Антон Удальёв: Все возмущаются, а меры предпринимаем мы

Поделиться
Антон Удальёв: Все возмущаются, а меры предпринимаем мы

И. о. руководителя Управления ФАС России по Пермскому краю Антон Удальёв прокомментировал 29 мая наиболее резонансные  дела, которыми сейчас занимается возглавляемое им ведомство. В частности, он рассказал о будущем аэровокзала, о застройке квартала №179, об отмене тепловых тарифов, о торгах на содержание дорог в Перми, о банковских гарантиях, о поликлинике «Иордан», о требованиях к внешнему облику уличных киосков и о льготе для «Газпрома».

Антон Удальёв, и.о. руководителя Управления ФАС России по Пермскому краю:

— Начнем с аэропорта.  В своё время, ФАС России направляла рекомендации в адрес губернатора, но наша однозначная позиция – подписание меморандумов на основании проведённого отбора (если он предполагает передачу прав на имущество или акции)  незаконно. Если он будет подписан – ФАС России обратится в суд с оспариванием.

Мы запросили документы, конкурсные заявки, я не буду говорить про каждую. Но есть уникальная ситуация: прямо в заявках описаны схемы, каким образом нужно действовать, чтоб обойти закон о приватизации.

Более того, конкурсный отбор проводило ОАО «Международный аэропорт «Пермь», а меморандум заключается краевыми властями. Мы все прекрасно понимаем – если кто-то проводит отбор, то он и заключает договор. А у нас один провёл, а другой заключил. Я до сих пор не могу понять, чем они руководствуются.

Антон Удальёв также поинтересовался у журналистов, откуда появилась информация о подписании меморандума.

Антон Удальёв:

— Один во власти говорит - подписано, другой - что «нет, но будут корректировки». Мы сделали запрос в правительство с целью предоставления информации о подписании. Сейчас нет документа, что меморандум предусматривает переход прав участнику отбора. Если в нём это будет прописано (про акции и переход имущества), тогда мы пойдём оспаривать. Антимонопольного дела не будет, оно затягивает, здесь надо сразу в суд. Если будет меморандум, где указано, что решено только развивать инфраструктуру – что оспаривать? Если будет ещё какой-то непубличный документ, мы об этом узнаем. Но это будет нарушение вообще всех норм. 

Подробно главный пермский антимонопольщик  рассказал и о ситуации с ОАО «Пермагростройзаказчик» (ПАСЗ) и кварталом №179.

Антон Удальёв:

— Уже выдано предписание органам власти и ПАСЗ. Мне понравился комментарий генерального директора ПАСЗ: «Почему-то только одна ФАС обратила внимание, а все остальные говорят, что всё законно».

Все остальные не говорят, они возмущаются, а меры предпринимаем мы. А дело возбуждалось, кстати, не нами, а по заявлению прокуратуры Пермского края.

Ситуация с ПАСЗ и аэровокзалом показательна для всех регионов РФ. У нас, к сожалению, законодательство предусматривает возможность отчуждения имущества без проведения торгов. К примеру, унитарные предприятия это могут делать.

Подытожив проблемы «Пермагростройзаказчика» и аэропорта Удальёв отметил, что всё дело в передаче функций.

Антон Удальёв:

— Проблема в том, что у нас органы власти пытаются передать свои функции неким учреждениям. У нас огромное количество дел по «автономкам» и хозсубъектам, кому передали функции органа власти. У власти есть функция организации, они могут организовать аутсорсинг или АНО, или казённое, или бюджетное учреждение. Но проблема в том, передаётся не сама функция, а её организация. У ПАСЗ законом установлена инвестиционная деятельность – у них в уставе один в один переписаны функции власти.

ПАСЗ – пусть что хотят, то и делают, ну нравится им собираться и голосовать. Если они заключат договор – мы пойдём в суд. У нас уже есть решение по делу, которое ляжет в основу иска.

Прокомментировал глава краевого антимонопольного ведомства и историю с отменой тепловых тарифов, при этом он призвал потребителей обращаться в суд самостоятельно.

