Евгения Пастухова 1

Евгения Пастухова

журналист

ПРИОРИТЕТЫ АРКАДИЯ КАЦА

Сити-менеджер намерен внедрить в администрации Перми проектное управление

Поделиться
Без названия


  Игорь Катаев
newsko.ru

В пермской мэрии готовится очередной эксперимент: сити-менеджер Аркадий Кац внедряет в работу муниципальной исполнительной власти проектное управление. Администрация уже подготовила 40 проектов, направленных на решение тех или иных проблем городского хозяйства. Часть из них касается исключительно управления, часть требует серьезных денежных вливаний, которые мэрия намеревается получить посредством эффективной работы с собственными активами и привлечением бизнеса. Проекты ориентированы на конечный и, главное, измеримый результат, который позволит депутатам гордумы, главе города и, в принципе, всем, кому это интересно, «мониторить» работу нанятого управленца. Таким образом, восполняются пробелы в контракте с Аркадием Кацем: в этом документе  сегодня отсутствуют критерии для оценки деятельности сити-менеджера.

«Жизнь совершенно четко показала нам многие проблемы, — говорит Аркадий Кац. — В текущем режиме их не решить. Надо очень четко выделять их и концентрировать на их решении свои усилия. Речь не идет о проектах в полном смысле этого слова. Это скорее приоритеты. Каждый чиновник, помимо текущей работы, должен иметь четкую, понятную и измеримую задачу. Его работа будет оцениваться по эффективности ее достижения. В том числе и в материальном плане».

В конце прошлого года Аркадий Кац объявил своим подчиненным, что с нового года администрация Перми будет работать по проектной схеме и попросил каждое подразделение подготовить несколько проектов, которые могут решить накопившиеся проблемы в той или иной отрасли городского хозяйства.

Уже в конце декабря самые инициативные чиновники положили на стол сити-менеджеру первые документы. В течение двух месяцев совместной работы у отраслевиков и их непосредственного руководителя родилось 40 проектов. Каждому дано название и краткое резюме, сформулированы цели и задачи его реализации, определены показатели, по которым будет оцениваться эффективность осуществления.

По словам сити-менеджера, для него важны не сами проекты, а принципы управления, которые вводятся этой проектной схемой.

Во-первых, по словам Аркадия Каца, четко устанавливаются центры ответственности. К примеру, сегодня в городе три подразделения занимаются осуществлением торгов. Департамент планирования и развития территории (ДПиР) реализует земельные участки. Управление по развитию потребительского рынка занимается подготовкой мест для размещения рекламных конструкций. Департамент имущественных отношений (ДИО) непосредственно продает объекты недвижимости.

«Сейчас каждое подразделение самостоятельно занимается продажами и как-то продает, — заключает Кац. — Исходя из этой логики, одним из приоритетных проектов является создание единой эффективной системы организации торгов. ДИО должен стать единым центром организации и проведения торгов, а все прочие подразделения, задействованные в этих процессах, будут отвечать за формирование лота. ДПиР должен подготовить земельный участок, управление по развитию потребительского рынка — утвердить на гордуме план-схему размещения рекламных конструкций и сформировать лоты для продажи. Но  центр торговли — ДИО — должен быть единым».

Причем Аркадий Кац сомневается, что этим должен заниматься непосредственно департамент имущественных отношений. «Скорее всего, эту функцию он поручит другой организации, а сам выступит в роли заказчика этой процедуры, отслеживая прозрачность торгов, создание конкурентной среды, отсутствие сговора на аукционе, контролируя фактически складывающиеся цены, проведет проверки безопасности», — комментирует свое видение работы имущественного блока сити-менеджер.

Помимо создания единого центра торговли, департамент имущественных отношений, возможно, займется реализацией еще двух проектов. Один из них связан с осуществлением функции арендодателя. По мнению Каца, сегодня этот департамент перегружен текущей работой, связанной с ведением арендных договоров, отслеживанием помесячного поступления платежей за пользование муниципальным имуществом, заключением договоров на поставку коммунальных услуг и др. Поэтому в числе приоритетов работы этого блока появляется решение проблемы, связанной с обилием чисто хозяйственных полномочий ДИО. «Нам надо выходить из этой хозяйственной функции», — отмечает Аркадий Кац.

Второй проект — формирование среднесрочного плана приватизации до 2010 года. Сегодня муниципальное имущество используется преимущественно в целях «закрытия бюджетных дыр». Однако, в соответствии с предписаниями 131-го федерального закона, все муниципальное имущество, которое не используется для оказания бюджетных услуг, должно быть выведено из городской собственности.

«Сегодня мы, вне зависимости от того, есть в бюджете «дырка» или нет, говорим о том, что от имущества необходимо избавляться, — говорит глава администрации Перми. — Если бюджет будет «дырявый», то вырученные деньги пойдут на покрытие дефицита. Но мы заинтересованы в том, чтобы доходы от приватизации перекладывались на другие виды активов. Нам не нужны здания магазинов, которые мы сдаем в аренду (еще и сдавать-то толком не умеем). Нам нужны дороги, мосты, электрические подстанции, сети водоснабжения. Вот что нам надо. И это — принципиальная политика».

Исходя из этой логики, департамент  имущественных отношений, по мысли Каца, должен пообъектно и четко распределить по годам, что и в какие сроки будет реализовано. И уже отталкиваясь от этого перечня, готовить объекты к продаже.

Для того чтобы обеспечить эффективное использование муниципального имущества, чтобы доходы от его реализации шли на крупные инфраструктурные объекты, перед финансистами мэрии поставлена задача повышения плановых доходов бюджета. Причем ее решение тесно связано с проектной работой департамента промышленности, политики, инвестиций и предпринимательства, который, в соответствии со своим названием, должен привлекать инвестиции и развивать малое предпринимательство.

«Что вытекает из привлечения инвестиций? Это освоение земель, поступление средств от их продажи в городской бюджет, рост доли земельного и подоходного налогов в доходной части бюджета», — рассуждает Кац.

Второй управленческий принцип, который внедряется вместе с проектной схемой, — это формулирование четких показателей и их значений, к которым необходимо стремиться по ходу решения поставленных задач. Все показатели должны быть измеряемы, а отслеживать их фактические изменения, по мысли Каца, будет независимая организация. Что касается значений показателей, то они сегодня пока обсуждаются.

И третий принцип — это среднесрочный характер реализации проектов. Кстати, помимо увеличения доходной части бюджета, департамент финансов будет работать над составлением трехгодичного бюджета.

Курировать ход реализации проектов поручат заместителям главы администрации. Ответственными назначаются соответствующие отраслевые подразделения. Эффективность их работы оценят в материальном отношении. По словам Каца, заработная плата руководителей одного уровня (например, начальников департаментов)  может отличаться в три раза.

Вполне вероятно, что какие-то проекты по ходу их реализации будут выдвигаться в приоритетные. Сити-менеджер не считает, что это было бы правильно: в течение какого-то года концентрироваться на решении какой-то конкретной задачи. Но здесь, по его словам, не следует проводить параллелей с проектами краевой администрации и федерального правительства.

Помимо уже указанных проектов муниципальной власти, направленных на повышение доходности местного бюджета, следует отметить несколько «расходных» проектов. Так, приоритетами работы «строительного» блока значатся: ликвидация ветхого и аварийного жилья, развитие новых технологий градостроительной подготовки территорий, утверждение и применение Правил землепользования и застройки и др.

«Социальный» блок сконцентрируется в направлении строительства нового зоопарка, ликвидации очередности в детские дошкольные учреждения, формирования и размещения муниципального заказа в сфере общего образования, продолжении реформы системы муниципального здравоохранения и т. д.

«Жилищно-коммунальный» блок будет биться с решением проблем  в части разработки новой экономической модели организации пассажирских перевозок, разработки лесоустроительной документации по городским лесам, повышать эффективность управления коммунальными сетями и работать над другими проектами.

Аркадий Кац не исключает, что по ходу реализации проектов они «могут укрупняться и компоноваться». Более того, на количество и качество проектов может повлиять решение коллегии при главе Перми, намеченной на 13 марта.

«Для меня принципиально важно, чтобы эти проекты пришли нам сверху, — отмечает Аркадий Кац. — Чтобы мы не сами их для себя утвердили, а это было бы решением главы Перми и, в той части, где для этого требуются какие-то нормотворческие решения, чтобы это было поручение Пермской городской думы. В этом смысл разделения властей. Мы должны получить задачу, мы должны получить заказ. Это то, о чем я говорил еще год назад. Конкурс на замещение должности главы администрации провели, а как будем оценивать его работу? На основании чего будем делать выводы, справился он или нет? Поэтому мы и вводим конкретные показатели и их конкретные значения, к достижению которых и будем стремиться».

Что касается финансирования реализации проектов, то мэрия не собирается бросать на них только собственные средства: в планах администрации — плодотворная работа с бюджетами вышестоящих уровней.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться