Миф vs Факт

«С домашним обучением могут справиться не все родители»

Развеиваем мифы и подтверждаем факты о семейном образовании в Перми вместе с мамой 12-летнего хоумскулера Лейлой Сазонтовой

Поделиться

 1  Позволить себе обучать ребёнка на дому могут только родители со свободным графиком работы.

Конечно, удобнее переходить на семейное образование, когда кто-то из родителей не работает или может позволить себе свободный график. Но я знаю разные семьи, где ребёнок обучается дома, и во многих из них работают оба родителя. Или, например, в семье только один родитель, и он работает полный восьмичасовой день. Мы с мужем самостоятельно строим свой график, но тоже работаем полный день, это может быть и 6, и 10 часов. На мой взгляд, семейное образование, когда оба родителя работают, не является большой сложностью.

Если говорить о степени вовлечённости родителей в обучение — она меняется со временем. Наш сын уже четыре года на семейном образовании, он заканчивает шестой класс. Сейчас Лев уже почти подросток, который может сам организовывать свой день, частично нести ответственность за учёбу и проходить какие-то материалы самостоятельно. В первое же время я, конечно, была полностью включена в его учёбу, со мной ребёнок проходил дома все те же 5-6 уроков, что и в школе. Постепенно мы прошли процесс «расшколивания», и больше он был нужен даже мне, чем ему. Сейчас моя роль в его обучении постепенно снижается и со временем, я думаю, будет сведена к минимуму.


 2  Сложно мотивировать ребёнка учиться, если ему не нужно ходить в школу.

Весь процесс домашнего обучения работает, когда у ребёнка есть внутренняя мотивация. Не та, которая основана на страхе получить плохую оценку или нагоняй от взрослых, а мотивация, которая растёт непосредственно из интереса к обучению.

Да, ребёнок в ситуации, когда ему не нужно каждый день идти в школу, расслабляется, но мне это не кажется проблемой. Наоборот — это здорово, когда маленький, растущий человек всегда находится не в ощущении стресса, который диктует школа, а в расслабленном состоянии.

На изучение предметов, которые ему менее интересны, мотивации меньше, но с другой стороны, очень быстро выявляются те области знаний, к которым он действительно расположен. И к их изучению внутренняя мотивация у ребёнка есть. Выстраивается некая иерархия. Менее интересным предметам уделяется минимум времени, чтобы ребёнок освоил их и был эрудирован, мог сдать аттестацию по стандартам школьной программы. А предметам, которые действительно нравятся ребёнку, посвящается львиная доля его времени и сил.


 3  Ребёнку хоумскулеру не хватает общения со сверстниками.

Это спорный вопрос. Даже если посмотреть на взрослых людей — каждому нужен разный объём общения. Кому-то нужно много взаимодействовать с другими людьми, кому-то — мало. И дети в этом плане от взрослых ничем не отличаются. Нет определённой цифры, которая отражала бы количество необходимых ребёнку часов общения или число друзей, даже просто людей, с которыми он коммуницирует.

В семейном образовании нет такой проблемы, как недостаток общения. Я наблюдаю за своим ребёнком уже четвертый год, пока он не учится в школе, и вижу, что он легко находит общий язык абсолютно с разными людьми, как с ровесниками, так и со взрослыми.

Ученик в школе зависит от коллектива, который он не выбирал. Это около 30 детей, с которыми он связан только потому, что они где-то недалеко друг от друга родились и близки по году рождения. Совсем необязательно, что это люди, близкие ему по ценностям и увлечениям, социальному положению. Здорово, если удается найти в школе близких друзей, но нередко сделать это не получается.

В семейном образовании всё достаточно проще по сравнению со школой: ребёнок может выбирать свой круг общения. Это секции, кружки, сообщества по интересам. Например, мой сын в третьем классе захотел учится в музыкальной школе, поступил туда и нашёл сверстников, которые увлечены тем же, чем и он. Так же было со спортивной секцией. И каждый из этих коллективов он выбирал осознанно, настолько, насколько это возможно в его возрасте.

Я смотрю на других ребят, которые учатся не в школе — это точно не те дети, которые испытывают недостаток в общении. Напротив, они очень активны в самостоятельном формировании круга ровесников, с которыми им интересно.


Лейла Сазонтова

 4  Семейное образование позволяет экономить: на школьной форме, канцтоварах и т.д.

Да, это так. Мне есть, с чем сравнить — первый класс мой ребёнок учился в обычной школе, а часть второго — в статусной, как их принято называть. Могу с уверенностью сказать, что с переходом на семейное образование наши обязательные расходы сократились. Не нужно покупать школьную форму, учебники, тетради на печатной основе. При этом мы, конечно, покупаем вещи, но именно те, которые, на наш взгляд, нужны ребёнку. У нас нет незапланированных или необоснованных трат, которые могут возникнуть в школе.

Семейное образование в некотором роде может быть даже выгодным, потому что в нескольких регионах России семьям, обучающим детей вне школы, платят компенсацию. Пермский край в их числе. Мы получаем, конечно, не великие деньги, но сумма за учебный год вполне покрывает расходы на языковую школу и книги.


 5  К детям на семейном обучении педагоги во время аттестации относятся предвзято.

