Миф vs Факт

«Есть люди, которые считают, что платные парковки — это зло, их нужно ликвидировать и вообще вернуть социализм»

Развеиваем мифы и подтверждаем факты о платных парковках вместе с руководителем Пермской дирекции дорожного движения Максимом Кисом

Поделиться

 1  Многие пермяки всё еще продолжают жаловаться на наличие платных парковок в центре и требуют отменить их.

Да, есть такие люди. По нашим наблюдениям, большинство жителей города поняли, что механизм платных парковок останется с нами надолго. Есть немало людей, которые понимают, зачем он нужен, и получают плюсы от его использования: можно припарковаться в центре города практически в любое время в любом квартале.

Но действительно есть люди, которые по разным причинам считают, что платные парковки — это зло, что их необходимо ликвидировать и вообще вернуть социализм. Такие люди действуют разными способами.

Есть те, кто пытаются этот социализм создать персонально для себя, закрывая номера на своих автомобилях. Есть те, кто пишут письма в разные инстанции. Есть люди, которые обращаются в суды и пытаются оспорить правовые акты, регулирующие эту сферу. Но акты у нас уже устояли в судах, и сейчас противники этой системы пытаются найти какие-то изъяны в цепочке привлечения нарушителей к ответственности. Наверное, несколько десятков таких людей найдётся.

Насколько мне известно, такого, чтобы случилась официальная отмена уже введённой платы за парковки, в каких-либо городах России не было. Есть несколько случаев, когда платные парковки ввели и обнаружили, что они не работают. Например, в Сочи, Краснодаре, Екатеринбурге. Потом через некоторое время принималось решение о том, что нужно радикально поменять систему, проработать её более детально. Мы же в Перми не вводили платные парковки, пока не были уверены, что вся эта юридическая конструкция будет работать.


 2  Есть много автомобилистов, которые не платят за парковку и игнорируют штрафы. Или хитрят, заклеивая свои номера.

Тех, кто заклеивает номера на автомобиле, сейчас меньше, чем было в начале введения системы. Технология работы с такими людьми есть: работают два сотрудника с паркнетами — переносными видеофиксаторами. Они фотографируют госномер, освобождая его. Но некоторые водители закрывают номер, а в конце дня смотрят: если сняли с него бумажку, то оплачивают парковку, потому что можно произвести постоплату до конца суток, а если не сняли, то не оплачивают. Чтобы таких хитростей не было, сейчас у нас инспекторы снимают бумажку, фотографируют номер и вешают её назад.

Игнорировать штрафы сложнее, чем плату. Есть люди, и их много, которые не уплатили их. Это может быть и сознательное игнорирование, но очень часто человек просто не получает штраф. Большое количество заказных писем с уведомлениями возвращается, но когда автовладелец получает информацию о штрафе от службы судебных приставов, тогда он уже уплачивает.

И совсем мало тех, кто разными способами категорически уходит от уплаты, переписывая имущество на других людей, не открывая банковские счета, то есть максимально изолируясь от систем, из которых служба судебных приставов может изъять штраф.


 3  Зона платной парковки в Перми будет снова расширяться в 2019 году. А потом ещё и ещё.

Вообще, каких-то планов по расширению, тем более в 2019 году, нет. Есть одна только мысль о локальной зоне — микрорайоне Разгуляй.

Платные парковки вводятся в тех местах, где наблюдается дефицит парковочных мест. И если до недавнего времени на Разгуляе его особо не наблюдалось, то сейчас он возник, и очень серьёзный, потому что было введено в работу новое офисное здание компании «ЛУКОЙЛ». Здесь много сотрудников и, соответственно, автомобилей. На наш взгляд, целесообразно было бы на этом участке тоже ввести платную парковку. Произойдёт это в 2019 или 2020 году, точно сказать не могу. Других предпосылок мы пока не видим для расширения.

Зона платной парковки, которая сейчас действует в Перми, выбрана не произвольно, а в границах, установленных Генеральным планом. В этом документе, утверждённом в 2010 году, обозначены предельные границы такой зоны. Территория платных парковок может до них не доходить, но шире быть не может. Ограничена зона от Разгуляя до станции Пермь II вдоль Камы. И от Камы вверх до улицы Чкалова. Без изменения Генплана выход за этот предел невозможен.


Максим Кис
Фото: Алёна Ужегова

 4  В будущем плата за парковку в разных зонах будет отличаться в зависимости от загрузки.

Это действительно так. Это правильно и разумно. Сейчас на разных участках улиц платные парковки загружены транспортом очень неравномерно. Цена — это регулятор наполняемости парковок, и в зависимости от спроса она должна различаться. Во всех городах за рубежом, где парковки действуют давно, вводится дифференцированный тариф в зависимости от места, дня недели или времени.

Мы обсуждали этот вопрос ещё в 2018 году, когда расширяли зону платной парковки, но сошлись на том, что есть период привыкания, когда для пользователя простота важнее точности. Мы можем сделать очень детальную схему, много зон и тарифов, но будет много ошибок, причём у добросовестных пользователей, которые в результате могут оказаться правонарушителями.

Поэтому мы сейчас сошлись на том, что останется единый тариф, но дальше по результатам анализа в 2019 году возможно выявление точечных участков, где перегружены парковки. Например, улица Советская, участок между улицей Газеты «Звезда» и Комсомольским проспектом — там загрузка около 100%, а иногда и больше. Дальше по Советской до улицы Сибирской загрузка близка к 100%. А уже в следующем квартале, до улицы 25-го Октября, загрузка меньше 50%.

Вот в первых двух кварталах Советской может быть разумным несколько увеличить цену, чтобы люди, которые туда приезжают и ставят машину на весь день, сделали выбор: может быть, поставить её в более пустом квартале, где плата ниже, освободив здесь парковочные места для тех, кто приезжает в качестве посетителей. Это ведь и есть основная цель платных парковок — сделать так, чтобы они были доступны преимущественно тем, кто приезжает для визита, а не тем, кто приехал на весь день на работу.

Ещё один квартал — улица Луначарского около клинической больницы. Немало жалоб поступает от пациентов и посетителей, которые не могут там припарковаться.

В трёх-четырёх таких кварталах может быть предложено очень точечно изменить стоимость.


 5  Паркоматы плохо работают и постоянно ломаются. А приложение для смартфонов часто подвисает.

Паркоматы у нас работают стабильно. В прошлом году были сложности с подключением двух объектов к электросетям, сейчас все они функционируют. Технических проблем, которые наблюдались в 2016 году, в 2017-м и 2018-м уже не было. За паркоматами ведётся постоянный мониторинг. Если с ним что-то случилось, например закончилась чековая лента, и подрядчик вовремя не среагировал, ему выписываются штрафы.

Мобильным приложением я сам регулярно пользуюсь. Подвисает оно только в том случае, если затруднена связь с интернетом.


 6  Наклейка «инвалид» на автомобиле зачастую совсем не означает, что им действительно управляет человек с ОВЗ. Автомобилисты находят способ установить её себе разными способами, чтобы не платить за парковку.

Здесь ситуация разная до декабря 2018 года и после.

Раньше была выстроена система, которая предполагала, что человек, который является инвалидом I или II группы, перевозит такого инвалида или является представителем ребёнка-инвалида, вправе парковаться на льготных местах, заявив свою машину в реестр. И после этого не так много оставалось возможностей для злоупотреблений.

Полиция контролирует, чтобы на парковочных местах для инвалидов стояли только машины с соответствующим знаком. Если его нет, автомобиль увозят на штрафную стоянку. Мы понимаем, что знак можно было купить в киоске и положить под стекло. Но в реестре этой машины не было, и владелец всё равно должен был оплатить парковку или штраф, если не сделал этого.

И благодаря такой системе у людей не было мотива вставать на места для инвалидов нелегально.

Была небольшая лазейка, связанная с тем, что инвалид может заявить в реестр не только собственную машину, а, например, соседа или родственника, который его перевозит. Мы беспокоились, что такое злоупотребление примет массовый характер, но этого не произошло. Когда мы смотрели статистику, получалось, что в реестре 79% транспортных средств принадлежат или инвалиду, или законному представителю ребёнка-инвалида. И только 21% заявлены как перевозящие его. Конечно, в этих цифрах есть злоупотребления, но мы видим, что они не носят массового характера.

Но всё это относится к ситуации до декабря 2018 года. Сейчас ситуация изменилась в связи с переменами в федеральном законодательстве. Теперь право бесплатной парковки транспортных средств не только инвалидов первой и второй, но и третьей группы установлено федеральным законом. Поэтому внесение транспортного средства в реестр инвалидов не является обязательным условием для получения льготы. В этой части нам предстоит выстраивать работу в 2019 году по-новому.


Максим Кис
Фото: Алёна Ужегова

 7  Для предприятий-эвакуаторов с введением платных парковок настали хорошие времена, и порой они даже слишком быстро работают, увозя автомобили с мест для инвалидов, специально поджидая там автовладельцев.

То, что эвакуация и штрафстоянки — бизнес, и чем больше эвакуировано машин, тем предпринимателю выгоднее, — это очевидно. Но если сравнивать с Москвой, то там, например, эвакуаторы работают совместно с должностными лицами, которые принимают решения о задержании транспортных средств, — эти полномочия находятся непосредственно у московских властей. В нашем случае эвакуатор не может никого подстеречь, потому что он не работает сам по себе. Эвакуируют автомобиль, только если сотрудник полиции принял решение о задержании транспортного средства и оформил протокол.

А сотруднику полиции категорически неинтересно привлекать к ответственности незаконно, потому что есть риск отмены такого решения через суд и лишения его премии. Поэтому у нас нет такой ситуации, как Москве, когда автомобили увозят, не разбираясь. У нас эвакуаторы работают цивилизованно.

Да, это весьма жёсткий способ, но зато очень действенный с точки зрения профилактики. Во всяком случае, я знаю очень много людей, которые говорили, что одного раза им хватило, чтобы потом смотреть, не встал ли он под знак, запрещающий парковку, или на место инвалида.


