Плата за лояльность

Самые выгодные государственные и муниципальные контракты всё чаще достаются компаниям, которые принадлежат прогубернаторски настроенным депутатам

Поделиться

Распределение крупных государственных контрактов в Пермском крае постепенно превращается в политический инструмент. Компании, принадлежащие лояльным губернатору депутатам краевого Законодательного собрания, всё чаще получают многомиллионные заказы без какой-либо конкуренции. Суммарная стоимость таких контрактов, полученных депутатскими компаниями в течение последнего года, приближается к 5 млрд руб. Наглядная иллюстрация этого тезиса — события минувшей недели.

Владимир Нелюбин
Владимир Нелюбин
Фото: Игорь Катаев

По стечению обстоятельств очередная «пленарка» краевого парламента совпала по времени с аукционом по выбору подрядчика для реконструкции шоссе Космонавтов. Одним из претендентов на получение госконтракта ценой около 1,8 млрд руб. на этих торгах было принадлежащее депутату Владимиру Нелюбину ОАО «Пермдорстрой». Аукцион прошёл в режиме максимального благоприятствования для «Пермдорстроя» — два из трёх конкурентов компании Нелюбина не были допущены к торгам. Третий конкурент, хотя и получил допуск, не сделал ни одного ценового предложения, фактически отказавшись от борьбы. В итоге «Пермдорстрой» получит контракт с дисконтом в 0,5% от максимально возможной цены. Как известно, на строительных торгах в этот максимум обычно закладывается 20%-ный уровень рентабельности подрядных работ.

Позиция Владимира Нелюбина по ключевым вопросам, обсуждаемым в краевом Законодательном собрании, была известна задолго до объявления аукциона — он поддерживал губернатора и по вопросу о способе приватизации аэропорта, и по предоставлению налоговой льготы «Газпрому». Однако перспектива получения необходимого «Пермдорстрою» контракта, видимо, всё-таки сказалась — на этот раз обычно сдержанный Нелюбин отметился не слишком корректными репликами в адрес особо упорных оппонентов Виктора Басаргина.

Схожая политическая метаморфоза произошла и с ещё несколькими соратниками экс-губернатора Олега Чиркунова. Так, бывший председатель краевого правительства Валерий Сухих сейчас принципиально воздерживается от публичных заявлений по Большому Савино и другим конфликтным законопроектам. Администрацию Басаргина такая политкорректность нынешнего спикера краевого парламента, очевидно, пока устраивает.

Местные СМИ приписывают Валерию Сухих владение компанией «Пермфармация», контролирующей рынок поставок медикаментов для обеспечения льготников. Сам Сухих несколько раз публично дистанцировался от «Пермфармации», публично заявляя об отсутствии коммерческих интересов в этой компании. Тем не менее, владеющую медицинским бизнесом группу предпринимателей (Сергей Канцур, Олег Сюзев и др.) обычно связывают именно с Сухих. С точки зрения бизнеса со сменой губернатора для «Пермфармации» практически ничего не изменилось  — компания по-прежнему получает большинство крупных тендеров на поставку медикаментов по заказам краевого минздрава.

На бюджетные заказы ориентирована часть бизнеса ещё нескольких законодателей — Вагаршака Сарксяна, Владимира Хозяшева, Армена Гарсляна, Николая Дёмкина и Алексея Луканина. Проблемы с контрактами пока что возникли лишь у компании, связанной с последним из перечисленных депутатов, которого как раз-таки трудно назвать рьяным сторонником нового губернатора. А пермская мэрия пытается возложить ответственность за срыв графика реконструкции набережной Камы на подрядчика — фирму «Газмет-ИНТЭК», совладельцем которой был Луканин.

Обратный пример — ситуация с компанией «Дитранс Плюс», принадлежащей семье депутата Виктора Плюснина. Компания смогла без реальной конкуренции выиграть тендер на строительство детского сада в Полазне, получив заказ всё с тем же дисконтом в 0,5% от максимума. По совпадению, торги по детсаду проводились вскоре после завершения работы конкурсной комиссии, выбравшей компанию — «дочку» «Реновы» — для реконструкции аэропорта в Большом Савино. Виктор Плюснин входил также в состав комиссии по выбору инвестора для аэропорта как представитель депутатского корпуса. Плюснин не участвовал в итоговом заседании конкурсной комиссии и не подписывал протокол о признании компании «Кольцово-Инвест» победителем тендера по аэропорту. Тем не менее, впоследствии он высказался в поддержку губернаторской схемы приватизации Большого Савино.

Государственные и муниципальные контракты компаний, считающихся связанными с депутатами Законодательного собрания Пермского края

Предмет контракта Стоимость, млн руб. Подрядчик
Реконструкция шоссе Космонавтов (участок от аэропорта до реки Мулянки) 1782,221 Победителем аукциона признано ОАО «Пермдорстрой» (аффилировано Владимиру Нелюбину)
Ремонт автодороги Красновишерск — Вая 405,090 Подписан контракт с ООО «Строительная компания «Химспецстрой» (аффилировано Армену Гарсляну)
Организация обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий населения 387,658 Объявлены два конкурса, претендентом на победу в которых считается ОАО «Пермфармация» (компанию связывают с Валерием Сухих)
Реконструкция набережной Камы (второй этап) 194,550 Подписан контракт с ООО «Газмет-ИНТЭК» (компания считается связанной с Алексеем Луканиным)
Приобретение жилья в новостройках 145,391 Подписан контракт с ООО «Управляющая строительная компания «Австром» (аффилировано Юрию Борисовцу)
Строительство детского сада в посёлке Полазна 139,542 Победителем аукциона признано ЗАО «Дитранс‑Плюс» (аффилировано Виктору Плюснину). На сайте госзаказа имеется сообщение о подписании контракта, однако карточка контракта не заполнена
Приобретение жилья в новостройках 89,901 Подписан контракт с ОАО «ПЗСП» (аффилировано Николаю Дёмкину)
Реконструкция автодорог в Юсьвинском районе 80,526 Подписан контракт с ООО «Северный альянс» (компания считается связанной с Вагаршаком Сарксяном, аффилирована Владимиру Хозяшеву)

Поделиться