Миф vs Факт

«Ты спасаешь жизнь человеку, и это даёт тебе сильные эмоции, адреналин»

Развеиваем мифы и проверяем факты о работе скорой помощи вместе с главным врачом службы в Перми Евгением Камкиным

Поделиться
Евгений Камкин
Фото: Алёна Ужегова

 1  Большинство сотрудников скорой помощи» — женщины, это не мужская профессия

Да, действительно, 65% работников в нашем учреждении — женщины. Но с тем, что это не мужская профессия, я не соглашусь.

Большинство должностей у нас — фельдшерские, а такая работа чаще ассоциируется именно с женщинами. Во многом так сложилось, потому что на данный момент заработная плата на таких должностях не самая высокая. А мужчина, как человек, который должен обеспечивать достаток семьи, старается искать специальность, соответствующую этой задаче в большей степени. Хотя в последнее время делается всё, чтобы рост зарплаты был, и молодые люди всё чаще приходят к нам после медучилища.

Если говорить об опыте других стран, в Европе фельдшеры имеют две специальности — в Финляндии или Германии, например, они могут быть параллельно пожарным или спасателем. И в этом случае в подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь, большая часть сотрудников — мужчины. При привлечении кадров мы рассматриваем вариант, чтобы во время работы в медучреждении у сотрудника была возможность получить вторую специальность, спасателя, например. И мужчины, работающие одновременно и у нас, и в службе спасения, в Пермском крае тоже есть.


 2  В Прикамье по-прежнему остаются населённые пункты, куда скорая не может доехать

Да, такие места есть. Но их, к счастью, не очень много, и людей в таких местах живёт мало, поэтому такие задачи возникают не часто.

Доехать мы можем везде, где есть дороги. Если наша помощь нужна, мы добираемся до любой точки, в том числе, используя службу спасения — у них есть специальная техника, в том числе для преодоления водных преград. Но это может занять несколько больше времени, чем хотелось бы.


 3  Нередко в скорую поступают необоснованные вызовы

Действительно, случается, что нашей службой пользуются нерационально. По разным территориям таких вызовов от 10 до 35%. Надо помнить, что Скорая предназначена для случаев, когда существует непосредственная угроза жизни — человек находится без сознания, дыхания, кровообращения, или начались роды, это касается серьёзных травм, отравления, падения с высоты, ДТП. В таких ситуациях скорая должна выехать незамедлительно и прибыть в установленные нормативом сроки в 20 минут. Это экстренные вызовы. Есть ещё и пограничные случаи, которые не связаны с непосредственной угрозой жизни, но могут привести к её наступлению, если вовремя не оказать помощь. Они могут быть немного отсрочены.

А есть поводы, когда угрозы жизни нет и в ближайшее время она не произойдёт. В таком случае нужно обратиться в медучреждение самостоятельно или звонить в «неотложку» — при высокой температуре, небольших травмах или ожогах и т. д. Вызовов скорой при подобных обстоятельствах достаточно много, и из-за того, что они поступают к нам, ограничивается доступность по другим вызовам.

Сейчас мы проводим большую работу, чтобы передавать такие непрофильные вызовы врачам «неотложки», или уже во время приема обращения от жителя записать его к участковому врачу. Для этого в Перми на базе трёх районов реализуется пилотный проект — создаётся единый диспетчерский центр, который будет принимать все вызовы и сортировать их между «скорой» и неотложной помощью.

Проблема необоснованных вызовов характерна и для других стран, просто борются там с ней по-разному — штрафами или введением небольшой платы за вызов скорой. У нас штрафов нет, и вводить их не планируется. Для нашей страны это, наверное, неактуально и недопустимо.


 4  В скорой медики долго не задерживаются, потому что работа там очень выматывает

Это неправда. Соглашусь с тем, что работа тяжёлая. Мне посчастливилось поработать на всех этапах оказания помощи, от стационарной до поликлинической и скорой. Свои особенности есть на каждом из них, но на скорой помощи работа действительно тяжёлая — на улице, в некомфортных условиях, в грязь, снег и слякоть. Это работа в суточном режиме, когда ты постоянно находишься в стрессовом ожидании вызова и много времени проводишь в автомобиле.

Но наша работа имеет свою специфику, и тот, кто предрасположен к ней, находит на скорой помощи своё призвание. От своих действий здесь ты получаешь быстрый эффект, ты спасаешь жизнь человеку, и это даёт тебе сильные эмоции, адреналин. Те, кто находит здесь своё призвание, работают очень долго.

Есть в Пермском крае и такие сотрудники скорой, кто поработает 3-5 лет, говорит: «Это не моё», — и уходит работать в стационар или поликлинику. Но есть и другие: около 25 человек в регионе имеют стаж работы в скорой более 40 лет. Они до сих пор трудятся и не видят своей жизни без работы.

Больше всего расстраивает, что население и даже некоторые наши коллеги считают, что на скорой работают те, кто не смог по своему уровню профессионализма устроиться в поликлинику или стационар. Меня это очень оскорбляет. У нас работают высококвалифицированные сотрудники, знающие своё дело, и я готов поручиться за каждого из них.


 5  Работа на скорой опасна, бывает, что медикам угрожают и даже случаются нападения

Действительно, вероятность таких случаев выше, чем в других сферах. Совсем недавно был случай у коллег в Екатеринбурге, когда поступило обращение о том, что нужна помощь беременной женщине без сознания. Врача-реаниматолога, приехавшего на вызов, в квартире встретили люди, которые нанесли ему сильные побои.

Опасность работы на скорой связана не только с непредвиденными ситуациями, но и с тем, что приходится оказывать помощь в разных социальных условиях. И далеко не всегда пациенты — люди высокого интеллекта и поведенческих реакций, это могут быть люди и в алкогольном, и наркотическом опьянении. У нас немало случаев нападения, но, к счастью, их число не растёт сильно. В таких ситуациях всё зависит от профессионализма медработника и его умения выходить из конфликтной ситуации.

Кроме того, есть опасность ДТП, поскольку скорая много передвигается по дорогам. В связи с этим мы постоянно обращаем на внимание водителей на то, что нужно уступать дорогу нашим автомобилям, и проводим акции «Пропусти скорую».

Если наши сотрудники получили серьёзные травмы, мы стараемся доводить дело до суда и привлекать к ответственности виновных.


 6  Не все автомобили скорой оснащены должным образом, и в некоторых не хватает оборудования

Это неправда. За наше учреждение могу сказать, что все автомобили укомплектованы должным образом — у разных по профилю бригад оборудование может отличаться. В некоторых оно требует обновления или ремонта. За этим следит бригада скорой, работающая на автомобиле. Когда подходит к истечению срок эксплуатации оборудования, мы заблаговременно пишем заявку на обновление в региональный Минздрав.


 7  Большинство автомобилей скорой помощи — далеко не новые «ГАЗели»

Отчасти это так, но не большинство. Около 50-70 автомобилей требуют обновления. Всего в крае работает 245 машин.

На скорой помощи интенсивность использования транспорта настолько высока, что уже буквально через три года ресурс автомобиля уже может быть исчерпан. Методическими рекомендациями определено, что пять лет — максим период эксплуатации. Но при должном уходе и замене запчастей можно добиться того, что автомобили служат долго.

Если говорить о Перми, то здесь все автомобили новые, и это достигается не за счёт того, что выделяют средства из бюджета края на их покупку, а благодаря тому, что наша станция перешла на модель транспортного обеспечения через аутсорсинг и конкурсные процедуры. Подрядчик предоставляет новые автомобили, и это не только «ГАЗели», есть и автомобили Ford. На территориях районов мы предпочитаем использовать всё-таки отечественные авто — «ГАЗели», «Соболя», «УАЗы», потому что для преодоления труднопроходимых дорог они надёжнее.


 8  Медики в скорой — хладнокровные и даже циничные люди, поскольку им многое приходится повидать, ничем их не проберёшь

Нельзя сказать в целом о медработниках, что они циничные люди. Кто-то циник, кто-то филантроп — характеры у всех разные. Да, отчасти, регулярно сталкиваясь с несчастьем и болью, мы на это смотрим другими глазами, но это не значит, что мы бесчувственные люди и не сопереживаем пациенту или его родственникам. Другое дело, что это сопереживание может быть скрыто за более сухими фразами, которые со стороны могут восприниматься как чёрствость.

Но на самом деле все медики разные. У нас есть и романтичные, и творческие коллеги.


 9  Алкоголизм — распространенная проблема среди сотрудников скорой

Не соглашусь с этим. Да, работа у медиков тяжёлая, но в целом, по моему ощущению, в медицинской сфере употребление спиртных напитков снизилось по сравнению с периодом, когда я только начинал работать. Сейчас нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде — это вообще недопустимый факт.

В нерабочее время кто-то, может, и принимает алкогольные напитки. Но сегодня альтернативных возможностей разгрузиться и выйти из стресса вокруг достаточно много: можно поехать отдохнуть, провести досуг в спортивном или развлекательном варианте, без алкоголя.

На мой взгляд, среди медработников злоупотребление алкоголем распространено ничуть не больше, чем среди представителей других профессий. Врачи — интеллектуальные, образованные люди, у некоторых и по два высших образования. Поэтому они в меньшей степени злоупотребляют алкоголем, чем это кажется непосвящённым в профессию.


 10  Работа скорой помощи в российском кино, например, фильме «Аритмия», романтизирована

Буквально недавно я посмотрел «Аритмию». Да, действительно, работа скорой помощи там показана с долей романтизма. Но на то это и художественный фильм — это такой жанр. Задача авторов картины, сценаристов — создать образ, передать переживания героев. Сказать, что фильм ярко и достоверно раскрыл образ врача скорой и показал специфику работы, я не могу.

Недавно посмотрел несколько серий нового сериала «Скорая помощь» с Гошей Куценко на НТВ. Мне показалось, что там больше, чем в «Аритмии», моментов из реальной работы, историй, которые действительно могли случиться. Но они тоже подаются через призму художественного образа.

Такие фильмы и сериалы полезно и важно снимать и смотреть. Но хотелось бы, чтобы у их создателей были профессиональные консультанты. Конечно, не нужно показывать только хорошее, есть и негативные моменты в работе скорой. Но нужно, чтобы они были корректно показаны и формировали образ полностью.

Все «Миф vs факт»
Поделиться