 8  Средства, собранные за парковку, идут не на улучшение системы дорожного движения. Их возвращают компании «Ростелеком» за инвестиции в систему оплаты парковок.

Есть разные варианты создания системы платных парковок. Можно сделать это за счёт бюджетных средств и помещать доходы от оплаты в казну. Но эта схема для бюджета рискованна, потому что сам проект рискованный: он может и не получиться. Есть другая схема, когда проект дают на откуп бизнесу. По такому принципу пошли при создании платных парковок в Сочи и Краснодаре. Разрешили предпринимателям самим ввести всю систему и оставлять себе 90% от оплаты. Так было, пока не решили пересмотреть схему.

В нашем случае был выбран вариант, который, с одной стороны, снимает с муниципалитета все риски по реализации проекта, с другой стороны, делает так, что вся система становится муниципальной без отвлечения бюджетных средств. Подрядчик за свой счёт поставил паркоматы, установил серверы, разместил программное обеспечение, заключил договоры с банками на передачу данных и т. д. Всё это без бюджетных вложений.

После этого «Ростелеком» оказывает услугу по перечислению платежей в бюджет. То есть все деньги пользователей приходят в городскую казну, и уже муниципальный заказчик частью этих денег расплачивается с «Ростелекомом». Как за текущую деятельность — обслуживание системы и т. д., так и за первоначальные инвестиции, которые он вложил.

Если говорить о разделении, то контрактом предусмотрено, что от сумм, которые поступают в бюджет, подрядчик получает около 59% при соблюдении всех условий контракта. Фактически он получает немного меньше. В 2018 году общий доход от парковок составил 59,5 млн руб. «Ростелеком» получил 28,4 млн руб. В процессе исполнения контракта были разного рода отклонения — где-то щит закрашен граффити, где-то паркомат отключён и т. д. За такие моменты к подрядчику применяются существенные штрафные санкции.

И самое главное: позже вся система платной парковки перейдёт в муниципальную собственность. С учётом того, как сейчас исполняется контракт, мы планируем, что это произойдёт в первом полугодии 2020 года. Мы поблагодарим инвестора, что он взялся за этот рискованный проект, выполнил все обязательства, и дальше будем с системой работать сами.


 9  В Екатеринбурге платные парковки полноценно начали работать только в конце 2018 года, и соседи перенимали опыт у нас, пермяков.

Вообще, Екатеринбург раньше Перми ввёл платные парковки, но поскольку там не был решён вопрос, как привлекать к ответственности неплательщиков, получалось, что они существуют просто для тех, кто сам хочет заплатить. Действительно, коллеги из Екатеринбурга приезжали в Пермь, чтобы ознакомиться с работой административной комиссии, которая занимается нарушителями, и выстраивать аналогичную систему у себя. Потому фактически создали систему они раньше, но заработала она намного позднее. Приезжали к нам также из Ижевска, интересуются опытом коллеги из Махачкалы, Самары, Воронежа.


 10  В 2019 году плату за парковку планируют снова повысить.

Пока не видно каких-то серьёзных оснований для того, чтобы повышать плату. Конечно, точно это определится после мониторинга. У нас есть установленная методика, которая определяет, что плата зависит от загруженности парковочных мест. И когда она превышает 90%, плата должна изменяться

Пока я думаю, пользователям не стоит беспокоиться, что плата может вырасти, за исключением, может быть, тех точечных мест, где возможно введение дифференцированного тарифа.

На 2019 год на повестке другая тема — принять систему правовых актов о внеуличных стоянках, чтобы появилась возможность парковаться не только на дорогах, но и за их пределами. И начать создание таких стоянок.

Ведь когда мы говорим о том, что парковки на дорогах должны работать преимущественно для посетителей, возникает вопрос: а куда же деваться тем людям, которые приезжают на работу на машине? Тут стратегии поведения индивидуальны, кто-то оплачивает парковку на весь день, кто-то ищет место на стоянках, кто-то решает не въезжать в зону платных парковок, кто-то — использовать общественный транспорт, велосипед и т. д.

Для тех, кто приезжает на машине, на наш взгляд, должны работать ещё и стоянки за пределами дороги, и у них должна быть немного другая система оплаты. За кратковременную парковку, на наш взгляд, — такая же, как и в пределах дороги. А если автомобилист стоит длительное время, ему должно быть выгоднее убрать машину с дороги, то есть плата за стоянку должна быть дешевле, например, в два раза — существенная разница должна быть между двумя этими вариантами.

Кроме того, ещё более выгодной должна быть ситуация, когда владелец транспортного средства принимает решение вообще не въезжать в зону платной парковки — когда он приехал из отдалённого района, например, и решил оставить машину на так называемой перехватывающей парковке. Она должна стоить ещё дешевле, чем парковка в платной зоне.

Сейчас готовится нормативно-правовая база по созданию и функционированию внеуличных парковок, и, надеюсь, в этом году первые из них уже будут созданы.

Все «Миф vs факт»
Поделиться