Опера 4D

Поделиться

В бывшей зоне ГУЛАГа появился новый начальник. Он сидит в кабинете с прозрачными стенами и смотрит на экран своего телевизора. Это — одна из сцен, которые репетируют артисты Пермского академического театра оперы и балета, готовясь к одной из самых ярких российских театральных премьер последних лет — показу оперы «Фиделио» Бетховена.

На территории зоны особого режима Музея истории политических репрессий «Пермь-36» проходят последние репетиции накануне премьеры. За время, оставшееся до нее, солисты, хор, статисты и музыканты осваивают огромную территорию лагеря — 9 га. Уникальный в театральной практике опыт работы на таком большом пространстве уже вызвал интерес европейских театров, руководители которых планируют приехать на премьеру «Фиделио».

Первое, с чем столкнутся зрители, прибывшие на спектакль, это ощущение несвободы. Безусловно, непопулярный способ привлечения зрителей. Но именно поэтому «Фиделио» обещает стать самой вызывающей и запоминающейся постановкой. Зрителей ждет опера контрастов — от полного погружения в историческую реальность до исполнения мечтаний и надежд.

В основу драматического сюжета легла реальная история, пересказанная в пьесе Жана Николя Буйи — участника Французской революции. Она привлекала Бетховена своим тираноборческим пафосом и самоотверженностью подвига, который совершает главная героиня оперы Леонора. Переодевшись охранником, она спасает своего мужа Флорестана от смерти в заключении.

Опера описывает буквальное и моральное погружение в темноту и восхождение к свету. Произведение Бетховена, провозглашающее триумф свободы над тиранией, во многом созвучно с реальным опытом людей, которые некогда находились в лагере «Пермь-36» в качестве заключенных.

Флорестан — политзаключенный начала XIX века. Спустя больше чем столетие такие же флорестаны побывали в ГУЛАГе. Здесь не только артисты создают ощущение пребывания в тюрьме, в постановке многое «играют» сами стены — место, в котором пройдет показ спектакля.

Эффект полного погружения зритель получит не только от удовольствия слышать голоса высококлассных исполнителей и виртуозной игры оркестра в буквальном смысле на ходу, но и от эмоциальных переживаний, связанных с реальностью происходящей на их глазах истории.

«Мы сразу поняли, что музей нельзя использовать только как декорацию, нельзя устанавливать сцену и зрительный зал, — поясняет режиссер Майкл Хант. — Действие будет развиваться по всему музею, а зрители станут соучастниками происходящего. Им предстоит переходить из барака в барак вместе с артистами».

В атмосферу будущего спектакля публику погрузят еще до его начала: во время поездки из Перми до места действия будет показан фильм об истории «Перми-36» и предыстории бетховенского «Фиделио». На месте автобусы встретят охранники, которые будут сопровождать зрителей и в зоне строгого режима, где развернется первое действие, и в зоне особого режима лагеря, куда зрители перейдут после антракта.

Постановка оперы в реальном историческом месте — смелый эксперимент. Но как бы ни было тяжело публике принять реальность ситуации, Майкл Хант дает зрителям спасительную ниточку: на первое место в постановке, как и автор 200-летней оперы Бетховен, Хант поставил любовь.

«Наша история универсальна, ведь Бетховен не писал о конкретном диктаторском режиме, он рассуждал на темы противостояния темным сторонам жизни и борьбы с тиранией», — говорит Майкл Хант. Чувство, которое сберегло многих невинно осужденных, дало силы и героям оперы. Любовь спасает Флорестана, а его любимую Леонору делает бесстрашной и бесконечно сильной.

С 3 по 11 июля Пермский академический театр оперы и балета покажет только семь спектаклей. Побывать на них смогут всего 1750 зрителей.


Поделиться