«Всё, что творит человек, — искусство»
Развеиваем мифы и подтверждаем факты о современном искусстве с пермской художницей Еленой Рэмбо
1. Современное искусство хуже классического.
Это не так. Всё искусство — просто искусство. Оно не хуже, не лучше. Всё имеет место быть.
Я скажу словами, которые я недавно услышала от Наили (ред. — Аллахвердиевой, арт-директора музея современного искусства PERMM), и они мне понравились. В классическом искусстве создавались каноны. Все должны были стремиться к определённым идеалам. Современное искусство говорит: «Ты идеал, стремись к себе». Люди, которые не любят современное искусство, на самом деле не любят себя.
2. Современное искусство не требует от художника знать прикладные основы изобразительного искусства.
Современное искусство всегда было современным. В нём ты как художник используешь разные инструменты, чтобы понять себя: сочиняешь стихи, пишешь картины или танцуешь танцы. Что касается основ: когда станет интересно, обратись к ним. Это не будет мешать. Но основы — это канва. На неё ты можешь надеть свои блёстки, красоты. Тебе родители дают тело (основу), но они ведь душу не могут дать? Ты раскрываешь её сам.
Все люди — художники, творцы. Кто творца должен образовывать? Это же надо найти такого учителя. Конечно, университет — важная штука, люди ведь не зря её придумали, но это один из миллиардов вариантов, как можно образовываться. Мой главный учитель — природа. Я учусь у природы, которая вылазит из меня.
3. Современное искусство ориентировано на провокацию.
Не всегда. Понятно, есть художники, которые провоцируют. Но надо понимать, почему они это делают. За других художников мне ответить сложно: я не знаю, что происходило с ними в тот момент.
К примеру, был мой перформанс на «Ночи музеев» в Пермском университете. Я была Евой, гуляла по райскому саду. Мне просто было хорошо. Я была в красивом месте, в природе. Да, это просто моя личная движуха была. Какая провокация? Люди сами хотели провоцироваться. Я потеряла Адама. Иду через толпы голая и говорю: «А вы не видели Адама?» Смотрю, все девки сразу, которые были с парой, стали боятся потерять мужика. Что ты за него боишься? Значит, он не твой. В моём творчестве есть неосознанные провокации. Сейчас я могу сделать прямую провокацию, но это бессмысленно. Я бы лучше построила дом.
4. Современное искусство основано на реминисценциях, оно не создаёт принципиально новые формы.
Всё взаимосвязано. Всё идёт шаг за шагом. Была одна клеточка, стали две, четыре, восемь. Ты думаешь, есть художники, которые встали и долбанули что-то с нуля? По-моему, такое невозможно. На самом деле искусство всё время говорит об одном и том же.
Ты помнишь, как в детстве тебе дарили игрушку? Что ты с ней делаешь первым делом? Ты разбираешь её, тебе надо понять, из чего она состоит. Потом ты разревелся и начал её собирать. Сделать это становится сложно. Тут либо ты соберёшь игрушку заново, либо нет. Какие мы, такое и искусство. Оно просто отражает тебя. На каком уровне находишься, то искусство тебе и нравится.
5. Художник не должен «лезть» в политику, участвовать в социально-резонансных событиях.
Художник никому и ничего не должен. Он делает то, что считает нужным. Политика? Ради бога. Это, конечно, прикольная штука: навести шумихи, чтобы все на тебя обращали внимание. Взял какую-то х*ёвинку, тут подвернул, там нарисовал, тут сказал слово. Естественно, на тебя будет направлено много внимания. Но ведь это такая суета. Политика — не такая интересная игрушка. Мне интереснее душа человека.
6. Современное искусство — это дешёвые материалы: пластик, глина, мусорные пакеты.
Не всегда. Ты ведь понимаешь, когда художник делает работу, он отталкивается от внутренней потребности. Мне вот иногда надо порисовать. Потом смотришь на результат, рефлексируешь. Иногда вообще не нужен материал и достаточно потанцевать. Хотя тут уже тело выступает материалом.
7. Любой человек может стать художником.
Всё больше людей начинают ощущать себя художниками, и это проявляется во всём. Хотя бы то, как мы выглядим, — это тоже искусство. Вообще, всё, что творит человек, — искусство.
8. Художники — аморальные и маргинальные люди.
Наоборот, мы в душу попасть стремимся.
9. В искусстве нельзя давать оценок «лучше-хуже», «хорошо-плохо».
Оценивание — это тоже творчество. Если зритель способен распознать, что художником движет (любовь или страх?), значит, он способен распознать себя в этой работе.
Участницы группировки Pussy Riot действуют в рамках парадигмы акционизма как формы современного искусства. Да, они действуют как акционисты. Но не суть же, что за жанр. Куда важнее понять: почему и для чего они действуют?
10. Пермская культурная революция провалилась.
Культурная революция бесконечно идёт внутри каждого из нас. Что касается пермской, то для меня она состоялась. Когда я училась в школе, вокруг этой темы было много шумихи. Помню мой первый визит в музей PERMM — ни черта не поняла. Обычно когда люди чего-то не понимают, они испытывают страх. Но мне, напротив, стало интересно, и я пригласила туда своих одноклассников. Они, правда, тоже ничего не поняли. Билет в музей стоил дёшево. Когда я ездила на дачу, специально приезжала пораньше на вокзал, чтобы забежать в музей и посмотреть выставку ещё раз. Было чувство, что в этой непонятности есть ответы. Пермская культурная революция зажгла во мне любопытство, заставила задавать вопросы. И думаю, так случилось не только со мной.
Все «Миф vs факт»