Не могу сказать, что есть такая тенденция. Здесь лучше говорить о том, что есть учителя, которые предвзято относятся и к школьникам, и к хоумскулерам — без разницы, где учится ребёнок. И есть те, кто непредвзят и объективен по отношению к детям.

Нам не встречался ни один учитель, который занижал бы оценку или требовал больше от моего ребёнка, чем от ребят, которые учатся в классе. Также я не могу сказать, что есть учителя, которые менее требовательны к ребёнку только потому, что он не учится в школе.


 6  Образование на дому под силу только родителям, у которых есть склонность к педагогике.

Не могу сказать, что у меня есть склонность к педагогике. Я не получала педагогическое образование, равно как и большинство моих знакомых, которые забирают детей на семейное обучение в Перми, других городах и даже странах, где живут русскоговорящие семьи. Более того, не у всех таких родителей есть даже высшее образование.

На семейное обучение ребёнка могут взять, прежде всего те родители, которые готовы в большой степени быть вовлечены в его жизнь и взять ответственность за весь образовательный процесс.


 7  Часть предметов на домашнем обучении освоить нереально — а как же химические и физические опыты или физкультура?

Это не так легко, но реально. Есть огромное количество секций и организаций, которые помогают детям проходить весь учебный процесс. В Перми тоже таких немало. Например, мой ребёнок полгода проходил курс физики в «Кванториуме» и не только в теории, но и на практике. В конце они создали и запустили собственные ракеты.

С физкультурой всё ещё проще. Подавляющее большинство детей на семейном образовании заниматся спортом. Без посещения школы у ребят освобождается много времени, которое можно пустить на различные активности. Это могут быть секции, бассейн, лыжи и т.д.

Да, могут возникнуть сложности со сдачей конкретных дисциплин в школьной программе: например, бегает ребёнок хорошо, а лыжи ему даются не очень. Но мы расставляем приоритеты и понимаем, что наличие «пятёрки» в аттестате ещё не значит, что у ребёнка хороший опыт и знания по всему предмету.


 8  Дома ребёнок будет осваивать школьные знания через онлайн-уроки и проводить много времени перед монитором, это испортит ему здоровье.

Если говорить о количестве времени, которое он проводит у экрана, то есть разные варианты. Вопрос в том, какие из них выбирает родитель. Можно проходить аттестацию онлайн, а остальное время учиться без компьютера. Можно брать обучение в онлайн-школе, тогда ребёнок 3-4 урока находится за монитором. В нашей семье часть обучение проходит онлайн, частично я занимаюсь с сыном сама, частично он сам изучает материал по книгам.


 9  От обучения на дому мало толку, если ребенок захочет поступать в вуз — там всё равно придётся ходить на лекции и семинары.

Обучение в школе сильно отличается от учёбы в вузе, где уже не нужно изучать все дисциплины, а можно посвятить себя тому, что интересно. Перспектива университетских лет нас не пугает. Я знаю, что ребёнок будет учиться там, где он захочет. Любопытно наблюдать, как сейчас формируются сферы, в которых сын чувствует себя уверенно, где ему интересно, как он понимает, чем он хотел бы заниматься.

Могу сказать, что далеко не все хоумскулеры получают высшее образование. Многие находят себя и начинают зарабатывать деньги ещё в школе. Знаю примеры, как ребята в восьмом-девятом классе начинают давать уроки онлайн по математике, программированию или учат собирать Кубик Рубика. И без высшего образования они уже знают, чем заниматься, а иногда и уже начинают зарабатывать деньги тем, что им по душе.

Кроме того, мы видим тенденцию к тому, что крупнейшие вузы запускают онлайн-образование, дают доступ к своим основным курсам и идут к тому, что получить высшее образование можно будет, не посещая лекции.

Здесь у детей огромное пространство для выбора.


 10  Домашнее обучение подходит не для всех семей.

Оно подходит не для всех родителей, я бы так сказала. Думаю, нет такого ребёнка, который не смог бы освоить программу не в школе, а где-то ещё: с репетитором или родителями. Но есть родители которые или из-за рабочего графика или определённого склада характера не готовы вкладывать в обучение ребёнка свои силы и время. Такой семье в меньшей степени подходит домашнее образование.

Здесь есть очень важный момент — родители должны быть готовы к самоорганизации. Я знаю примеры, когда люди пишут в соцсетях: «Семейное образование — полная чушь, у нас ничего не получилось». Но так происходит, когда родители не смогли организовать этот процесс.

И здесь есть крайности, почему так случается. Некоторые родители хотят «заорганизовать» ребёнка и построить семейное обучение на примере школьного. Конечно, это им быстро надоедает, потому что в школе это готовые программы, которыми занимаются разные педагоги, а родитель должен охватить всё сам, один. Другой вариант — когда родители абсолютно не склонны к самоорганизации и всё пускают на самотек. А самостоятельность ребенка формируется далеко не в первом и даже не пятом классе, и контролировать обучение сам он не может. А если ребёнок не сдаёт аттестацию дважды, он обязан вернуться в школу и учиться со всеми детьми.

Поэтому при семейном образовании у родителей должна быть здоровая склонность к самоорганизации, и стоит идти каким-то средним путём. А если это чувство ответственности за обучение будет вдохновлять родителей, у любого ребёнка не будет никаких преград для того, чтобы учиться вне школьных стен.

Все «Миф vs факт»
Поделиться