«Троллейбусы для города обходятся дороже автобусов, а пользуются ими меньше людей»
Развеиваем мифы и подтверждаем факты о судьбе троллейбусной сети в Перми вместе с начальником МКУ «Гортранс» Анатолием Путиным
1 В этом году троллейбусы перестанут ездить по Комсомольскому проспекту.
Да, в связи с тем, что планируется реконструкция Комсомольского проспекта, троллейбусы по этой улице ездить перестанут. Ремонт так или иначе затронет контактную сеть троллейбусов, и их движение придётся остановить.
Сейчас мы ждём плана выполнения работ, и когда он появится, мы под него спланируем изменения маршрутной сети. Движение троллейбусов должно прекратиться летом, после Дня города.
2 Со временем троллейбусную сеть в Перми ликвидируют полностью.
Сегодня стоит вопрос об эффективности этого вида транспорта. Нужно понимать, что у города нет задачи ликвидировать троллейбусы просто потому, что они чем-то не нравятся. Нет плохого или хорошего транспорта. У каждого — свои преимущества и недостатки. И задача города — таким образом организовать общественный транспорт, чтобы максимально эффективно перевозить пассажиров.
Если говорить об иерархии наиболее приоритетных видов транспорта, в первую очередь, это трамваи, потому что они имеют выделенную полосу, более высокую скорость движения, чем троллейбусы. Кроме того, их движение можно организовывать в виде сцепок нескольких вагонов и перевозить больше пассажиров.
А дальше мы должны сделать выбор: либо следом за трамваями мы развиваем троллейбусы, либо мы делаем упор на автобусы. И здесь надо исходить из экономических показателей.
Троллейбус для города стоит дороже: в силу содержания контактной сети, тяговых подстанций. Есть свежий документ — постановление администрации №20 от этого года, в котором прописана стоимость одного километра: для троллейбусов это 137 руб., для автобусов — 102 руб. И это не просто городские показатели, они рассчитаны в соответствии с федеральной методикой.
3 Троллейбусные маршруты заменят автобусными.
На период реконструкции, чтобы не ухудшать качество обслуживания пассажиров, троллейбусные маршруты будут заменены автобусными.
Например, троллейбус №5 в полном варианте будет заменён автобусом, который также будет следовать от ул. Гусарова до станции Пермь II. А вот троллейбусный маршрут №13 перевозит мало пассажиров, и заменять его полностью нет необходимости. Это направление будет компенсировано частично за счёт действующих автобусов, частично — за счёт нового маршрута №11 «Микрорайон Парковый — микрорайон Садовый». Например, на проспекте Парковом были построены остановки за гипермаркетом «Лента», оттуда транспорта в сторону центральной части города нет, маршрут №11 задействует это направление с выездом на улицу Подлесную.
Пассажиров о предстоящих изменениях будут информировать заранее.
Альтернативой могут стать и трамваи. Сейчас в Перми троллейбусная сеть на многих улицах совпадает с трамвайной: на ул. Героев Хасана, Куйбышева, бульваре Гагарина. Так, например, планируется строительство трамвайной линии на Парковом, что будет являться полноценной альтернативой троллейбусному движению.
4 Троллейбусы стоит оставить, потому что это экологичный вид транспорта.
Да, у троллейбусов нет вредных выбросов в атмосферу, но при этом стоит понимать, что на маршрутах Перми только 58 единиц этого вида транспорта. А всего в городе около 400 тысяч транспортных средств — это и личные автомобили, и автобусы, и грузовой транспорт.
Если бы наш троллейбусный парк исчислялся сотнями машин, то, конечно, ликвидировать сеть было бы нерационально. А когда мы говорим о ликвидации небольшого парка (0,01% от общего объёма транспортных средств города), это незначительно повлияет на экологическую обстановку.
При этом у нас очень сильно выросли показатели экологичности автобусов. Пять лет назад, когда мы заключали договоры с перевозчиками, уровень «Евро 3» был хорошим показателем, а сейчас мы уже требуем уровень «Евро 5». Это показатели вредных выбросов транспортных средств в атмосферу, современный практически в два раза ниже прежнего.
Кроме того, ставится требование, чтобы не менее 20% автобусов перевозчика работали на газомоторном топливе, которое является более экологичным. При этом в течение ближайших лет этот показатель планируется увеличить до 50—70%.
Автобусный парк Перми сегодня лучше общего уровня в стране. Средний возраст автобусов по России — 17—18 лет, а в Перми он составляет 13—14 лет. Кроме того, мы обновляем парк, и скоро в город придут 85 новых автобусов.
5 Альтернативой троллейбусам может стать электробус.
В перспективе такое возможно. Электробус использовался в Перми в конце прошлого года в тестовой эксплуатации. Он зарекомендовал себя достаточно положительно. Есть ряд недочётов, связанных с тем, что техника это пока новая и необходимо её дорабатывать.
Говорить о приобретении электробусов пока преждевременно из-за их высокой стоимости, но мы видим, что за последние два года они подешевели почти вдвое и со временем должны приблизиться по цене к современным автобусам и троллейбусам.
Некоторые города России уже начинают закупать электробусы. Когда на этом рынке появится конкуренция и можно будет говорить о том, что цена электробуса будет снижаться, их вполне можно рассматривать как полноценный вид городского транспорта. Сейчас электробусы стоят дороже автобусов в 2,5—3 раза. Затрат на их эксплуатацию меньше, но это не перекрывает разрыв в стоимости приобретения.
6 Троллейбусные маршруты хотят ликвидировать, потому что они убыточны.
Общественный транспорт весь убыточен, потому что это социальная услуга. И вопрос о троллейбусах обсуждается не потому, что они убыточны, а автобусы, например, прибыльны. Главная причина — троллейбусами пользуются меньше пассажиров, чем автобусами и трамваями.
Причина низкой популярности кроется, скорее всего, в трёх главных недостатках троллейбусов. Это их невысокая скорость движения (автобус — 18 км/ч, троллейбус — 14 км/ч), ограниченная манёвренность на дороге и то, что существует риск не доехать до нужной точки из-за возможных проблем с контактной сетью.
Приведу пример: в 2015 году в микрорайоне Парковом поменялась маршрутная сеть. Автобусное движение было сконцентрировано на выезд на ДКЖ, а троллейбусное — на Гознак. И хотя через Гознак доехать быстрее, многие пассажиры всё равно предпочитают автобусы, потому что они точно доедут, а у троллейбусов могут возникнуть проблемы.
7 Вместо того чтобы ликвидировать троллейбусы, лучше заменить их на новые — бесконтактные.
Да, действительно, существуют троллейбусы с автономным ходом. Есть такое техническое решение, когда контактную сеть в центре города демонтируют, оставляя её только на окраинах. И троллейбусы сначала заряжаются под сетью, а потом переходят на бесконтактное движение и едут на аккумуляторах.
Но если мы пойдём по такому пути, нам надо полностью менять троллейбусный парк и существенно модернизировать контактную сеть, потому что возраст нашей составляет уже 39 лет. Всё это требует очень больших затрат.
И здесь мы сталкиваемся с выбором — какие виды транспорта развивать наиболее перспективно.
8 Троллейбусную сеть повсеместно ликвидируют в других городах.
Да, российские города, как правило, отказываются от троллейбусного движения. В Москве давно идёт программа замещения его автобусами. Есть немало городов, которые тоже пошли путём отказа от троллейбусов. В Тюмени, например, троллейбусных маршрутов не стало ещё в 2009 году. Пару лет назад отказался от этого вида общественного транспорта Курган. Такая же практика наблюдается в Европе.
Все «Миф vs факт»