1992 | Дирижабль как начало PR-акций в Перми

Поделиться

Можно с этим спорить, но есть люди, которые считают, что начало пи-ар акций и, соответственно, реклама как явление в Перми появились 1 апреля 1992 года. В этот день над зданием Пермской товарной биржи взмыл дирижабль, на котором было написано: «Бизнес — дело веселое». Авторами этой идеи и ее воплощения были Константин Пустовойт и Борис Галкин, тогда работавшие в пресс-службе ПТБ.

Реклама Пермской товарной биржи аэростат
Фото:  Государственный архив Пермского края

Одобрил решение и дал добро на реализацию Андрей Кузяев, возглавлявший ПТБ. Придумать ведь что угодно можно, главное, получить санкцию на воплощение!

Этот дирижабль стал уже классикой. По крайней мере, когда ПФПГ, выросшая из биржи, праздновала свое 15-летие на площадях «Пермской ярмарки», то дирижабль был одним из главных атрибутов украшения зала.

К 1992 году относится и создание первых пресс-служб, в том числе на предприятиях. Так, в январе этого года из членов бывшего парткома была сформирована пресс-служба АО «Пермские моторы», возглавил которую Олег Сосунов. Чуть позже была создана пресс-служба АО «Авиадвигатель» в лице контрразведчика Валерия Михеева. В середине 1990-х тот виртуозно работал с журналистами пресс-секретарь АО «Альфа-Цемент» Юрий Руднев. Светлана Немытова возглавляла отдел по связям с общественностью «Экс-лимитед». Ирина Митасова стояла у истоков пресс-службы АО «Уралсвязьинформ», которую затем возглавила Антонина Невоструева. Наталья Вербицкая руководила корпоративной газетой АО «Уралкалий» и параллельно отвечала за связи с общественностью. Лев Островский, возглавлявший рекламный отдел банка «БиС-кредит», виртуозно работал с прессой. Марина Карпина отвечала за рекламу и прессу в «Универсального торгового дома», Наталья Нечаева и Борис Полнер — «Лукойл-Пермь», Вадим Шмукста — ИК «Фин-Ист».

Борис Галкин
Борис Галкин, начало 1990-х
Фото:  Архив группы компаний «Паритет»

Легендарная Лариса Сосунова работала в отделе по связям с общественностью ПФПГ. Некоторые ее высказывания в Перми помнят до сих пор: так, в то время Лариса очень убедительно объясняла преимущество пейджера перед мобильными телефонами: если на пейджер пришла информация, то  ты можешь и не отвечать, а  по сотовому шеф тебя в любом месте достанет.

Марина Карпина
Марина Карпина, начало 1990-х
Фото:  Архив компании «Правильный выбор»

Как попадали на работу в пресс-службу? Рассказывает Марина Карпина, сейчас директор компании «Правильный выбор»: «Я работала преподавателем математики в школе. На улице встретила однокурсника Мишу Бема. Он сказал, что есть вакансии в пресс-службе ПФПГ.

— А что делают в пресс-службе? — спросила я.

— Никто не знает, — ответил он, — но попробовать нужно.

Я пришла на собеседование к Сергею Охнякову, который возглавлял отдел по связям с общественностью ПФПГ, и меня взяли на работу».

История Марины Карпиной типична: именно так и попадали тогда в рекламные отделы и пресс-службы. К этому времени относится и формирование первых коммерческих отделов в СМИ, продающих рекламу. Самым мощным на тот момент был отдел рекламы новой телекомпании «Стек», в последствии известной как «Ветта». Там, в начале 1990-х, работали Константин Шестаков, Лилия Кострыкина, Андрей Осиновских, Алексей Кивокурцев и т.д.


Поделиться