Миф vs Факт

«Всё может стать поводом для вдохновения, даже пустота»

Развеиваем мифы и подтверждаем факты о живописи и творчестве вместе с художником Асей Феоктистовой

Поделиться
Ася Феоктистова
Ася Феоктистова
Фото: Мария Долгих

 1  Все художники — небогатые люди.

Мне непонятно возникновение этого мифа, потому что самые известные художники: Дали, Пикассо, Матисс — были очень состоятельными людьми, причём достигшими успеха благодаря своему искусству, а не благодаря сбережениям или чему-то ещё.

Мне кажется, есть даже некий комплекс бедности, когда человеку нравится быть ущемлённым и всеми жалеемым, всё время говорить, что художником быть тяжело. Но любой, у которого есть стремление, может найти возможность заработать. Не обязательно живописью, а преподаванием, например, или оформлением чего-то. Есть множество способов.

Мне кажется, здесь важна именно внутренняя мобилизация и понимание, ради чего ты это делаешь — какая у тебя цель. Например, у меня есть дорогие проекты, когда я еду в другую страну, арендую помещение или транспортирую картины, я понимаю, что на это нужны деньги. Я думаю над этим вопросом и организую себе какую-то работу, благодаря которой зарабатываю и могу осуществить задуманное.

Творчество и зарабатывание денег для меня лежат абсолютно на разных полках. Это разные задачи — организационные и творческие.


 2  В последние годы картины в России плохо покупают.

Мне кажется, это абсолютно неверное утверждение. Потому что деньги никуда не исчезают, они перемещаются из одного кармана в другой. То есть покупательская способность осталась прежней, вопрос в том, что покупают.

Во времена кризиса покупают либо настоящее искусство — антиквариат, шедевры, которые никогда не потеряют в цене, а только будут расти, — условно говоря, Коровина, Гончарову, либо то, что нравится субъективно. То есть то, что человек увидел и не может оторваться от этого, хочет этим обладать.

В общем, это очень субъективно — покупают или нет. Произведения искусства продавались даже во время Второй мировой войны.


 3  Чтобы заниматься живописью, нужно обязательно получить высшее образование по этому профилю.

Это достаточно смешное высказывание, потому что мы знаем великих художников, не имевших образования. Например, Зинаиду Бабину — великого графика, которая делала тончайшие вещи, не имея вообще никакого образования, и пришла к этому в конце своей жизни. Знаем того же Анри Руссо, который до занятия живописью работал в таможне.

У меня сейчас есть замечательная ученица, по образованию филолог. Она оказалась блестящим живописцем, у неё настолько удивительное чувство цвета, что я сама многому у неё учусь и даже по-хорошему завидую той смелости и тем цветам, которые она неожиданно находит в своих композициях.

В любом деле главное — желание. А оно даже в большем дефиците, чем дар и талант, потому что многие люди, обладающие ими, достаточно ленивы, пассивны и не развивают свой талант. А люди, у которых есть реальное желание писать, его реализуют и становятся прекрасными художниками.


Ася Феоктистова
Фото: Мария Долгих

 4  Вдохновение — преходящая вещь. Если его нет, работа не ладится.

Я думаю, это очень индивидуальный вопрос. У меня всегда есть идеи, которые требуют воплощения. Они рождаются у меня в голове, я думаю о них, а когда появляется возможность работать, я ими занимаюсь. Но, конечно, очень важно в этот момент быть готовым сделать внутренний рывок, расставить приоритеты — чтобы ничего не отвлекало, чтобы не было посторонних мыслей, ты полностью настроился на живопись и она овладела тобой. Я не думаю, что этот момент стоит называть вдохновением, это, скорее, готовность к работе. Это важно.

Мне часто снятся работы, я их снимаю на телефон в процессе создания и рассматриваю, если уезжаю куда-то, то есть они со мной живут постоянно.

А насчёт преходящего вдохновения — мне кажется, это касается людей, которые редко работают. Если ты пишешь каждый день и помногу, то ты найдёшь вдохновение — ты работаешь над какими-то задачами, и вдохновляет, в принципе, всё вокруг, обычные предметы. Когда ты находишься в этом состоянии живописи, всё что угодно может стать поводом для вдохновения, даже пустота, просто воздух.


 5  Если тебя приняли в Союз художников, это высшая степень признания.

Мне кажется, это вообще утверждение из 1960-х годов. Оно давно неактуально. Мало кто, я полагаю, сейчас об этом уже думает, и поводом для вступления в Союз художников может послужить только получение мастерской, потому что деятельность союза скучна и сведена к формальным отчётным выставкам. А то, к чему на самом деле призван союз — к творческому общению, возможностям для художников выехать за границу, сделать персональную выставку, помочь с материалами, — этого ничего давно уже нет.

И потом, в союзе много пассивных людей, которые, вступив туда и получив образование, реально не работают творчески. И их количество уже начинает конкурировать с количеством тех, кто работает.


 6  Цена картины зависит от количества часов и объёма красок, которые художник на неё потратил.

У каждого художника есть внутреннее ощущение цены своего произведения. Он знает, что некоторые картины являются реальным озарением, открытием, на них хочется равняться и учиться у них. Поэтому с такими картинами сложно расставаться. Если кто-то хочет их купить, то цена на них достаточно высока.

Некоторые картины являются неплохими, но проходными — таких много. Можно написать 20 букетов тюльпанов, и вдруг на 21-й раз ты буквально несколькими мазками вдруг изобразишь трепет, свежесть цветов. И с этой работой ты не сможешь расстаться, а первые 20 можешь продать. Поэтому цена на точно такой же размер холста может быть в два-три раза выше.

У меня есть очень хороший ответ на вопрос «Почему картина так дорого стоит?». Я обычно отвечаю так: «Живопись — это предмет роскоши». И не только для покупателя, но и для меня, потому что, чтобы купить дорогие краски, холсты, выделить время, которое свободно от всего, и вообще выстроить свою жизнь так, чтобы по пять-шесть часов выделять для живописи, мне требуются очень большие материальные затраты.

Никто же не заставляет человека покупать картину. Стоимость её такова, если у него есть острое желание её приобрести, но он не может, я могу вступить с ним в диалог и предложить какие-то удовлетворительные условия, рассрочку, например, или снижение цены. Но он должен знать, что даже если я продам ему её, условно говоря, за 100 тыс. руб., её стоимость — 500 тыс.


 7  Писать картины может каждый.

Это однозначно так. То, что рисуют дети, может висеть в любом музее мира рядом с известными произведениями. У детей есть главные качества — непосредственность, свобода движения и радость, которую доставляет им рисование. И всё это отражается в их работах. Они однозначно приносят необходимый эффект: ощущение присутствия радости, вдохновения, движения, наполняющего жизнь. Поэтому абсолютно любой может написать картину.

И у взрослых нет для этого препятствий. Если человек испытывает реальное желание что-то делать, он всегда найдёт способ и возможность это осуществить. Если у него нет уверенности, как к этому подступиться, он может найти себе учителя, попросить кого-то о мастер-классе, купить материалы и сделать картину. Мы живём во времена, когда актуальное искусство занимает главенствующие позиции в культуре, а для него вообще не нужно образование, в нём художественным объектом может стать всё что угодно.


 8  В абстрактной живописи нужно искать символы и узнаваемые образы, тогда её можно понять.

Символы и образы — это только внешняя часть. В любой картине есть энергия, то, что заложено внутри, то, что ты чувствуешь, когда на неё смотришь. Символы и образы могут быть узнаваемыми, но эта энергия должна затрагивать зрителя.

Картина — это не просто холст, который цветом отличается от стены. На ней происходит некое событие — либо какая-то отправка к воспоминаниям, снам, либо какое-то движение, переживание. Если нет конкретных чувств, когда ты смотришь на картину, ничего не происходит в твоей душе, значит, это не произведение искусства. Настоящее произведение искусства не может оставить человека равнодушным, и при взгляде на него с ним что-то происходит.

Когда человек, глядя на абстрактную живопись, реагирует так: «Я это не понимаю» или «Я тоже так могу» — это, скорее, говорит о проявлении самого человека и не имеет отношения к искусству. Это гордыня человека или желание возвысить себя на фоне картины.

Да, абстрактное искусство не может коснуться каждого, но и реалистическое тоже. Я, например, на выставке «АРТ-Пермь» прохожу несколько рядов гиперреалистических картин, и они меня не трогают. Они не могут меня коснуться, потому что я человек с образованием и очень большой практикой. И воздействие картины зависит не от её качества, а от человека. Это вопрос к нему — какой он. Если человек хочет что-то понять, он будет часами стоять у картины и задавать себе вопрос: «Что это?» — и он поймёт.

В картине не должно всё объясняться досконально. Достаточно какого-то намёка, отсыла, чтобы человек в душе продолжил эту картину, мысль, заложенную в ней, или свою фантазию. Если она не имеет отклика в душе зрителя, то, конечно, она ему скучна.


 9  Талантливый человек талантлив во всём.

Да, это так. Способность к творчеству — это способность к некому компромиссу и выражению себя. Мне кажется, что творческий человек способен довести действие до реального результата. И эта способность сохраняется в разных аспектах.

Наверное, и на себе я это испытывала. Я очень люблю готовить и использовать неожиданные сочетания продуктов. Я отношусь к готовке как к созданию картины. Я беру несколько основных компонентов, решаю, в какой гамме всё будет происходить, а дальше уже добавляю что-то к ним. Это творческое дело: я стараюсь, чтобы блюдо было интересно и по цвету, и по подаче. Наверное, я могу считать, что в этом я тоже талантлива.


 10  Художнику нужен критик, а не комплименты.

Это опять же очень личностное. Мне, например, нужна критика. Я всегда очень много делаю, и мне важно мнение серьёзных людей, чьё мнение я уважаю, чтобы понять, куда двигаться дальше. Комплиментов у меня достаточно, но они совершенно не помогают мне, а, наоборот, расслабляют моё сознание удовлетворением: вроде как я уже что-то сделала, а мне-то хочется двигаться дальше и развиваться.

Поэтому для меня критика важнее, чем комплименты. И в моём окружении есть люди, которые её высказывают. Самый близкий мой человек — это мой муж. Он самый серьёзный мой критик. Я знаю, что он всегда скажет мне правду.

Все «Миф vs факт»
Поделиться