Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Конфликтная номинация

Поделиться
Беляева заявила, что не собирается объяснять Исмагилову, что у неё есть собственная позиция в конфли

Беляева заявила, что не собирается объяснять Исмагилову, что у неё есть собственная позиция в конфликтных вопросах пермской культуры, которая в чём-то совпадает с позицией Гельмана-Мильграма, «но во многом и не совпадает»
  Администратор
newsko.ru

Культурная ситуация в Перми порождает всё новые конфликты. Её первое обострение в 2009 году было связано с вручением Строгановской премии Марату Гельману: в знак протеста писатель Алексей Иванов от своей премии, полученной в 2006 году, пригрозил тогда отказаться. Сейчас поводом для разногласий стало выдвижение бывшего директора Пермской государственной художественной галереи Надежды Беляевой на Строгановскую премию в номинации «За достижения в области культуры и искусства».

На сайте Пермского землячества, где представлены все номинанты, о Беляевой сказано: «Искусствовед, заслуженный работник культуры России, вице-президент Российского комитета Международного совета музеев, возглавляла Пермскую галерею 35 лет (с 1976 года). При её руководстве галерея многократно увеличила свою коллекцию, стала одним из ведущих музеев страны, художественным центром Перми и брендом края. Пользуется уважением культурного сообщества страны, занимает активную жизненную позицию».

В качестве номинатора указана дочь Надежды Беляевой Анна Отмахова, однако многие из сотрудников галереи поддерживают это выдвижение и готовы подписаться под такой характеристикой. Преемница Беляевой на посту руководителя ПГХГ Юлия Тавризян даже предлагала написать в её поддержку коллективное письмо.

Однако кандидатура Беляевой в качестве Строгановского лауреата вызывает неприятие со стороны Пермского отделения Союза художников России и его председателя Равиля Исмагилова, который написал заместителю председателя правления Пермского землячества Евгению Сапиро письмо, в котором, в частности, говорится:

«В последние годы (с появлением в Перми М. Гельмана и Б. Мильграма) ПГХГ фактически прекратила приобретение работ профессиональных пермских художников. Несмотря на то, что наши художники достойно представляют современное пермское искусство на региональных, республиканских и международных выставках, Н. В. Беляева, заседая в многочисленных комиссиях при рассмотрении вопросов, касающихся Пермского отделения ВТОО «СХР», в унисон М. Гельману неоднократно демонстрировала свое отрицательное отношение к нашей организации.

В последнее время она активно сотрудничает с Музеем современного искусства PERMM, организованного М. Гельманом и опекаемого вице-премьером правительства Пермского края Б. Мильграмом, деятельность которого выходит за рамки собственно «музея» и вызывает обеспокоенность культурной общественности Перми и края. Не так давно Н. В. Беляева публично заявила, что пермские художники её перестали интересовать».

Расшифровывая свою позицию, Равиль Исмагилов пояснил «Новому компаньону», что разногласия с Надеждой Беляевой возникали, в частности, по поводу организации выставок Союза художников в галерее.

Началось всё в 2009 году, когда Пермское отделение СХР праздновало 70-летие. По словам Исмагилова, Беляева долго отказывалась проводить в галерее юбилейную выставку, отвергла три её концепции, написанные искусствоведами Александрой Пестовой, Тамарой Шматёнок и Ольгой Власовой, и разрешила выставку только тогда, когда куратором стал «варяг» Виталий Пацюков, и результат его трудов Исмагилов не считает удовлетворительным.

История повторилась с выставкой на 85-летие Евгения Широкова: по словам Исмагилова, с трудом удалось «протолкнуть» выставку в галерее — её директор утверждала, что выставки расписаны на год вперёд, и места для народного художника России нет.

Исмагилов ставит в вину Беляевой и то, что фонды галереи не пополняются работами пермских художников, а также нынешнее положение этого учреждения: по его мнению, директор должен был занимать более активную позицию в сложной ситуации с передачей здания Кафедрального Спасо-Преображенского собора Русской православной церкви.

Сама Надежда Беляева спокойно относится как к своему выдвижению на Строгановскую премию, так и к реакции на это Равиля Исмагилова. По её словам, если бы она была «подружкой Мильграма и Гельмана», то не подала бы в отставку с поста директора галереи. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться