стратегического планирования»

Пермский край платит «ренту отсталости»

Промышленная политика должна соотноситься с глобальной экономикой

Поделиться

Промышленность Пермского края сталкивается уже сейчас или столкнётся в ближайшем будущем с проблемами, снижающими её конкурентоспособность. Это и значительное повышение издержек предприятий обрабатывающих отраслей по причине опережающего роста цен на продукцию и услуги естественных монополий. Это и усиление притока инвестиционных ресурсов в основной капитал экспортно-ориентированных сырьевых отраслей. Это и резкое ужесточение условий конкуренции для предприятий обрабатывающей промышленности после вступления России в ВТО.

Назрела необходимость в переосмыслении определения промышленной политики. Сегодня она сформулирована в Концепции промышленной политики Пермского края до 2020 года следующим образом: «Промышленная политика Пермского края — система административно-правовых, организационно-экономических, научно-технических и иных мер, построенных на активной роли местных органов власти в формировании эффективной структуры и организации промышленного производства в крае с целью стимулирования экономического роста через повышение производительности труда».

Но мы считаем наиболее приемлемой следующую формулировку: «Региональная промышленная политика — это система отношений между правительственными органами субъекта Федерации и субъектами хозяйствования по поводу обеспечения эффективного функционирования предприятий региона и формирования в нем конкурентоспособного промышленного комплекса».

Согласитесь, есть существенная разница между доминированием власти через «систему мер» и выстраиванием «системы отношений» между властью и бизнесом. В современных условиях это отличие — принципиальное.

Промышленная политика должна носить структурный формирующий характер. Необходимо предусматривать создание условий для наукоёмких, высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, имеющих спрос на мировом рынке. Нужна и конкретная поддержка проектов, решающих проблемы Пермского края.

Поэтому мы считаем, что промышленный потенциал Пермского края необходимо рассматривать с помощью новых инструментариев, характерными для геоэкономики.

Одним из таких инструментариев является «пищевая пирамида», введённая в научный оборот профессором Александром Неклессой. Исходя из принципов этой «пищевой пирамиды», промышленность Пермского края «застроилась» следующими шестью этажами.

Два нижних этажа пирамиды имеют доиндустриальную природу. Это сельскохозяйственные предприятия и предприятия, добывающие природные ресурсы.

Следующие два этажа включают в себя предприятия высоко- и низкотехнологичных производств, имеющие индустриальную природу («хайтек» и «лоутек»). Это соответственно предприятия ОПК и чёрной, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, лесоперерабатывающие производства.

Пятый и шестой этажи должны «заселяться» предприятиями, продукция которых создаётся технологиями на основе информации, знаний, другого интеллектуального сырья. Эти этажи по своей природе постиндустриальны. Таких предприятий на территории Пермского края крайне мало.

Таким образом, промышленный потенциал Пермского края имеет форму странную пирамидальную форму: широкое основание 1-4 этажей, представленных предприятиями индустриального и доиндустриального производства, увенчанный узким шпилем 5-6 этажей предприятий постиндустриального производства, производящие институты, идеи, инновации и другое интеллектуальное сырьё.

Ещё один аналитический инструментарий  — геоэкономический баланс расходов и доходов, позволяет оценить положение Пермского края на российском и глобальном рынке. Если территория что-то потребляет, то она должна и чем-то расплачиваться. Чем расплачивается Пермский край? За счёт чего восстанавливается баланс на территории края?

Существует всего два варианта. Первый: за счёт ренты развития расплачиваемся идея­ми, информацией и культурными ценностями и допускаем на свои богатые рынки представителей менее развитых стран. Второй: за счёт ренты отсталости расплачиваемся природными ресурсами: людьми, сырь­ём, территориями.

Пермский край не располагает продуктами постиндустриальных этажей «пищевой пирамиды». Значит, расплата идет за счёт «ренты отсталости».

