Наталья Тимофеева

Наталья Тимофеева

журналист

Время для старта

Как пермские IT-проекты для удалённой работы смогли вырваться вперёд благодаря режиму самоизоляции

Поделиться

Шесть недель назад меры, принятые против распространения коронавируса, сильно ударили по бизнесу и жизни людей, заставив их искать технологии для организации работы, учёбы и досуга из дома. В результате даже небольшие или неизвестные ранее IT-компании, специализирующиеся на продуктах для «удалёнки», получили шанс заработать или найти инвесторов для развития своих продуктов. При этом, по мнению экспертов, спрос на такие технологии будет сохраняться. Люди оценят преимущества работы онлайн и даже после снятия режима самоизоляции продолжат пользоваться предложенными цифровыми решениями.

В нужное время

В первую очередь бизнесу потребовались дистанционные технологии для бесконтактной оплаты, проведения виртуальных экскурсий по своим компаниям, а также технологии, связанные с организацией безлюдного производства, рассказывает общественный лидер «Точки кипения — Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края Николай Косвинцев.

IT-компании, в свою очередь, экстренно отреагировали на этот спрос. Они начали (и продолжают) искать у себя решения с более-менее высоким уровнем технологической готовности, дорабатывать продукт в соответствии с требованиями потенциальных клиентов и запускать его в дело.

Сейчас у проектов для «удалёнки» также выросли шансы на получение инвестиций. Например, АНО «Платформа НТИ» вместе с АО «Российская венчурная компания» объявили поиск проектов, которые касаются коронавируса, рассказывает Косвинцев. Это не только вакцина, но и организация дистанционной работы, проведение удалённых досугово-образовательных мероприятий. Иными словами, идёт активный поиск любых решений, которые могут «улучшить новую реальность». Такие проекты рассматриваются в ускоренном режиме, а деньги на их развитие до компаний пытаются довести максимально быстро.

«Раньше проекты для «удалёнки» не были так популярны. Сейчас же они вышли на первый план. Потребителям резко стали интересны многие решения, которые могли быть разработаны даже без понимания, зачем они нужны», — отметил Николай Косвинцев.

Исполнительный директор проекта по развитию стартапов «Разведка боем» Наталья Каменских сообщила, что доля заявок на участие в онлайн-марафоне, где новые проекты по онлайн-сервисам могут заметить инвесторы, заметно увеличилась. Полгода назад 32 из 50 проектов, заявившихся на стартап-марафон, были ориентированы на онлайн (64%). Сейчас доля онлайн-проектов среди участников стартап-марафона выросла до 76% (30 из 39 представленных проектов).

По её словам, многие стартапы появились ещё до эпидемии коронавируса. «Можно ли сказать, что им повезло? Нет, это не везение, а интуиция и большая работа. Конечно, сейчас быстрее выйдут на рынок те компании, у кого уже есть прототип, протестированный продукт и готовность к масштабированию», — отметила Наталья Каменских.

Она рассказывает, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию и общую настороженность на рынке, между инвесторами и стартапами идут переговоры. В любом случае, по её словам, инвесторов становится больше. Причём их стали интересовать проекты в сфере онлайн-образования, доставки и диагностики с помощью искусственного интеллекта на расстоянии. Например, самыми популярными проектами среди инвесторов на последнем стартап-марафоне стали сервис мониторинга микроклимата помещений, платформа цифровизации образования, приложение, которое учит детей от трёх до семи лет читать, и система, которая формирует индивидуальную траекторию развития работника и отслеживает динамику его профессионального развития.

В поисках инвестора

В начале апреля в онлайн-марафоне «Стартапы против коронавируса» участвовали два пермских проекта — Me room и «Виртуальная фабрика». Сейчас их руководители ведут переговоры с инвесторами и дорабатывают продукт.

me room

Проект me room

Me room — это приложение, которое позволяет удалённо проводить деловые встречи, конференции, обучение, совершать покупки в приватных виртуальных комнатах. Также в этом приложении можно «встречаться» с друзьями, проводить время, смотреть вместе фильмы в виртуальной гостиной, кинотеатре, слушать музыку в баре или на дискотеке.

«Виртуальная фабрика» объединяет станки с числовым программным управлением в одну сеть. Управлять ею можно, условно, с помощью мобильного приложения или цифровой платформы. Проект позволяет работать с разным оборудованием, расположенным в других регионах или даже странах. Грубо говоря, станок в Перми и станок во Владивостоке могут синхронизироваться и производить продукцию для Калининграда. «Всё это координируется в виртуальном режиме, и вы можете онлайн наблюдать, как эти станки работают над выполнением заказа», — пояснил Николай Косвинцев.

По его словам, до самоизоляции этот проект уже начали реализовывать на некоторых предприятиях в пилотном режиме. С введением карантинных мер заказов у промышленников стало меньше, и спрос на технологии, которые могут дозагрузить заводы, вырос ещё сильнее. Кроме того, сейчас действует требование по соблюдению социальной дистанции, а в этом проекте всё взаимодействие осуществляется в виртуальном режиме, угроза заражения человека минимальна.

