Ольга Дерягина


Олег ЧИРКУНОВ:
РАБОТА В КРИЗИСНЫХ  СИТУАЦИЯХ — ЭТО МОЕ

Поделиться

— Олег Анатольевич, председатель правительства Пермского края Николай Бухвалов уверен, что, возбуждая в отношении него и его коллег уголовные дела, правоохранительные органы участвуют в «грязной игре». У вас есть предположения или информация о том, кто ведет кампанию против вас?

— Думаю, что не всегда правильно при каждой проверке в первую очередь искать, кто ее источник. Это – слабая позиция.

Правда заключается в том, что в стране пока еще не сформировалась некая стопроцентно-правовая основа  для действий. В первую очередь, для государства. Поэтому логика у всех такая – пришла налоговая проверка, значит, ее кто-то заказал, пришла проверка госорганов – значит, и ее кто-то заказал. К сожалению, часто это так и есть. Скорей даже, очень часто это так и есть.

Несмотря на это, разделим нашу ситуацию на две части: содержательную и причинную.

Ну, хорошо – допустим, пришли к нам с проверкой по заказу. Можно гадать, по чьей инициативе.  Можно даже это знать, но ничего не докажешь. Поэтому я буду говорить в первую очередь о содержательной части.

Действительно, есть информация прокуратуры о нарушениях, которые обнаружены в администрации Пермского края. Мы достаточно открыто подошли к этой теме: сразу же разместили упомянутый документ на собственном сайте и попробовали дать объяснения практически по всем эпизодам, по которым ситуация очевидна. Есть эпизоды, по которым надо разбираться через суд.

Но если я уезжал в отпуск за свои деньги и в выходной день, то сколько угодно можно говорить о расходовании бюджетных средств — это не так. Если у меня оформлен отпуск, и я два дня провел в Барселоне, то сколько угодно можно доказывать, что я находился во Франции и за счет бюджетных средств – это не так. Если я в составе правительственной делегации ездил в Индию, то сколько угодно можно доказывать, что я незаконно перешел границу в ОАЭ — это не так.

Вторая и большая часть вопросов связана с людьми, которые работают в администрации, но эти вопросы не относятся к периоду их деятельности здесь. Кого же все-таки тогда проверяли – работу краевой администрации или людей, которые работают в краевой администрации? На мой взгляд, это принципиально разные вещи.

Итак, есть проверка по людям. (К слову, при каждом назначении чиновников я направляю соответствующий запрос в правоохранительные органы и прошу сообщить о материалах, препятствующих назначению на госдолжность. По всем этим людям заключения правоохранительных органов у меня есть.) В первую очередь это дела по Николаю Бухвалову и по Валерию Середину — о неуплате налогов за давний период. Это может решить только суд. Отношения к их государевой работе это не имеет.

Претензии к Николаю Карпушину предъявляются по тому периоду, когда он работал в администрации Перми, и его вину тоже надо доказывать.

Мне сложно все это комментировать, чтобы не допустить какие-то неточности.

Еще один эпизод. Наше контрольно-ревизионное управление сделало заключение, что при смене лифта в здании Законодательного собрания Пермского края были неправильно оформлены документы: вместо «реконструкции» написали «капремонт». В результате проверки прокуратуры было заведено уголовное дело по этому факту. При этом  контрольно-ревизионное управление призналось, что оно ошиблось, определив расходы как нецелевые… Это действительно капитальный ремонт. Есть еще, правда, тезис о том, зачем управление по эксплуатации зданий, которое расположено на первом этаже, установило лифт, который ходит до 10 этажа, но мы понимаем, что это, скорее всего, абсурд. 

Еще одна тема, самая популярная и обсуждаемая – это министерство культуры и Олег Ощепков. Факты некорректности проведения конкурса были выявлены нашими контролирующими органами. Мы поставили в план проверку министерства культуры полностью. В июле ревизия закончилась, и в тот момент, когда нас проверяла прокуратура, акт проверки был уже готов, и претензии взяли из этого акта.

— Вы будете предпринимать какие-либо  меры в отношении Ощепкова?

— Сейчас в этом уже нет необходимости. Поскольку за это взялась прокуратура, пусть она и доводит это дело до конца. Более того, все свои контрольные акты мы всегда посылаем в прокуратуру.

— Одно дело — проверки, которые проводила прокуратура, другое дело – появление в СМИ негативных статей в ваш адрес. Это явно был заказ.

— По поводу прессы – вопрос не ко мне. В вашем издании тоже были публикации.

— Мы описывали то, что происходило.

— И все остальные описывали то, что происходило.

— Сюжеты на федеральных каналах были явно заказного характера.

— Это оценочные вещи.

—  Я и спрашиваю: оцениваете ли вы появившуюся в СМИ информацию как целенаправленную атаку на себя?

— Вне всякого сомнения, это – информационная атака.

— Как вы считаете, какова ее конечная цель?

— Не хотел бы комментировать этот  вопрос. Для меня очевидно, что конечная цель не была достигнута. И этот проект провалился.

— У вас не возникало желания плюнуть на все и уйти с поста губернатора Пермского края, либо есть определенные обязательства, которые вас сдерживают?

— Самое ценное, что у человека есть, — это его собственная жизнь и его временной ресурс. Если вы нарисуете на листочке годы своей активной жизни, то их окажется совсем немного. Три года работы в жизни человека – это очень много. Я три года своей жизни посвятил этому делу. Сейчас могу уже сказать: любимому делу. Не знаю, правильно это или неправильно, но я не могу делать дело, если я в него не верю. Я искренне верю, что Пермский край может быть очень сильным субъектом Федерации. Он и сейчас сильный. Я говорю о потенции, о прорывах.

Считаю, что самое главное, что мы сделали за три года, – структурировали задачи. Что самое приятное – элиты эти задачи начали понимать.

— На основании чего вы судите о реакции элит?

— Это – общение с депутатами, реакция бизнеса.

Во время кризиса бизнес проявил самую устойчивую и порядочную позицию. Вы не представляете, сколько людей мне позвонили! С днем рождения поздравляют часто по необходимости, поэтому в этот день  я уезжаю, чтобы не вынуждать людей лицемерить, но когда возникают проблемы, то понимаешь, что поддержка чаще искренняя.

Позиция бизнеса проявилась в таких вещах — бизнесмены звонят и спрашивают, что они должны сделать, чтобы третий Пермский экономический форум прошел хорошо, так как это продемонстрирует доверие бизнеса региональной власти. Это дорогого стоит.

Такую же позицию заняли, как ни странно, очень многие московские чиновники, в том числе министры.

Я не отвечу на вопрос, возникало ли у меня желание плюнуть на все. Желания возникают разные. Но человек думает и взвешивает. Никогда не сдавайся – это мой первый принцип.

Второе — люди, которым мы говорили: «Приходите с инвестициями в Пермский край! Давайте что-нибудь делать вместе»… Если ты в чем-то убеждаешь людей, то обязан вести себя соответствующим образом. Я исхожу из того, что взял на себя ответственность и буду нести ее столько, сколько потребуется.

— Три года вы считаете недостаточным сроком для управления Пермским краем? Помню, вы сами говорили, что три-пять лет – достаточный срок для любого проекта…

— Каждый период посвящен чему-то одному основному. За этот период деятельность структурирована. Вы представляете основные направления, по которым структурируется управление в Пермском крае? Помните, сколько их?

— Четыре.

— Да, и пятое – управление государственной собственностью. Вы понимаете, что это классно — то, что вы уже знаете о них! Мы структурировали в вашей голове (и не только в вашей) представление о картинке государственного управления.  Я вас уверяю, что даже наши оппоненты структурировали это в своих головах. Мы создали механизм ежегодной сверки целей. Это – супер! А дальше что?

Постепенно начинаю понимать, что главная задача власти, может быть даже не в этом, а в формировании структуры общества. С самого базового – с детей. Есть успешные дети, и есть детишки в социально опасных семьях. И те, кто находится в социально опасных семьях, завтра будут создавать проблемы всему нашему обществу: грабить, убивать, пить, употреблять наркотики… Мы не можем изменить сегодняшнее общество, но мы можем постепенно сделать так, чтобы детей счастливых, живущих в нормальных условиях, стало больше. Мы хотим сегодня заложить основу для того, чтобы через 20 лет структура общества изменилась.

Возьмем теперь бизнес. Мы должны изменить его структуру. Сегодня процветает бизнес, который делает ставку на административный ресурс. Наша задача – сделать так, чтобы в лучших условиях оказались те, кто работает. На это тоже уйдут годы. Для сильных, умных, трудолюбивых вполне достаточно, чтобы их не задвигали. Надо просто-напросто убрать  незаконные преференции для тех, кто ближе к власти.

Сегодня гораздо выгоднее своровать землю в аэропорту «Бахаревка» и заработать на этом десятки и сотни миллионов.  Зачем остальным впахивать? Так вот, наша поддержка честных и трудолюбивых заключается в том, чтобы не давать остальным воровать. Когда эти честные и трудолюбивые вырастут, они создадут элиту.

Средства массовой информации – та же самая история. Кто-то работает за деньги, втупую. Да чего уж греха таить – мы тоже вбухиваем деньги на поддержку СМИ.  Цель – разделить «желтую» прессу и информационные источники. Не скрою – мы заинтересованы в поддержке со стороны тех СМИ, которые являются нашими идеологическими сторонниками не с точки зрения описания того, какие мы хорошие, а с позиции общих взглядов на развитие Пермского края.