Мы расплачиваемся природными ресурсами (вывоз калийных удобрений, нефти, леса и других полезных ископаемых). Расплачиваемся людьми. Здесь примерами могут служить делегирование губернатора Юрия Трутнева и его команды в Минприроды России; создание «Оверсизхолдинга» в Москве во главе с известным пермским предпринимателем Андреем Кузяевым и вообще — формирование целого Пермского землячества в Москве; фактический переезд писателя Алексея Иванова в Свердловскую область и многие другие факты. Мы платим сырьём и продуктами первичной переработки (продукты переработки нефти, поставка титановой губки в Верхнюю Салду, поставка цемента и т. д.) Наконец, мы расплачиваемся территориями, предоставляя в аренду и продавая земли под строительство торговых сетей, автосалонов и других объектов.

Таким образом, в геоэкономическом пространстве за увеличение потребления Пермский край расплачивается «рентой отсталости», которая консервируется совпадением интересов власти и бизнеса в сырьевом секторе экономики Пермского края, получившее название «локальный оптимум». Такое «сотрудничество» неизбежно привело к положению, при котором «остальная часть предприятий не имеет долгосрочных стимулов к развитию, и, следовательно, их взаимодействие с сектором «науки» минимальны.

Высокий приоритет, который государство отдает крупному сырьевому бизнесу, создаёт устойчивый «локальный оптимум» между этими двумя компонентами, который ни остальные отрасли, ни наука разрушить не могут.

Из высокотехнологичных отраслей, как указывает Ирина Дежина в работе «Государство, наука и бизнес в инновационной системе России», наибольшие шансы имеют обновлённые структуры военных отраслей (прежде всего  — авиация), восстановленных после спада и уверенно выходящих на мировой рынок.

Необходимо сделать ещё один немаловажный вывод: промышленные предприятия первых четырех этажей «пищевой пирамиды» практически не производят «финишную» продукцию, то есть готовую к употреблению после её приобретения. Даже номенклатура наиболее продвинутых предприятий ОПК состоит в основном из составных частей: двигатели, детали и топливо для ракет, моторы для самолётов, артиллерийские установки, гирокомпасы для судов и кораблей и т. п. Системы залпового огня, газоперекачивающие станции, буровые установки и ещё некоторые виды  — вот и вся финишная продукция.

Преодоление доминирования «локального оптимума» в сырьевом секторе  — вот каким должно быть основное направление промышленной политики Пермского края. Его можно реализовать по нескольким направлениям.

Первое направление — резкое повышение эффективности действующих предприятий обрабатывающего сектора. Критерием эффективности служит величина добавленной стоимости, она должна быть выше среднеотраслевой. Такая добавленная стоимость создаётся системами управления, направленными на повышение совокупной производительности используемых ресурсов, в первую очередь — труда и капитала.

Повышение добавленной стоимости всегда привлекает свободный капитал. Появившиеся привлеченный капитал и собственные средства должны быть направлены на инновации как внутри предприятий, так и на финансирование разработок в науке. Результатом первого направления должно быть увеличение наукоёмкой продукции в номенклатуре действующих предприятий.

Реализация этого направления находится в руках собственников и топ-менеджеров предприятий и зависит от перехода на новые методы управления.

Второе направление — поиск, разработка и внедрение финишной продукции для предприятий пятого и шестого этажей «пищевой пирамиды». На этом направлении решающая роль принадлежит власти и науке, которые должны совместными усилиями определить приоритетные направления развития перспективных технологий, выбрать территорию базирования будущих предприятий и создать привлекательные условия для этого бизнеса.

Необходим стратегический манёвр  — структурная перестройка экономики Пермского края, которая должна быть заложена в Концепции промышленной политики.

Такая региональная политика строится на основе положения, высказанное академиком РАН Владимиром Маевским, о том, что в национальной экономике одновременно действуют нарождающиеся, доминирующие и отмирающие подсистемы. Для каждой из указанных подсистем необходимы правила игры, адекватные эволюционной стадии их развития. В геоэкономике эти правила игры задаются властью, прежде всего для конкретных предпринимателей, которые являются собственниками производств.

На каждом этаже «пищевой пирамиды» выделяются и дифференцируются два типа предпринимателей: инициативные и консервативные.

Инициативный тип предпринимателей создаёт новый продукт, новые рыночные ниши («Пионеры»), другие («Имитаторы») — тиражируют новый продукт, заполняют рыночную нишу, созданную первыми.

Консервативный тип представлен «адаптивным предпринимателем», который начинает действовать только под давлением внешних обстоятельств. Такой предприниматель приспосабливается к обстоятельствам, а не активно формирует их. Для него издержки, спрос, продукт и рынок являются заданными, и только из этой комбинации он выбирает нужное решение.

Другой консервативный тип — «немобильный предприниматель» — сам не способен к реакциям на внешние обстоятельства и понимает их необходимость слишком поздно. По своей природе он стремится избегать изменений, поддерживать стабильное состояние сектора, в котором он находится и обеспечивает своё экономическое существование, прилагая минимум собственных усилий.

Суть Концепции промышленной политики Пермского края состоит в конкуренции «инноваторов» и «консерваторов» за ограниченные ресурсы. Это административный ресурс, капитал, энергия, люди, информация, земля, сырьё и материалы. Для каждой категории необходимо разрабатывать свои стратегии.

Для «пионеров» используется стратегия поддержки инновационных проектов с помощью отбора, оценки значимости проектов, выбора уровня поддержки проекта органами власти, выбора схемы финансирования и лоббирования, создания системы мониторинга реализации проекта.

Для «имитаторов» используется стратегия создания условий для укрупнения и монополизации с помощью оценки возможности кооперации и использования эффекта синергии, реализации посреднических функций власти при ведении переговоров между собственниками для кооперирования, использование мер прямой и косвенной поддержки производственной и научной кооперации.

Для «адаптивных» подойдёт стратегия стимулирования роста производительности с помощью оценки совокупной производительности на предприятии. При уровне совокупной производительности <1 — минимальная поддержка предприятия (инструмент  — конкуренция). При уровне совокупной производительности =1 — выборочная поддержка предприятия (инструмент  — поддержка конкурентоспособных товаров и услуг). При уровне совокупной производительности >1 — приоритетная поддержка предприятия (инструмент — максимальное использование мер прямой и косвенной поддержки).

Для «немобильных» — стратегия использование механизмов банкротства, санации, переквалификации кадров; использование административных мер для санации убыточных предприятий, банкротство, смена неэффективного собственника; переквалификация кадров в соответствии с приоритетами Промышленной политики и социально-экономическими условиями развития региона.

Чего позволит добиться реализация предложенной Концепции промышленной политики в отличие от существующей?

Промышленный потенциал Пермского края сможет занять 5—6 этажи «пищевой пирамиды» производствами «пионеров», продукция которых реализуется за пределами Пермского края и РФ. Мы сможем расплачиваться в российском и мировом обмене идея­ми, знанием, информацией, культурными и другими ценностями, которые будут тиражироваться «последователями». То есть заработает рента развития. Мы повысим результативность и эффективность производств 4-1 этажей, собственники которых («адаптивные предприниматели») должны создавать большую добавленную стоимость за счёт повышения совокупной производительности из-за угрозы проиграть конкурентную борьбу за ресурсы, то есть повысится конкурентоспособность.

Наконец, мы освободимся от клана «немобильных предпринимателей», которые являются неэффективными собственниками, и высвободим ресурсы для изменения структуры экономики.

Но для этого нужно, чтобы в Пермском крае была принята и последовательно реализовывалась активная промышленная политика на принципах экономической экспансии наукоемкой высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоиомости. Активная политика означает, как минимум, наличие в структуре исполнительной власти органа, который несёт ответственность за результаты внедрения Концепции. Пока же мы видим «мертворожденный» документ, внедрение которого в жизнь нанесёт экономике региона только вред.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться