Пермская краевая филармония отметила юбилей Альфреда Шнитке

Плюсануть
Поделиться

Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998 годы) по праву считается одним из наиболее значимых композиторов России второй половины ХХ века, отразившим в своих произведениях острые проблемы современности.

Его новаторское искусство отличается напряжённой экспрессией, драматургической заострённостью, необычными, но всегда оправданными звуковыми открытиями. Ему принадлежат произведения самых разных жанров, хотя особое внимание композитор уделял симфоническим и камерно-инструментальным сочинениям.

В вечере, посвящённом юбилею композитора, приняли участие Уральский государственный камерный хор Пермской краевой филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр — народный артист России Владислав Новик), солистка Пермской филармонии Евгения Камянская (орган), лауреаты международных конкурсов

Наталья Шамарина (фортепиано), Марина Окуневич (фортепиано), Анна Анисимова (скрипка), Игорь Бобович (виолончель), заслуженный артист России Рустам Зиганшин (труба).

Хор филармонии исполнил «Три духовных хора» — единственное сочинение композитора на православный литургический текст, созданное в 1984 году. Три хора складываются в цикл, имеющий сквозную линию драматургического развития: от написанного в пастельных тонах, «завуалированного» первого хора («Богородице Дево, радуйся»), через экспрессию и динамизм мольбы о милости во втором хоре («Господи Иисусе») к просветлённому обобщающему финалу («Отче наш»).

Для цикла характерно образное единство хоров за счёт интонационного родства.

«Соната для скрипки и фортепиано №1» (1963 год) прозвучала в исполнении Анны Анисимовой и Марины Окуневич. Произведение посвящено Марку Лубоцкому — немецкому скрипачу и музыкальному педагогу российского происхождения.

«Сонату для виолончели №1» пермяки услышали в исполнении Игоря Бобовича и Натальи Шамариной. Соната была написана Шнитке в 1978 году и посвящена первой её исполнительнице — великой виолончелистке Наталии Гутман.

Характерное для сочинений 1970-х годов обращение композитора к традиционным принципам, использование элементов фольклорного искусства, относительная простота и выразительность музыкальных средств не помешали автору создать мощное, контрастное звуковое полотно, то испепеляющее своей трагичностью, то убаюкивающее мертвенной безысходностью. Три части Сонаты следуют без перерыва, как бы подчёркивая неразрывность человеческих ощущений.

Фортепианное творчество было представлено «Вариациями на один аккорд» (1966 год) — показательное додекафонное сочинение Шнитке. Оно написано для клавиатуры из 12 клавиш.
Образец инструментального «театра миниатюр» представлен в сочинении Шнитке 1960-1970-х годов — «Сюите в старинном стиле». Работа композитора над «Сюитой в старинном стиле» охватывает длительный период — с 1965 по 1972 годы. Отдельные пьесы из педагогического сборника стали музыкальной канвой для звукового оформления двух кинофильмов Элема Климова — «Похождение зубного врача» (1965 год) и «Спорт, спорт, спорт» (1970 год). И лишь в 1970-е годы окончательно завершённая «Сюита в старинном стиле» становится концертным произведением.

После концерта пермские поклонники Альфреда Шнитке благодарили музыкантов и директора краевой филармонии Галину Кокоулину за то, что в юбилейный год великого композитора они дали им возможность ещё раз прикоснуться к творческому наследию музыкального гения XX века.

Источник — пресс-служба Пермской краевой филармонии

«Новый компаньон»


Плюсануть
Поделиться

Loading...