Задача власти — не просто построить новый город в Березниках. Это мы сделаем. Задача власти – сделать так, чтобы люди там начали жить по-другому.

Наши задачи – длинные. Это не значит, что мы будем тут сидеть вечно. Хочется обеспечить необратимость этих процессов, а не бросить все из-за того, что кулаком в лицо получил.

— Вы подали исковое заявление в суд с тем, чтобы оспорить те претензии прокуратуры, которые считаете необоснованными?

— Здесь немного другая процедура. Прокуратура достаточно регулярно пишет протесты на те или иные нормативные акты, и это нормальный рабочий процесс. Часть из них признается обоснованными, и в нормативные акты вносятся поправки, часть отклоняется. Существующая судебная практика по таким протестам примерно 50 на 50: половина выиграна прокуратурой, половина — нами. Все протесты по последней проверке отклонены. У прокуратуры есть право обратиться в суд. Это нормально.

— Олег Анатольевич, вы действительно стремились попасть в тройку регионального списка «Единой России» на выборах в Госдуму, на проходное место?

— На последнюю фразу очень легко ответить – про проходное место…

— Я не к тому, что вы стремились получить мандат депутата Госдумы.

— У меня никаких мыслей о работе в Госдуме нет.

Все зависит от цели. И цель я свою скрывать не собираюсь. Мне важно, чтобы в стране сохранилась преемственность власти, не хочу зигзага. Он может быть страшный.

Второе – мне надо, чтобы в Пермском крае все прошло спокойно. Давайте признаем, что выборы в краевое Законодательное собрание именно так и прошли.  А все остальное – технологии по достижению этой цели. Тот формат, который принят сегодня, я считаю оптимальным.

— Вы — как руководитель региональной кампании единороссов?

— Мне это более комфортно и понятно. Мне тяжело быть публичным политиком и говорить: «Ребята, я такой умный и хороший, отдайте мне свои голоса». Мне гораздо легче и комфортнее объяснять людям, что лучше для Пермского края, занимая управленческую позицию.

— За идеологическую составляющую кампании вы тоже будете отвечать?

— Я буду отвечать за все в Пермском крае.

— Прокомментируйте еще один слух: «Чиркунов покинет должность губернатора сразу после выборов в Госдуму». Руководство кампанией «Единой России» дает вам какие-то гарантии неприкосновенности на период выборов и после?

— Конечно, в жизни полно неожиданностей. Никто из нас не знает своего будущего.  В этом отношении 100%-ной гарантии я вам дать не могу. Я вам говорю о том, что я собираюсь делать свое дело, и делать его честно. Чувствую поддержку элит. Удовлетворен поддержкой населения. Меня даже удивляет, что при той активной позиции власти, настроенной на изменение, рейтинги власти в Пермском крае выше, чем в тех регионах, где на эти изменения не идут. Федеральный центр ведет свой мониторинг, и, по их мнению, уровень доверия власти, в том числе  к губернатору, очень высокий.

— Что вы считаете высоким?

— 43%. После августовских событий он упал на семь пунктов. Задумайтесь на секунду – каждый третий житель края доверяет губернатору. Кому в нашей жизни вообще доверяют – мужу, жене? 

Именно рейтинг доверия населения дает мне гарантии нахождения в должности губернатора, а также отношение элит и бизнеса.

— Вы действительно добиваетесь вхождения в список единороссов Татьяны Поповой?

— Немножко не так. У Татьяны Юрьевны есть соответствующее предложение от единороссов (не пермских) продолжить работу в той же сфере, что и в ее бытность сенатором. По этому вопросу со мной советовались. Тут есть развилка.

Мы действительно хотим, чтобы Татьяна Попова работала в корпорации развития городов Пермского края. Мы действительно считаем это направлением прорыва. Есть несколько вещей. Например, Михаил Антонов занимается проектом «Белкомур». Другое направление – это развитие городов. Ну, невозможно так жить – в грязи, с таким транспортом! Бесполезно подметать, надо делать так, чтобы мусорить было нельзя. И это – стратегия. В то же время жалко терять наработанный опыт, но и совместить это, похоже, нельзя. Сейчас мы обсуждаем с Татьяной эти темы. Решение пока не принято.

— Вы не раз говорили о том, что глава региона должен мыслить и управлять стратегически, при этом очень много времени проводите в Березниках. Это значит, что ваши подчиненные – министры, руководители управлений — не справляются с решением тактических задач?

— Да, вы правы: губернатор должен заниматься стратегическими вопросами. К сожалению, не только ими, но и выстраиванием взаимодействия вовне, многим другим. Если где-то происходит беда, губернатор не может находиться в другом месте. Не столько даже с управленческой точки зрения, сколько с моральной.

Я вполне спокойно работаю в кризисных ситуациях — это мое. Мне легче в этом формате. Губернатор должен быть рядом с людьми, когда они волнуются.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться