Как быть с подростками?

В Перми прошёл шестой семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская», посвящённый подрастающему поколению

Плюсануть
Поделиться
Семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская»
Семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская»

Тема «Кто ты, подросток?» так и просится на актёрскую театральную мастерскую. Во-первых, потому что театр для тинэйджеров — вечная головная боль худруков, особенно тюзовских. Спектакли такой тематики нужны, а вот со специфическими пьесами проблемы. Где их найти, чтобы были не плоскими, не «чернушными» и в то же время говорили о проблемах, которые интересны старшеклассникам?

Во-вторых, актёрам, только что пришедшим со студенческой скамьи, так или иначе приходится играть роли школьников, так что специальная тренировка и навыки в этой тематике не помешают.

Семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская»
Семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская»

Наконец, сами молодые актёры зачастую страдают подростковыми проблемами. Их отлично сформулировал Евгений Винокуров, чья фраза стала эпиграфом к семинару: «Отрочество — это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой же, как все!»

Возможно, именно актуальная для этого возраста тематика сделала нынешний семинар, который Пермское отделение Союза театральных деятелей (СТД) проводит в шестой раз, особенно успешным. Это отмечали все — и организаторы, и педагоги, и участники. Молодёжь из восьми театров Пермского края за три дня сплотилась, будто всю жизнь вместе работали. Глаза горели, в мастерских царил творческий подъём.

Актёры, принявшие участие в семинаре, — ребята с очень разным бэкграундом. Далеко не все они — выпускники театральных вузов. Так, театр «Доминанта» из Губахи — сам себе вуз: берёт молодёжь из самодеятельности и воспитывает. Множество профессиональных недостатков были очевидны и в работах начинающих артистов из других театров края. Такие творческие интенсивы, как «Мастерская», для них невероятно важны: ведь здесь в течение трёх дней напряжённой многочасовой учёбы они получают мощную профессиональную подпитку — тренинги под руководством лучших пермских и московских театральных педагогов, начиная от сценического движения и речи — и до создания эскизов постановок.

Семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская»
Семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская»

Но дело даже не в этом. Самый старший из семинаристов — ведущий актёр Чайковского театра драмы и комедии Иван Костоусов, которому профессиональный тренинг не так уж и нужен, сказал организаторам «Мастерской»: «Я хочу ездить и ездить сюда до пенсии! Возьмите меня по блату...» Замечательная, весёлая, творческая атмосфера семинара заражает и участников, и педагогов. Именно этим драгоценным ингредиентом, абсолютно необходимым в работе «Мастерской», особенно гордится маленькая команда организаторов во главе с заместителем председателя Пермского отделения СТД Софьей Ляпустиной.

Результаты занятий были предъявлены на заключительном вечере, когда в профилакторий в сосновом бору, где проходил интенсив, прибыли самые строгие и заинтересованные зрители — худруки и другие представители театров-работодателей. Молодые актёры демонстрировали телесную пластику и эквилибристические штучки с палками и мячиками под руководством доцента кафедры сценической пластики РАТИ-ГИТИСа Олега Снопкова, устраивали энергетические дуэли под руководством актёра и режиссёра театра им. Ермоловой Григория Южакова и делились короткими вербатимами, созданными под руководством пермского драматурга и режиссёра Александра Югова.

Семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская»
Семинар творческой молодёжи профессиональных театров «Мастерская»

Финальным и самым ответственным «экзаменом» стали эскизы спектаклей, для создания которых участников семинара разбили на три группы — в каждую вошли актёры из разных театров, которые должны были сплотиться в дружные творческие коллективы в кратчайшее время. Режиссёры-постановщики из Перми Марина Оленёва (Камерный театр «Новая драма») и Александр Югов взяли проблемные подростковые пьесы, чрезвычайно трагические, тогда как Григорий Южаков вместе с актёрами-подопечными сочинил цитатный дайджест из пьес самого наиклассического репертуара — Чехов, Шекспир — назвал всё это «Театр Кости Треплева» и подал в стилистике развесёлого перформанса.

Очень хочется верить, что зрители, пришедшие в новом сезоне в театры Чайковского, Губахи, Березников, Кудымкара и Перми, заметят, как вдруг качественно выросло молодое поколение актёров.


Плюсануть
Поделиться