«КАДРОВЫЙ ВОПРОС»

Требует решения

Поделиться

Требует решения

Уход пермского губернатора в министры вновь обнажил для обладминистрации проблему дефицита квалифицированных кадров. Впрочем, о наличии этого дефицита известно уже не первый год и не только на территории Пермской области. Проблема в той или иной степени актуальна на протяжении последнего десятилетия для всех без исключения регионов. Всегда в случае ухода руководителя, будь то губернатор, вице–губернатор или мэр, возникает необходимость кадровых перестановок. Вопрос о том, кто займет освободившиеся административные должности, возникает как–то неожиданно и часто не находит достойного ответа.

Аналитики считают, что именно кадровый дефицит не позволяет властным структурам эффективно действовать. Отсутствие должной квалификации управленцев тормозит внедрение любых конкретных решений, принятых первым лицом. Особенно это касается муниципальных образований.

Если в областных центрах ситуация с управленческими кадрами сложная, то в районных она просто катастрофическая. Часто управленческие решения застревают на стадии исполнителей в силу их неподготовленности.

Поэтому устранение кадрового дефицита — одна из первоочередных задач властных структур. Правда, далеко не во всех регионах ведется поиск решений этой проблемы. В Пермской области появилась возможность развивать кадровый потенциал благодаря программе реформирования общественных финансов.

Сегодня, когда кадровая система в стране отсутствует как таковая, стоит задача ее создания. Для этого специалистами Экспертного института (Москва) совместно с управлением госслужбы администрации Пермской области проводится диагностика сложившейся кадровой ситуации.

По мнению специалистов Экспертного института, кадровый дефицит возник по причине отсутствия колоссальной системы, которая существовала во времена СССР. Ее построением занималась КПСС. Подбор кадров начинался со студенческой скамьи. Система предполагала, что управленец должен поработать на различных должностях и в производственной, и в административной сферах. Сейчас тот потенциал, который был выращен прежней советской структурой, практически потерян.

Ситуация, когда мэр уходит на работу в обладминистрацию, а губернатор — в правительство, встречается не только в Пермской области. Зачастую вместе с первым лицом уходят и чиновники среднего звена. Поэтому управленческий состав испытывает постоянный дефицит кадров.

Для того чтобы разрешить эту проблему, предлагается создать систему. По замыслам разработчиков, она должна включать в себя регулярный анализ ситуации, обучение и переподготовку кадров, механизмы карьерного роста, формы стимулирования.

Захирджан КУЧКАРОВ, директор аналитического центра «Концепт», куратор проекта по кадровой политике в Пермской области:

— Сейчас ведется работа над проектом закона Пермской области о кадровой политике в системе исполнительных органов государственной и муниципальной власти Пермской области.

Прежде всего, следует определить: сколько и какого типа управленцы есть в области? Кто их готовит? Как происходит их карьерный рост? Какие специалисты будут нужны лет через пять?

Управление госслужбы, которое существует сейчас, занимается обладминистрацией. Кадры для Законодательного собрания и муниципальных образований не готовит никто.

Между тем, эксперты считают: для того, чтобы человек успешно работал в управленческой структуре, он должен пройти практику работы на различных должностях. Нужна организационная система — чиновники, которые займутся резервом кадров, повышением их квалификации, обеспечат ротацию.

Специалисты Экспертного института обеспечивают управление госслужбы научно–методическими разработками. Первая часть проекта посвящена созданию кадровой системы на уровне области. Мы предлагаем, что основным ядром этой системы станет управление госслужбы, но планируется, что оно расширит свои функции и займется кадрами местного самоуправления. Для этого нужно нормативное обеспечение, а также некий регламент, который реализует эти идеи.

Кадровую политику предполагается сделать трехуровневой: в первую очередь надо принять базовую концепцию. На втором этапе она должна охватывать управленческие структуры районов. На третьем этапе она превращается в развитую систему.

Планируется, что функция госслужащего будет нагружена более высокими требованиями в соответствии с нормативными документами. В рамках проекта разрабатываются стандарты компетентности для госслужащих, а также муниципальных управленцев.

Сейчас идет работа над концепцией кадровой политики, которая постепенно будет превращена в соответствующий законопроект, а затем — в закон Пермской области. В конце марта эту концепцию планируется рассмотреть на заседании одного из комитетов ЗС.

Кучкаров не исключает, что, возможно, потом система, построенная в Пермской области, будет тиражироваться и на другие регионы.

Материал подготовлен при содействии администрации Пермской области

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться