УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ «ЗАПУТИНИЗМА»

Поделиться
Без названия


  Сергей Глорио
newsko.ru

Между идеей летательного аппарата и современным самолетом прошла уйма времени и сменилась масса технологий по его созданию. Между идеей возвратить России статус ведущей державы мира и реализацией этой идеи тоже пройдет время, и будут применены самые разные технологии.

Главная мысль текущего момента предельно ясна. Альтернатива проста как никогда: либо ты присоединяешься (а в идеале — встаешь в первые ряды) и получаешь возможность эффективно влиять на процессы, либо маргинализируешься до уровня «вечных несогласных». 

О причинах сложившейся ситуации сказаны и написаны миллионы слов, и сегодня обсуждать это уже бессмысленно. Данность — в том, что страной управляют несколько человек, на которых замкнуты все ключевые решения. Возможно, они даже отчетливо представляют себе, куда ведут российское общество и какие цели и задачи стоят на этом пути. Вся проблема в том, что объяснить этого по ряду причин они не могут.

Одни идеи просто нельзя озвучивать, поскольку они жутко непопулярны. Например: чтобы жить лучше, надо больше работать. За такое в нашем обществе любого политика просто порвут. Другие мысли требуют умолчания и иносказания в силу своей «внедипломатичной» специфики: поди произнеси поименно, кто такие «враги России» и в чем конкретно состоит «заговор» против нее. Третьи тяжело артикулировать на том языке, который будет ясен подавляющему большинству.

Об этом лучше всего могут рассказать те, кто держал в своих руках «План Путина». Оказывается, этот план действительно существует. Его основные положения — собирание земель, сбережение народа и приумножение богатств. Конечно, эти положения поддерживают 90% населения. Но вот что именно нужно делать и как этого достичь, те же 90% населения приведет в ужас. Нужно: умнеть, трудиться, повышать свою квалификацию, прекратить пьянствовать, перестать плохо преподавать и плохо лечить… Если этого не сделать, то нам не выжить в состязании с Китаем, Индией, США и Европой. Потому что производительность труда у них в разы выше, чем у нас, население — в разы больше, а социальные пособия выше не потому, что правительства добрее, а потому что граждане вносят в бюджет больше денег в виде уплаченных налогов.

Одна из главных трудностей нынешнего агитационного периода — отсутствие адекватного «перевода» с языка людей, принимающих решения, на язык общенародный. Привычные «трансляторы» и «переводчики» уже не работают. Интерес к традиционной агитации приблизился к нулю. Телевизионная госпропаганда изготовлена так, что отчетливо видно: в нее не верят даже те, кто ее изготовил. На специальных корреспондентов, аналитиков и прочих рассказчиков о «реальной политике» больно и жалко смотреть.

Но технологии, обеспечивающие связь между людьми, реально планирующими будущее России, и населением необходимы. В этой обстановке без «общественного движения» было, конечно же, не обойтись. В чем прелесть такого движения? Через призму своих непартийных сторонников Владимир Путин показал, что реально сделано и что нужно делать, чтобы это не растерять, а те не определившиеся граждане, кто с этим согласится, еще раз увеличат число его союзников. Причем число союзников увеличивается самостоятельно, безо всякого давления. Но это еще не вся польза, которую можно получить, применяя эту технологию.

Мало кто знает, что идея создания общественного движения «За Путина» родилась еще несколько месяцев назад в Перми. Ее активно обсуждали в «узких кругах», но никто тогда не поддержал. Теперь та же идея вернулась к нам «сверху». Или, если угодно, «сбоку» — из Твери.

Сегодня уже не важно, каким по счету регионом был Пермский край, где поднялась эта «волна народной поддержки». Важно, что не первым. Все запомнили Тверь, а не Пермь, и это уже не изменить. Абсолютно ясно, что на первенстве можно было заработать приличные «бонусы», впоследствии конвертируемые в материальный эквивалент. Но — не случилось, в федеральный совет движения «За Путина» вошли тверские инициаторы.  Тверь, без сомнения, извлечет из этого выгоду. А вот Пермь оказалась лишь в кильватере мейнстрима.

Нам вообще стоит признать: это далеко не первый случай, когда идея, обкатанная в Перми, но вовремя не поддержанная, а потому приостановленная, спустя короткое время дает блестящий результат в другом регионе. Об этом вспомнилось, например, в связи с недавним телерепортажем из Петропавловска-Камчатского.

Если раньше страна знала об этом городе лишь то, что там — вечная полночь, то теперь этот город — рекордсмен по количеству единовременно сваренной и поеденной ухи. Рекорд приурочен, заметим, к Дню народного единства. Стало быть, есть в этом празднике нечто, «цементирующее» нацию! Например, уха — почему нет? Это куда понятнее, чем тысячи чиновных речей, посвященных «окончанию Смутного времени», да еще и с плохо скрытыми параллелями.

