Александр Иноземцев не спешит сказать «прощай»

Поделиться

С 1 февраля пост управляющего директора ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) занял ставленник Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Сергей Попов. В тот же день прекратил свою деятельность на посту директора ПМЗ по экономике и финансам Дмитрий Овсянников. При этом генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев, заручившись поддержкой губернатора Виктора Басаргина, «отстоял» пока своё кресло управляющего директора конструкторского бюро. Надолго ли?

На площадке пермских моторостроительных предприятий развернулись события, удивившие не только сотрудников, но и самих собственников. В начале января источник «Нового компаньона» сообщил, что Пермь планирует посетить генеральный директор собственника предприятия УК «ОДК» Владислав Масалов. Источником, близким к акционерам, озвучивалась и предполагаемая цель визита московского руководителя — утрясти кадровые вопросы, требующие решения в связи с переходом ПМЗ и «Авиадвигателя» в новый статус одного из подразделений дивизиона «Двигатели для гражданской авиации», возглавляемого ОАО НПО «Сатурн» (г. Рыбинск). Как сообщал тогда информированный источник, в срок до 10 февраля руководство ОДК планирует решить кадровые вопросы на двух пермских моторостроительных предприятиях. При этом предполагалось, что управляющим директором и ПМЗ, и «Авиадвигателя» станет один и тот же человек — Сергей Попов. С руководителями обеих пермских компаний — управляющим директором ПМЗ Алексеем Михалёвым и совмещающим на «Авиадвигателе» должности управляющего директора и генерального конструктора Александром Иноземцевым — были достигнуты соответствующие предварительные договорённости.

И вдруг 28 января, когда в Пермь приехал-таки Владислав Масалов, Александр Иноземцев неожиданно начал саботировать решение собственников. Он буквально не захотел оставлять свою должность управляющего директора. На следующий день развернулся второй акт этой «драмы» — Владислав Масалов встретился с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным с тем, чтобы обсудить «текущие вопросы», антикризисную программу предприятия и, возможно, кадровые вопросы. Кадровые вопросы действительно обсуждались, и весьма бурно. Виктор Басаргин «вступился» за Александра Иноземцева, предложив собственникам «восстанавливать убыточный ПМЗ, а не реформировать прибыльный «Авиадвигатель».

Как сообщили на следующий день «Новому компаньону» в пресс-службе ОДК, Александр Иноземцев действительно сохранил обе свои должности.

В то же время, по словам источника, близкого к акционерам, руководство ОДК было удивлено поступком Иноземцева, потому что «всё оговаривалось заранее».

Другой информированный источник сообщил, что на середину февраля запланирован ещё один визит Владислава Масалова в Пермь (это необычайно часто, если учесть, что всего с момента своего назначения на должность генерального директора ОДК Владислав Масалов был в Перми всего два раза). Возможно, этот визит топ-менеджера связан с дальнейшим решением вопроса о судьбе Иноземцева.

«Александр Александрович захотел саботировать — саботировал... Однако решение уже принято. Возможно, он добился только двухнедельной отсрочки. А губернатор тут ни при чём. Решать кадровые вопросы будут собственники», — говорит источник «Нового компаньона».

Причину, по которой видный деятель пермского двигателестроения решился на такой поступок, собеседник «Нового компаньона» трактует так: «В руках управляющего директора сосредоточены финансовые потоки, вот в чём зерно конфликта. Если даже Иноземцев останется на должности генерального конструктора, которая ему предложена, финансовыми потоками будет управлять Сергей Попов».

Через две недели, когда в Пермь вновь приедет Владислав Масалов, Александр Иноземцев может оказаться перед выбором — остаться на должности генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель», утратив при этом возможность управления финансовыми потоками, или же вообще покинуть предприятие, передав бразды правления Сергею Попову.

Источник, знакомый с ситуацией, на вопрос, а есть ли смысл в каких-то телодвижениях со стороны генерального конструктора, если всё уже решено, ответил так: «По большому счёту — нет. Тем более что в дальнейшей стратегии ОДК планируется, что все региональные предприятия получат статус «производственных площадок», а всеми финансовыми потоками будет распоряжаться Москва — как это происходит в региональных представительствах московских федеральных изданий».

Сам Александр Иноземцев категорически отказался комментировать свои действия.

Виктор Кобелев, экс-генеральный директор ОАО «Пермские моторы»:

— Если честно, такие вопросы решает только собственник. Если в ОДК решат, что им это интересно — прислушаться к Басаргину и продлить на какое-то время полномочия Иноземцева, они это сделают. В своё время я сам приложил руку к тому, чтобы Иноземцева назначили руководителем конструкторского бюро.

В то же время то, что у «Авиадвигателя» и ПМЗ будет один руководитель, не говорит об юридическом объединении этих предприятий. Мы в своё время уже работали в такой ситуации — когда был Юрий Решетников, который являлся руководителем и «Авиадвигателя», и ПМЗ. При этом юридического объединения не было. Просто тогда нами было принято решение, что это невыгодно. Это разные денежные потоки, разные задачи. Если для производства важна стабильность, то в конструкторском бюро, наоборот, всё меняется ежедневно — идёт творческий процесс. Какие-то вещи, применимые в КБ, в производстве допускать нельзя.

Николай Бухвалов, генеральный директор ОАО «Мотовилихинские заводы»:

— Трудно судить о ситуации, не зная её досконально, но со стороны складывается такое впечатление, что впервые за несколько лет пермская власть поддержала региональными действиями одного из видных деятелей промышленности, человека, который очень много сделал для «Авиадвигателя». Мне кажется, что это симптоматично и это хорошо. Какие будут результаты, мы знать не можем. Но если мы говорим о промышленной политике региональной власти, то это — одно из её реальных проявлений.

Павел Крепышев, заместитель генерального директора ФКП «Пермский пороховой завод»:

— Каждый должен заниматься тем делом, которое он делает красиво. Чтобы «рулить» конструкторским бюро, нужно быть настоящим инженером. Такой человек должен иметь хотя бы минимальную учёную степень как конструктор.

Есть поговорка: не зная броду, не суйся в воду. Много лет назад мне приходилось работать в конструкторском бюро — там ребята работали день и ночь, за ними приходилось очень тянуться.

Чтобы управлять конструкторами, нужно что-то соображать в тех или иных расчётах. Менеджеру, если он экономист, это будет трудно.


Поделиться