Впрочем, возможности для развития во время распространения коронавируса получили не только пермские стартапы, но и крупная международная компания с пермскими корнями. В конце апреля стало известно, что фонд Iconiq Capital инвестирует $50 млн в компанию Miro, созданную пермяками Андреем Хусидом и Олегом Шардиным. Продукт Miro — это платформа для удалённой работы распределённых команд, представляющая собой «цифровую демонстрационную доску».

miro

Пример использования «цифровой доски». Скриншот с сайта miro.com

Несмотря на то что сделка с инвестиционным фондом завершилась в период пандемии, cоучредитель и генеральный директор Андрей Хусид заявил «Новому компаньону», что инвестиции от Iconiq Capital были спланированы и никак не связаны с текущими реалиями. При этом, по его словам, пандемия заставила миллионы людей работать дома, и сейчас Miro испытывает всплеск использования цифровых досок среди как деловых, так и образовательных клиентов. Деньги, полученные от Iconiq Capital, планируется направить на развитие компании. Сейчас в Miro работают около 300 сотрудников в пяти офисах по всему миру: Сан-Франциско, Амстердам, Остин, Лос-Анджелес и Пермь. И чтобы не отставать от растущего спроса на «цифровые доски», до конца года Miro планирует нанять ещё 150 сотрудников.

Места концентрации

Многие пермские компании, предлагающие цифровые решения для «удалёнки», являются резидентами пермских технопарков.

Директор технопарка Morion Digital Оскар Ягафаров отметил, что сегодняшняя ситуация — это время возможностей для тех, кто способен быстро меняться и развиваться вместе с рынком. И высокотехнологичные стартапы показывают в этом смысле хорошие результаты. «Правильный технопарк — это место с высокой концентрацией технологий, инноваций и технологических предпринимателей, людей, способных ответить на вызовы настоящего дня и спрогнозировать будущие запросы. Поэтому, конечно же, резиденты Morion Digital уже в полной мере реагируют на ситуацию, вызванную пандемией», — заявил Ягафаров.

Например, холдинг «ЭР-Телеком» отмечает повышенный спрос на свои новые комплексные услуги по организации виртуальных офисов. Холдинг предоставляет услуги для организации рабочих мест сотрудников клиентов, находящихся дома, помощь в обеспечении удалённого доступа к корпоративной связи и почте, обслуживание клиентов через веб-сервисы без потери качества, а также контроль работы персонала. Кроме того, значительно вырос спрос на системы видеоаналитики и видеонаблюдения за объектами.

Компания Promobot также смогла быстро перепрофилироваться и сейчас предлагает новые продукты для профилактики коронавирусной инфекции — от терминала бесконтактного измерения температуры до робота-дезинфектора.

«Не менее актуальные решения предлагают и другие наши резиденты. Например, команда DomeSky разрабатывает современные системы цифровой полнокупольной и панорамной проекции. Так работают иммерсивные экраны, которые могут позволить совершить виртуальную прогулку по залам Третьяковкой галереи или Лувра. Другой стартап — Vireal — разрабатывает программные решения для XR (расширенная реальность). Это коммуникационная платформа, которая позволяет бизнес-клиентам проводить переговоры в виртуальном пространстве и там же совместно работать с виртуальными объектами. По сути, это отличный вариант для виртуальных выставок», — отметил Оскар Ягафаров.

Компания «Безупречный код» занимается разработкой ПО. И в период изоляции она может предложить актуальную для работы «на удалёнке» интеллектуальную систему консолидации отчётности. Кроме того, компания разработала систему дистанционного обучения с элементами AR/VR.

Директор «Технопарка Пермь» Владимир Баландин рассказал о продукте своего резидента, компании «Центральная касса». Продукт этой компании позволяет «превратить» смартфон в кассовый аппарат, который принимает платежи. К смартфону, как к обычному терминалу, прислоняется банковская карта, и происходит списание необходимой набранной суммы в качестве оплаты товаров и услуг. При этом операция финализируется и выдается электронный кассовый чек на соответствующую операцию.

центральная касса

Приложение «Центральная касса»

Изначально этот продукт готовили для таксистов. Но с введением строгих противоэпидемических мер «Центральная касса» очень быстро доработала своё приложение, чтобы им могли пользоваться также самозанятые, предприниматели и службы доставки. «Думаю, что этот продукт будет востребован, даже когда снимут режим ограниченной функциональности. С одной стороны, он позволяет предпринимателям очень легко и непринуждённо соответствовать требованиям законодательства. А с другой, это удобно и для потребителей. Например, я уже давно отвык носить в кармане наличные денежные средства, поэтому для меня всегда оказывается проблемой рассчитаться в наличном формате», — добавил Владимир Баландин.

Все эксперты уверены, что после отмены режима самоизоляции и изобретения вакцины востребованность онлайн-проектов сохранится. За полтора месяца самоизоляции люди привыкли к удалённой работе. Кроме того, текущая ситуация показала, что многие направления бизнеса можно перевести в онлайн. Поэтому сейчас компании ищут новые модели и пути развития. «Бизнес уже окунули в новую реальность, и при этом всем дали чётко понять, что ситуация с коронавирусом может повториться. Многие будут готовиться к этому и искать решения по организации дистанционной работы, работы распределённых команд. Принципиально по-иному теперь будут организовывать рабочие места в самих офисах, что тоже потребует новых IT-решений. Поэтому у меня есть стойкое ощущение, что именно на эти новые сферы и рынки нужно обратить внимание, оценить их инвестиционный потенциал и посмотреть с точки зрения компетенций стартапа», — добавил Николай Косвинцев.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться

IT