К чему вспоминать Камчатку? К тому, что по инициативе пермской креативной команды «Парма» до этого момента было установлено уже три подобных рекорда — пусть «несерьезных», зато зафиксированных и запомнившихся — к сожалению, только в границах Прикамья. Это — массовый поцелуй пермяков, массовый выход на уборку и самый большой хоровод. Заметим: количество участников измерялось тысячами.

Но эти рекорды к нашему «двору» не пришлись. Зато пригодились «городу вечной полночи». Там кто-то позаботился о том, чтобы разместить этот сюжет на самом массовом телеканале страны.

Когда пермская «Парма» засобиралась на центральное телевидение, многие говорили просто: «Это невозможно, ей там нечего делать». Когда это все-таки случилось, стало еще хуже. Зазвучали голоса: «Тем, что они делают на этой сцене, они только позорят Пермь». Но вот в дальнейшем, когда члены той самой знаменитой команды решили расти «вширь» — она снова оказалась в автономном плавании. И когда «Парме» заниматься созданием имиджа Пермского края за собственный счет стало не по карману, она в полном составе подалась в Москву, где сегодня реализует ряд успешных проектов, которые вскоре появятся на федеральных телеканалах.

Ямур ГИЛЬМУТДИНОВ, руководитель Пермского отделения общественного движения «За Путина»:

— В любом проекте всегда самым важным остается вера в свои силы, в правильность того, что ты делаешь и предлагаешь другим. Но и абсолютизировать этот ресурс неверно. Есть проекты, где без союзников не обойтись. Как бы ни хотелось мне приписать все заслуги «Пармы» на Первом канале себе, это неправда. Не поддержи КВН-движение Юрий Трутнев, а «Парму» — Олег Чиркунов, не гордились бы нами от Сивы до Октябрьского.  А ведь я искал поддержки и у других людей. Но реально поддержали только они. Зато сегодня народную любовь к «Парме» можно было конвертировать в реализации других полезных краю проектов.

Очевидно, что поиск союзников — это тоже особая наука. В процессе формирования Общественной палаты Пермского края не могу всех участников процесса убедить в правильности предложенной технологии. Сейчас, во время общей критики, обрушившейся на Никиту Белых, не хочу присоединяться к ней, а признаю лишь свое неумение пару лет назад убедить его выбрать другую технологию. Я и свою маму шесть лет не мог убедить, что не нужно выращивать на даче картошку, говоря научным языком — не нашел эффективной технологии.

Но, думаю, на все нужно время, воля и, повторюсь, вера в то, что ты делаешь. Даже чтобы убедить собственную маму. Пока же действительно у нас лучше получается контактировать с народом и коллегами. Я точно знаю, что проведенный нами четырехтысячный митинг «Я за Путина» вызвал самую положительную реакцию у всех участников и заинтересованных сторон и в Пермском крае, и в Москве…

Все это напрямую соотносится с тем, что было сказано в начале  — необходимостью «трансляции» и адекватных каналов доведения «политики партии».  При технологиях «пармовцев» люди оказываются вовлечены в процесс по собственной доброй воле. У них это не вызывает отторжения. Поцеловаться на площади у цирка? С превеликим нашим удовольствием. Взяться за руки в хороводе дружбы? Да легко — вот моя рука! Сварить уху? Да запросто! Поддержать Путина? А что, мы не против.

Именно в этот момент и происходит тот неслышный «щелчок», когда объект становится субъектом. Более того, он ощущает себя субъектом, причастным к процессу, осознающим себя не просто вовлеченным, а влияющим на результат. Логика проста: если я не буду целоваться — мы можем не дотянуть до рекорда. Если я не поддержу Путина — всем может быть плохо.

При некотором «тюнинге» и «апгрейде» подобные технологии могут работать и в отношении «интеллектуалов». Тех, кто считает себя шибко умным (часто не без оснований), а потому не ходит на выборы либо голосует «нарочито вычурно». Вовлечь ведь можно и в более «интеллектуальный» и изощренный процесс, где и проводить соответствующие «трансляции».

Наконец, такого рода «каналы доведения» позволяют не только осуществлять одностороннюю трансляцию, но и договариваться. Ведь этот канал — не полупроводник, он будет работать и в обратном направлении.

Весь вопрос в том, что эти и другие «инновационно-креативные» технологии почему-то приносят пользу где угодно, но только не на территории, где они были «зачаты» и «выношены». На территории, которая уже имеет яркий пример новаторства — идею объединения территорий.

Говоря же о движении «За Путина», мы констатируем упущенные возможности. Но жизнь идет. Сегодня — за Путина, завтра — за кого-нибудь еще. Важно об этом не забыть: ведь любой урок ценен его хорошим усвоением, а любая технология — развитием.  Поэтому еще не поздно осознать возможности общественных движений, обратить на них внимание и — получать с этого дивиденды.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться