Миф vs Факт

«Прослушивания у Теодора проходят очень часто, но предложения стать частью оркестра поступают единицам»

Развеиваем мифы и проверяем факты об оркестре musicAeterna вместе с директором коллектива Никитой Лебедевым

Плюсануть
Поделиться
Никита Лебедев

1. Во время крупных проектов, таких как запись диска или Дягилевский фестиваль, музыканты практически не спят

Это, конечно, миф, потому что почти не спать дней десять — это, наверное, выше человеческих возможностей. В такие периоды музыканты самостоятельно планируют личное время, поэтому нам сложно оценить, как они отдыхают. У людей, которые заняты в большом количестве проектов во время фестиваля, действительно остаётся время только на игру на своём музыкальном инструменте и на сон. И я думаю, они жертвуют свободным временем, чтобы поспать и набраться сил.

Запись дисков — это время очень интенсивной работы. В августе, когда мы записывали две симфонии Бетховена в Вене, то начинали работать в 12 часов дня, заканчивали около 21:00. В таком графике, думаю, силы есть только на то, чтобы поспать и немного приготовиться к следующему дню.


2. График работы музыкантов musicAeterna всегда спонтанный и может меняться очень неожиданно, репетицию могут назначить даже поздно ночью

Это абсолютно точно миф, потому что в таком режиме коллектив не смог бы существовать. Естественно, бывают изменения в расписании, как в любом оркестре мира, и тем более, в театральном оркестре, где он — одно из подразделений театра и зависит в том числе от технических служб, солистов — от очень многих фактов, которые нельзя предусмотреть, особенно во время подготовки премьеры. Но такого, чтобы музыкант каждый день не знал, будет у него вечером репетиция или нет, конечно, не бывает.


3. В musicAeterna играют только на старинных, исторических инструментах

Безусловно, это миф, и думаю, что все, кто следит за работой оркестра, знают, что это не так. Потому что мы играем и Шостаковича, и Малера, и Прокофьева, чья музыка исполняется на современных инструментах.

Под старинными инструментами понимаются инструменты предыдущих эпох, на которых играется музыка Бетховена, Моцарта, Баха, Пёрселла. Безусловно, одна из магистральных линий нашего коллектива — работа со старинной музыкой по принципам исторически информированного исполнительства. MusicAeterna — единственный оркестр в России, исполняющий и симфонический репертуар, и старинную музыку на соответствующих инструментах и в соответствующем строе. Но все музыканты в оркестре играют и на современных инструментах, это основа их профессии, образования и так далее.


4. Оркестр большую часть репетиций проводит в футбольном зале

Это, к сожалению, факт. Мы действительно репетируем в спортзале ДК им. Ленина уже много лет.

Проблема отсутствия репетиционного помещения с соответствующими условиями, обозначенная в первые годы работы оркестра в Перми, к сожалению, пока не решена, хотя разговоры на эту тему ведутся постоянно. Даже если бы зал в ДК мы не арендовали, а имели в собственности, мы могли бы изменить его в соответствии со своими потребностями, с учётом акустических особенностей. Но мы там не хозяева.

Репетиционные помещения — сложный логистический комплекс. Это вопрос того, как туда доставляют и увозят инструменты, как там решены акустические и световые параметры. Потому что одно дело, когда ты репетируешь симфонию, а другое дело — репетиции оперы «Жанна на костре», когда музыка совмещена с каким-то действием и зал должен позволять это сделать.

Не так давно мы смотрели очередные варианты, но, к сожалению, нужно признать, что за семь лет пребывания оркестра в Перми эта проблема не решена.


5. Большинство концертов музыканты исполняют стоя, для того чтобы не расслабляться во время игры.

Да, большую часть концертов наш оркестр играет стоя. Для того чтобы не расслабляться — забавная версия. На самом деле стоя человек более свободен физически, а для музыканта это напрямую связано со свободой выражения. И это основная причина — возможность быть более свободным, лучше коммуницировать с другими музыкантами в оркестре.

Хотя говорят, что эта традиция возникла после переезда оркестра в Пермь и была связана с акустическими особенностями пермского зала: во всех оперных театрах мира акустика специфическая, скорее рассчитанная на голос, чем на инструменты. И когда здесь проводились первые симфонические концерты, почти случайно возникла идея играть стоя, а потом она стала одной из визитных карточек и даже частью философии коллектива.


Никита Лебедев

6. В musicAeterna зарплаты в десятки раз больше, чем у музыкантов Большого симфонического оркестра театра

Это тоже миф. Говорить о разнице в десятки раз неверно. Когда musicAeterna переехала в Пермь, действительно зарплаты значительно отличались от зарплат музыкантов, которые работали в оркестре пермского театра. В течение прошедших лет сделано несколько шагов в сторону улучшения условий работы людей в Большом симфоническом оркестре, и эта работа продолжается.

Сейчас зарплаты в обоих оркестрах практически сравнялись по многим аналогичным должностям. Есть музыканты, которые получают меньше, но говорить о разнице в десятки раз — это, безусловно, очень большое преувеличение.


7. MusicAeterna — коллектив «кочевников», им сложно создавать семьи, и большинство из них — творцы-одиночки

Звучит романтично, но всё-таки будет чересчур сказать, что это факт. Есть и семейные люди в оркестре, и те, у кого есть дети.

Конечно, если предстоят гастроли длительностью в три недели, нужно решать разные вопросы, если ты семейный человек. Все это делают по-разному, как и в любой другой профессии. Кто-то берёт детей с собой, кто-то договаривается с бабушками. Кому-то проще с этим — у нас есть семейные пары и внутри оркестра.

Понятно, что работа у музыкантов специфическая, но не настолько, чтобы люди были совсем оторваны от мира. У них есть и личная жизнь, и семьи, и всё то, что есть у обычных людей.


8. У большинства музыкантов musicAeterna постоянное место жительства не в Перми

Это тоже миф. До сих пор есть люди, которые живут на два города. Это их личное дело и мотивы этого могут быть разными. Например, человек начал работать в оркестре, а ребёнок посещает какую-то особую спортивную секцию, и тогда музыкант принимает решение, что его семья живёт там, где есть возможность заниматься ребёнку, а он к ним ездит, когда может. Как долго это будет продолжаться — опять же, личное дело каждого.

Такие истории единичны. Абсолютное большинство музыкантов постоянно живёт в Перми.


9. В musicAeterna крайне сложно попасть на работу

Хотя категория «очень сложно» трудно измерима, я соглашусь с этим утверждением. Музыкантские требования Теодора очень высокие с точки зрения профессиональных параметров, но, кроме того, они действительно специфические. Человек должен быть очень гибким в реакции на всё, что происходит в оркестре. Даже сильные профессионалы не всегда обладают этим качеством.

В musicAeterna сейчас работают чуть менее 80 человек. Попасть в оркестр действительно сложно. Прослушивания у Теодора проходят очень часто, но предложения о том, чтобы стать частью оркестра, поступают единицам.


10. Большой симфонический оркестр и musicAeterna планируется объединить

Да, планируется, что в театре будет один большой оркестр musicAeterna. По числу людей он будет сравним с двумя существующими, в него войдут 120—130 музыкантов.

Основная идея нашего художественного руководителя Теодора Курентзиса — повысить музыкальное качество всего, что происходит в стенах театра. Мы хотим создать коллектив очень высокого уровня, который позволил бы одновременно и осуществлять гастроли оркестра, и работать театру в Перми.

Процесс интеграции уже начался. В следующем году состоится плановая аттестация музыкантов, предписанная нормативными документами театра. Это возможность для всех, кто заинтересован в том, чтобы работать с Теодором, на том уровне, с такой отдачей и ответственностью, как он требует, показать, что они к этому готовы и что они в этом заинтересованы. Одновременно с аттестацией будет конкурс в оркестр, чтобы доукомплектовать его музыкантами высочайшего класса.

Я думаю, к новому сезону 2019/20 все постоянные слушатели и меломаны оценят перемены в лучшую сторону.

Все «Миф vs факт»
Плюсануть
Поделиться