МОЯ «ФЛАЭРТИАНА»

Плюсануть
Поделиться

На первый мастер-класс, который вел 8 сентября в кинотеатре «Премьер» режиссер Валерий Балаян, пришли 70 человек, а зал смог вместить только 50. «Остались только лежачие места», — сказал администратор.

Я пропустила только самый скандальный мастер-класс Марины Разбежкиной. Она показывала такие, мягко говоря, спорные фильмы, что одна девушка в зале упала в обморок, и ее пришлось выносить на руках.

Зато я побывала на мастер-классе бельгийского режиссера Роба Ромбута. На встречу с ним в Органный зал пришли 13 человек, включая самого Печенкина, оператора, человека за пультом, продюсера и переводчика. Ромбут показывал свой фильм Perm Mission, что переводится как «Миссия Перми». Он был снят в 1998 году о «Флаэртиане», которая тогда проводилась в Усть-Качке. Этот фильм был даже показан по бельгийскому телевидению.

Оглядев пустой зал, Павел Печенкин сказал: «У меня руки опускаются, когда я это вижу. Мы написали письма всем ректорам вузов. Двадцать человек раздали 8 тыс. бесплатных билетов. У нас бюджет — 2,5 млн руб.! Просто стыдно!»

Фильм был о том, какое это удивительное место — Пермь, где собираются настоящие люди, и из смеси снега, разговоров и водки рождается нечто прекрасное.

Очень по-пермски было проигнорировать этот фильм. Кстати, на следующем сеансе, где показывали фильм Ирены Лангеман «Рублевка — дорога к счастью», свободных мест практически не было.

На следующем мастер-классе Роба Ромбута аншлага тоже не было. Кажется, все те же 13 человек.

Фильм «Рублевка — дорога к счастью» мне не понравился. Очень ординарный. Сказанное уже сказанного. Все эти мигалки, особняки и сгоревшие дачи мы уже видели сотни раз. Лучше бы я в третий раз посмотрела «Солдатиков» Вадима Ершова и «Путешествие в Сибирь» Романовых, которые в это время давали в «Премьере». К тому же там показывали фильмы, которые я не видела: «Слепой, который видит» Андрея Вилисова и «Постановка» Леонида Клинчина.

Что Вилисов, что Клинчин — всегда что-нибудь интересное выкатывают. Небесспорное, но интересное. Люди, которые были на этом сеансе, рассказывают, что состоялся очень интересный разговор после просмотра. Та же Разбежкина якобы сказала, что это не фильмы.

Из того, что я увидела на фестивале, «не фильм», на мой взгляд, творение Аркадия Когана «Юрий Арабов. Механика судьбы». Какой прекрасный анонс: «Судьбу человека можно не только объяснить, но и предсказать, пользуясь такими же законами, по которым строится киносценарий». А фильм про то, что некрасивый горбатый мужчина слоняется без дела перед камерой. Наверное, Коган хотел подружиться с Арабовым. Возможно, что он даже выполнил эту задачу, но фильм — полное разочарование.

Второй «не фильм», на который мне не посчастливилось попасть: Борис Леман «В поисках места рождения». Фильм про то, что режиссер так трепетно себя любит, так ценит все, что связано с ним и с его семьей, что хочется уйти из зала. Что я и сделала — пошла пить какао в кафе «Шоколад». И это было верное решение. Я спросила потом мнение об этом фильме Константина Березовского, режиссера, снявшего великий фильм про Ивана Семенова, который просмотрел творение Лемана полностью. «Зачем они такие фильмы длинные снимают? — сказал Березовский. — Ну, раз сказал. Ну, два. Ну, три. Но четыре — это уже перебор». В общем, ему тоже не понравился этот фильм.

Из удач: фильм Перниль Розэ Гронкер «Монастырь», который показывали на открытии. Фильм про то, что взбалмошный старик из Дании решил передать свой разваливающийся замок русской православной церкви для организации там монастыря. А когда монахини приехали, его планы изменились. Он проговаривается на камеру: мне нужны были только паломники, которые бы бесплатно работали. Но не на тех напал! Русская православная церковь выслала ему монахиню нового поколения: она говорит по-английски и разбирается в вопросах собственности. Старикан отказывается обсуждать любые варианты передачи замка РПЦ, а монахиня Амвросия очень настойчиво к ним возвращается. В конце концов, тот даже обращается к своим знакомым датчанам — они хотят создать фонд по управлению замком, но договариваются, что представителя РПЦ не будет в совете директоров. Дальше показывают, как они объявляют это Амвросии и как она борется за вхождение в этот совет. Те говорят: «Нам нужен датчанин, который бы знал специфику работы таких фондов». Она: «Если дело в национальности, то мы найдем датчанина, который бы представлял наши интересы. В конце концов, я могу разобраться в этой проблеме. Вы не знаете русских». Те: «Но заседания совета будут проходить на датском языке». Она: «Я выучу язык». Старикан тем временем все больше и дальше впадает в прострацию. Говорит, отойдя в сад, всякие слова, типа: я хотел по-другому. Видно, что он давно уже передумал, но не знает, как повернуть вспять, да и сил на борьбу с молодой и энергичной Амвросией у него уже нет.

Фильм кончается смертью старика, которого отпевают по православному обряду. Разрешился ли вопрос с собственностью? Фильм не дает ответа.

Абсолютно блестящий фильм Анны Букетти «Номера мечты», получивший Гран-при на «Флаэртиане» в прошлом году. Фильм про магию чисел, которая помогает людям выжить в бедных кварталах Неаполя.

Настоящим потрясением  стал мастер-класс Анатолия Балуева. Он показывал свой легендарный «Быкобой» в кратком варианте — 52 минуты, а после разговора мы посмотрели  еще 18 минут, вошедшие в  полную версию. Режиссера интересовало: какой вариант фильма лучше.

И длинный и короткий фильмы были  обласканы призами и победами на разных фестивалях. Кажется, даже  Балуев получил за него Государственную премию. Но не в этом дело. А в том, что перед нами был  как раз тот случай, когда механика судьбы повернулась, повинуясь киносценарию. Хотя нет. Скорее режиссеру удалось зафиксировать жернова судьбы. И они действительно мелют по кинематографическим законам.

То, что не удалось столичным штучкам, получилось у режиссера, снимавшего коми-пермяцкую деревню. И это стало ясно только сейчас, через семь лет после того, как фильм был снят. И, на мой субъективный взгляд, и полная, и краткая версия равнозначны и имеют право на существование. Все, включая восприятие и отношение к фильму,  меняет    информация о том, что главный герой — Андрей Гагарин повесился год назад на сцене Дворца культуры, через шесть лет после съемок.

Судьба посылала режиссеру знаки, и он их услышал.  Балуев — волхв, для меня это очевидно. 

Я бы еще отметила работу Алексея Погребного «Деревенский фотограф». Фильм про то, что святой дух и божья искра может поселиться в ком угодно. Допустим, в деревенском конюхе.

Мне очень понравились фильмы Валерия Балаяна «Чистый воздух твоей свободы» и «Беседы с мудрецами. Григорий Померанц». Они про то, что людей делает людьми. И было очень приятно, что был полный зал. Даже Сергей Вороно, генеральный спонсор фестиваля, смотрел фильм, сидя на приставном стульчике.  Позже он сказал мне, что на открытии чуть не прослезился: «Я среди людей!» Еще он сказал, что «Флаэртиана» сегодня — это «Голос Америки» вчера. И что покупке очередной машины он предпочел потратить деньги на фестиваль. «Прикольно», — говорит.


Плюсануть
Поделиться
Loading...