Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

СТИХИЙНЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ

Поделиться
Без названия


  Администратор
newsko.ru

Когда галерея «Марис-Арт» три года назад открывала персональную выставку Алексея Соколова, многие завсегдатаи спрашивали: «Какой Соколов? Кирилл?» Популярный авангардист из Лондона был в Перми известен больше, чем художник, который прожил здесь всю жизнь, почти полвека работал в живописи, участвовал во множестве выставок в Москве и за рубежом... Благодаря «Марису» состоялось второе открытие самобытного, искреннего, бескомпромиссного живописца, жизнь которого полна парадоксов.

Родители Алексея Михайловича Соколова были абсолютно неграмотными: за всю жизнь они не раскрыли ни одной книги. Отец погиб на войне, мать работала свинаркой на ферме. Восемь классов, училище, завод, армия — обычный, казалось бы, жизненный путь деревенского подростка. Однако в 1960 году 25-летний Алексей Соколов пришел в изостудию завода им. Дзержинского, где прозанимался ровно год. За этот год он стал профессиональным художником, хотя до самого недавнего времени числился по разряду «самодеятельного искусства».

Уже в 1961 году на творчество Соколова обратил внимание искусствовед Анатолий Черняк, который смог оценить свежесть и искренность написанных Соколовым пейзажей. Удивительно, что безобидные картины природы стали причиной увольнения Черняка из галереи: наивный молодой художник рисовал картины природы, окрашенные персональным отношением, передавал не столько конкретику места и времени, сколько собственное впечатление от происходящего. Вот и обвинили его в подражательстве импрессионистам, а «продвигавшего» его искусствоведа — в пособничестве буржуазному искусству.

Тем не менее картины Алексея Соколова как бы сами собой «просачивались» на республиканские и всесоюзные выставки. А оттуда — на зарубежные. И бывало, обратно в Пермь уже не возвращались. Картины покупали, а деньги зачастую оставались в различных «фондах», не доходя до художника. Так за 20 лет картины Соколова объездили всю Европу, осели в частных коллекциях в Германии, Великобритании, Польши... Сам же он за пределы России не выехал ни разу и даже на свою персональную выставку в Москве не попал. До Москвы доехал, а уже в столице его завернули: начиналась Олимпиада-80, въезд в город был ограничен, а у Соколова не было необходимых бумаг от Союза художников.

Зато он много ездил по республикам Советского Союза: Кавказ, Средняя Азия, Крым, Чукотка... В Каракалпакии и на Камчатке жил по три года. С юности привыкший к физическому труду, он устраивался на работу, например, в рыболовецкий флот, жил в общежитии и — рисовал. Главный источник сюжетов его картин — его собственное настроение. Он может вдруг увидеть осеннее небо, а на его фоне — ветку липы и тут же нарисовать набросок.

Настроением проникнуты все картины Соколова, поэтому его пейзажи не являются буквальным повторением реальности. Они всегда немного фантазийны. При этом Соколов верен принципам реализма, его никогда не привлекало беспредметное искусство. При всей своей «вымышленности» картины эти верны правде жизни, и Черное море на них ни за что не спутать с Беринговым.

Много раз Алексею Михайловичу предлагали вступить в Союз художников. Ведь он, когда не путешествовал, работал в изобразительном искусстве профессионально: художником-постановщиком на телевидении, в Художественном фонде... Но в cоюз так и не вступил: предпочитал не участвовать в групповых «разборках». И все же художественная общественность не забывала Соколова: дипломов и грамот всевозможных  у него целый шкаф.

А в начале 1990-х он как бы исчез. Тогда царила неразбериха, практика всесоюзных выставок прекратилась, да и тех немногих художников, с которыми он дружил, на свете не стало. Соколов «ушел в подполье». Но — не для пермских коллекционеров. Они всегда помнили о его самобытном таланте.

Действительно, пейзажистов много, а Алексей Соколов один. Нынешние искусствоведы, не скованные идеологическими цепями, с удовольствием говорят и пишут об удивительном колорите его картин. Цветовая гамма пейзажей Соколова — это особый предмет для изучения. Его картины всегда колористически выдержанны. Он удивительно умеет среди цветового многообразия окружающих просторов выделить главный цвет, а все остальные краски как бы притихают, уходят на второй план. При этом он предпочитает цвета сложные, смелые оттенки, не подходящие под простые обозначения. Нельзя сказать, что осень на его картинах «желтая». Да и «золотой» ее не назовешь. Она сложнее. При этом сюжеты картин, как правило, просты, но наполнены эмоциональным содержанием, проникнуты светом и магией.

Пермские коллекционеры познакомили с Алексеем Соколовым галеристов из «Мариса». С тех пор здесь прошло уже три его персональных выставки, много раз он участвовал в выставках групповых. Его картины, например, были частью экспозиции, посвященной юбилею импрессионизма. И сейчас в «Марисе» открывается его персональная юбилейная выставка, приуроченная к 70-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности.

Алексей Соколов — очень счастливый человек. Он живет среди множества книг и кассет с любимыми фильмами, общается с внуками, младший из которых — Иван — такой же заядлый рисовальщик и любитель кино. Алексей Михайлович никогда ничего не планирует. Он, как и раньше, живет и работает спонтанно, под влиянием собственного настроения.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться