Миф vs Факт

«Самое страшное — это не забыть текст, а потерять контакт со зрителем»

Развеиваем мифы и подтверждаем факты с актёром театра и музыкантом Александром Смирновым

Поделиться
Александр Смирнов
Фото: Павел Семянников

 1  Актёр театра — профессия не особо доходная, больших денег здесь не заработать.

— Сразу хочу уточнить, что любой миф имеет долю правды, большую или маленькую. Если говорить о том, доходная ли профессия — артист, то всё зависит от человека. Я полагаю, что в Перми, которая далека от городов с богатой киноиндустрией, таких как Москва или Санкт-Петербург, конечно, актёрской профессией довольно сложно заработать большие деньги.

Но ведь богат тот, кому хватает того, что есть, кто счастлив тем, что имеет.

Да, конечно, зарплата артиста в пермских театрах весьма скромная. Она никогда не была высокой. Поэтому артисты много подрабатывают, и вот здесь уже всё зависит от их «волкоподобности» — насколько они сами себя могут обеспечить. Есть люди, которые сосредотачиваются на театре и умудряются довольствоваться малым.

Я, как только пришёл в театр, сразу понял, что придётся как-то подрабатывать. Освоил профессию ведущего, работаю на самого разного рода праздниках, у меня уже почти 30-летний опыт, работал в озвучивании рекламных роликов и с недавних пор пою. Хотя этим, конечно, много не заработаешь, но, тем не менее, иногда получается.

Понятно, что ни одного пермского артиста заоблачно богатым человеком назвать нельзя, если только речь не о его духовном богатстве. А если взять Москву, там всё очень по-разному и есть действительно состоятельные люди именно в актёрской профессии, которые зарабатывают очень большие деньги вследствие того, что очень любимы продюсерами и аудиторией.

 2  Цветы артистов после спектакля не особо радуют, они их или передаривают, или выбрасывают.

— Я бы разделили этот миф на две части. Во-первых, безусловно, любому артисту момент, когда он получает от зрителя цветы, приятен. Я не знаю артиста, который бы сказал, что ему это неинтересно. Думаю, что это лукавство. Наша профессия публичная, мы всё-таки выходим кланяться после спектакля. И конечно, мне, безусловно, приятно, когда зрители несут цветы, я всегда с благодарностью отношусь к таким людям.

Но, во-вторых, существует традиция цветы передаривать, и это не считается зазорным. Например, подарить их партнёрше по спектаклю, если она осталась без цветов, хотя такое редко случается. Или подарить эти цветы кому-то из близких или тем, кто не выходит на сцену в этом спектакле и находится за кулисами.

Я придерживаюсь этой традиции очень часто. Только, пожалуйста, не переставайте мне дарить цветы после этого признания!

 3  Если артист играет весельчаков, он и в жизни всегда радостный.

— Это может быть и мифом, и правдой, всё зависит от человека. Есть выражение, что комики — самые скучные и грустные люди в жизни. Отчасти это так, потому, что артист всегда должен держать себя в форме, чтобы на сцене или перед камерой суметь сострить, а в жизни ему хочется отдохнуть.

Но это, опять же, очень индивидуально. Я видел множество людей, которые на сцене радостны, смешны и в жизни продолжают оставаться такими же. Видел и случаи, когда всё наоборот.

Если говорить про меня, то да, может быть, в жизни я скучен и грустен. А на сцене могу быть весёлым, пытаться шутить, не всегда удачно. Это очень субъективно.

Для артиста не проблема, если он в плохом настроении, а нужно выходить на сцену и изображать радость, счастье, искромётность. Это мы умеем. У тебя есть простроенная роль, где всё просчитано для мелочей, и у тебя практически не остаётся времени на то, чтобы думать, какое у тебя сегодня настроение. Ты просто поглощён тем, что должен выполнить множество задач.

 4  Артистам в отношениях лучше не доверять, потому что они могут «сыграть» эмоции и чувства, которых на самом деле не испытывают.

— Мне кажется, это в большей части миф. Потому что артисты — это, как правило, люди, у которых как раз все эмоции и чувства, связанные с доверием, обнажены. Но только если это хороший артист. Невозможно однозначно ответить на этот вопрос.

Конечно, определённый элемент психической, душевной «продажности», «проституции» изначально вшит в нашу профессию. У всякого артиста, я предполагаю это по своему опыту, возникают проблемы с самоидентификацией: «А какой ты на самом деле? Где предел тому, когда ты прикидываешься, а когда уже нет?». Эта грань в какой-то момент может стать проблемой, и ты начинаешь искать настоящего себя, что не всегда просто.

Но, по сути, наша профессия в этом и заключается — мы ищем настоящего себя. Да и вообще жизнь человеческая в этом заключается.

Это непростой вопрос, и к нему нельзя подходить с точки зрения, миф это или нет.

 5  Каждый актёр мечтает стать режиссёром.

— Это точно миф. Несмотря на то что всё, опять же, индивидуально. Актёр и режиссёр — это две совершенно разные профессии, и как-то их смешивать вообще неправильно. Любой адекватный человек в театре это понимает.

Да, бывает так, что артист обладает какими-то режиссёрскими способностями, такое случается очень часто. Бывает и что режиссёр — это ещё и хороший артист. И тот и другой должны иметь представление о методе и профессии друг друга.

 6  У артистов есть свои суеверия и традиции.

— Да, есть. Самое знаменитое суеверие, которого почти все придерживаются, — про «падение роли». Вот она напечатана на бумаге, и артист ещё не знает её наизусть, репетирует с ней в руках или читает — у нас есть процесс читки до того, как мы встаём на ноги.

Есть такое поверье, что если роль упала на пол, это плохо. И средства борьбы с этим почти везде одинаковые. Надо поднять роль, положить на стул и сесть на неё. И посидеть. Есть ещё добавочная комплектация, которая встречается часто, но не везде. Надо в этот момент вспомнить трёх лысых людей. Мои варианты: Котовский, Моргунов и ещё один знакомый, которого вы не знаете. Это те три лысых, которых я всегда вспоминаю, если у меня роль падает.

Да, такие глупости у нас есть в профессии.

Вспоминаю историю про Юрского, который пришёл в БДТ молодым артистом и, конечно, трепетал перед первым спектаклем. Кто-то из стариков решил над ним подшутить и сказал: «Надо сцену поблагодарить». Нужно было купить шампанского, выйти на сцену и вылить его на неё. Юрский всё это сделал, а потом оказалось, его хотели разыграть.

Во всём этом, конечно, большое количество суеверий и бреда. Я, как человек религиозный, считаю, что это огромные глупости, но традиции есть традиции.

 7  Самое страшное для артиста — забыть текст на сцене.

— Это миф. Процесс работы над спектаклем такой скрупулёзный, что текст забыть сложно. И даже если так произошло, это не такая большая проблема. Конечно, такое бывает, когда спектакль долго не играется, или на премьере, от переживания.

Самое страшное — это не забыть текст, а потерять контакт со зрителем, когда спектакль не идёт, если не получается выполнить задачу по роли. Это намного страшнее.

 8  Статьи театральных критиков артисты не читают.

— Я читаю. И мне кажется, всем очень важно, что думают про твою работу. Я могу, конечно, ошибаться: артисты — очень разный народ. Есть экстраверты и интроверты, есть те, кому каждое слово важно по их поводу, а есть те, кого это совершенно не интересует.

Но вообще-то, мне кажется, любому адекватному артисту это важно. Другой вопрос — какой критик. Если хороший, умный, то, безусловно, нельзя не прислушиваться.

Я стараюсь читать всё, что пишется по поводу того, в чём я участвую. А так — что попадётся. На Павла Руднева я, конечно, подписан на Фейсбуке. Читаю Татьяну Николаевну Тихоновец. Она известный театральный критик не только в Перми, но и в России, и, конечно, как не прислушиваться к её мнению. Она, правда, нечасто ходит на мои спектакли, поскольку очень занята. Это счастье, когда у неё есть что-то сообщить по поводу твоей работы.

И другие такие люди есть, просто я боюсь называть фамилии. Все хорошие!

 9  В актёрских труппах часто случаются склоки, и редко бывает, что в театре складывается дружный коллектив.

— Много мифов ходит об этом. Но нет, я считаю, что любой живой, настоящий театр в первую очередь строится на человеческом контакте внутри труппы. Когда люди понимают, чем и зачем они занимаются, для них становятся не важны склоки, зависть и прочее. Но, конечно, это редкость и большое счастье. И это не всегда так.

Российские государственные театры созданы по принципу репертуарных, в них есть огромное количество системных вещей, правил, и там могут сложиться самые разные отношения. Каждый артист наверняка был свидетелем диаметрально противоположных отношений внутри труппы, от самых тёплых и бесконфликтных до сложных. Я уверен, что настоящий театр строится на человеческом взаимопонимании. По-другому не может быть, мне кажется.

 10  Если зрители шепчутся по время спектакля или звонит телефон, артистов это очень обижает.

— Этот миф нужно разделить на две части. Если у кого-то звонит телефон — ты не виноват. Человек забыл, неправильно с ним поработали перед началом спектакля, но тут нет твоей вины. Но это, конечно, отвлекает, это вообще беда современного сценического искусства, гигантская катастрофа. Но это от тебя не зависит.

А вот когда в зале кто-то разговаривает, что-то обсуждает, то ты должен вопрос задать себе — нет ли в этом твоей вины? Может быть, просто зрителям неинтересно смотреть на сцену? И если это зависит от тебя, сделай так, чтобы зрители не разговаривали и не отвлекались.

Все «Миф vs факт»
Поделиться