Миф vs Факт

«Есть инструменты, которые помогут привлечь горожан на пешеходную улицу»

Развеиваем мифы и подтверждаем факты о пешеходной улице в Перми с директором Института территориального планирования Еленой Ермолиной

Поделиться
Елена Ермолина
Фото: Константин Долгановский

 1  На то, чтобы пешеходная улица была успешной, у города не хватило денег.

Это точно не так. Существует ряд других причин, в силу которых улица Пермская не состоялась как проект пешеходной улицы.

Изначально условия, которые сложились на этом участке Пермской, не располагали к созданию пешеходной зоны. Так, в районе пешеходной улицы крайне мало жилых зданий. А мы знаем: активность формируется в том числе из-за наличия жилых помещений, которые и создают трафик.

Второй причиной является отсутствие поперечных связей на улице Пермской. Проще говоря, трафик есть только вдоль, нет сквозных проходов с улиц Екатерининской и Ленина. Мы в своей работе предлагали установить публичные или частные сервитуты, чтобы создать поперечный трафик, что добавило бы пешеходной активности на улицу Пермскую. А если нет таких проходов, то и пешеход пойдёт по соседним улицам, не заворачивая на Пермскую.

Ещё один факт — пешеходная зона слишком короткая, она не позволяет спланировать долгую прогулку. А приезжать на пешеходную улицу, чтобы пройтись только один квартал, никто не захочет. В последней концепции мы предложили продлить улицу до Первогорода, Разгуляя с широким тротуаром.

Изначально эта улица не стала по-настоящему пешеходной в силу того, что так сложились перечисленные мной условия. То есть дело совсем не в отсутствии денег у города на её развитие.


 2  Часть зданий на улице долго пустует и пришла в запустение.

Да, это действительно так. Многие арендаторы съехали, и часть зданий на пешеходной улице сейчас пустует. Но есть и те, что заняты работающими организациями, в том числе, например, здесь продолжает действовать кузня. Как только появится активность на этом участке, жизнь вернётся и в здания.


Елена Ермолина
Фото: Константин Долгановский

 3  В этом году на улице снова запустят движение автомобилей, но она будет по-прежнему больше рассчитана на движение по ней пешеходов.

Да, этот так. На градостроительном совете мы предлагали три концепции. Первая — оставить её, как и прежде, пешеходной и продлить дальше. Вторая — с успокоенным однополосным движением автомобилей. И третья — полностью открыть улицу для автомобилей. Эти варианты решили вынести на градсовет, и он проголосовал за пешеходную улицу с успокоенным движением автотранспорта.

Пешеходная часть здесь будет очень широкой — 21,5 метра. Наше предложение заключается в том, чтобы использовать методы тактического урбанизма, которые в своё время предложило КБ «Стрелка». Идея тактического урбанизма в том, чтобы небольшими тактическими вливаниями формировать у жителей и гостей города привычку приходить на улицу. Например, в выходные мы полностью закрываем участок от автомобилей, отдавая его под ярмарки, продуктовые лавки, блошиные рынки, фестивали и т. д. И как только у людей возникает привычка приходить за изделиями ручной работы, фермерскими продуктами, тогда можно попробовать и в будни закрывать дорогу для автомобилей.

Ещё один важный момент: в будни улица будет действовать без парковок, но с возможностью обслуживания коммерческих объектов. Для этого мы предлагаем сделать стоимость парковки высокой, как возле торговых центров, чтобы автомобили здесь не стояли долго, чтобы улица Пермская не превратилась в одну большую парковочную зону. Ключевая идея концепции в том, что пешеходы для улицы всё равно будут главными.


 4  Ресторанный бизнес практически весь ушёл с пешеходной улицы, но его ещё можно вернуть сюда.

Думаю, да, его можно вернуть. Когда появится однополосное движение, появится и обслуживание для коммерческих объектов, вернётся пешеходный и автомобильный трафик, сформируется привычка горожан приходить на улицу. Всё это будет способствовать тому, чтобы рестораны получали своих посетителей.


 5  Чтобы привлечь пешеходов на улицу Пермскую, нужен креативный куратор, который займётся созданием событий.

Я думаю, для этого не нужен отдельный куратор.

Посмотрите, как сформировалась привычка пешеходов приходить на набережную Камы. После реконструкции её заполнили событиями, и сейчас многие приходят сюда гулять. Или взять, к примеру, историю с новогодним оформлением на Комсомольском проспекте. Оно появилось здесь перед Новым годом, и люди сразу начали гулять по бульварной части, фотографироваться здесь, хотя раньше всегда проходили по боковым сторонам проспекта.

Мы по-прежнему не отказываемся от идеи создать на пешеходной улице поперечное движение, оживить трафик и продолжить его прямо до набережной. Проходы между домами для этого есть, но нужно проводить работу по установлению сервитутов с собственниками.

В дальнейшем есть планы по реконструкции улицы Пермской до Разгуляя с учётом принятой на градсовете концепции. Отказываться от её идеи как пешеходной не нужно, есть инструменты, которые помогут привлечь сюда горожан без больших финансовых вливаний и креативных кураторов.

Все «Миф vs факт»
Поделиться