Антон Удальёв:

 — К нам постоянно обращаются различные хозяйствующие субъекты с жалобами на включение в тариф необоснованных затрат. Мы не можем выходить в суд с оспариванием таких тарифов, но мы можем быть третьим лицом.

Возмущает одна проблема: помимо тарифа Пермской сетевой компании (ПСК) есть ТГК-9. Мы давали огромные оборотные штрафы. Из акта Контрольно-счётной палаты видно, что Региональная энергетическая комиссия по обращению ТГК-9 включила оборотные штрафы в свой тариф, а он должен идти из прибыли. Мы работаем за потребителей, а они должны оплачивать эти штрафы. Почему-то никто ещё не отреагировал. Если вы хотите защищать свои права – нужно делать это самостоятельно. Мы свои действия уже совершили.

Как пояснил Удальёв, ФАС ещё в 2009 году признала сговор между ТГК-9 и ПСК в части установления единого тарифа. Но это предписание до сих пор не исполнено.

Антон Удальёв:

— Сейчас новая схема – в Загарье. Там есть две теплоснабжающие организации  («Пермгазэнергосервис» и ТГК-9) - на три посёлка. В итоге ПСК и ТГК-9 заключили договор, а у ПГЭС остаётся только один посёлок. То есть котельная работала на три посёлка а сейчас на один – это невыгодно. Что сейчас будет? Для двух посёлков – тариф должен быть меньше, но об оставшихся никто не думает. Опять будут долги ПГЭС перед газоснабжающей организацией. Если сейчас ситуация не разрешится – мы осенью увидим очередной скандал.

Кроме того, в последнее время в поле зрения ФАС попали и контракты на содержание дорог Перми, причём скоро ведомство начнёт тотальную проверку подписанных договоров.

Антон Удальёв:

— Содержание дорог – это огромные суммы, ранее не виданные – 4 млрд руб. Сейчас содержание дорог на три года. И все жалобы, которые есть на 17 лотов, все они признаны необоснованными. Но мы всё же выдали предписания о необходимости внести изменения в документацию. То есть победители не смогут заключить договоры и торги пройдут снова. Это говорит о том, что мы остаёмся без содержания дорог на определённый период, также мы до сих пор не знаем тех, кто будет содержать.

Актуальна проблема и банковских гарантий. Из общего анализа видно, что 90% банковских  гарантий не существует. У нас развился рынок брокерских организаций, которые оказывают услуги по получению банковской гарантии. Так что мы начинаем проверку всех заказчиков, которые отказывались заключать контракт. Например, есть заказчик, он запрашивает в банке информацию о победителе, а гарантии нет. Заказчик отказывается и идёт ко второму участнику и заключает договор с ним, зачастую уже не интересуясь наличием гарантии. Будем проверять.

У нас же предусмотрено 30% гарантии. Если это многомиллионный контакт – невозможно найти сумму и принести. Так вы сделайте сумму меньше. Надо комплексно подходить. У нас для каждой проблемы есть выходы, просто они не всегда удобны.

Как пояснил Удальёв, подобные проблемы были и при торгах на содержание краевых дорог, но история приобрела известность только сейчас.

Антон Удальёв:

— Сама документация формально законна, но при заполнении заявки участник не может быть допущенным по заявленным требованиям. Произошло искусственное ограничение.  По краевым дорогам было то же самое: из семи лотов по двум мы не дали. Это - содержание мостов (здесь до сих пор готовится документация) и север Пермского края  (здесь до сих пор судимся). Для нас нет плохих или хороших, у нас один конфликт – не надо нарушать закон. Мы далеки от политики, но все понимают, почему это было сделано именно на город.

Не так давно Управление ФАС России по Пермскому краю признало факт нарушения в действиях Пермской городской думы в части установления требований к нестационарным объектам торговли. По словам Удальёва, эту проблему можно сравнить с размещением рекламных конструкций. Так, департамент строительства и архитектуры администрации Перми постоянно отказывает конкретной компании в размещении рекламы, например на Южной дамбе, где уже есть одна конструкция. Позиция чиновников такова: одна конструкция уже есть, а вторая испортит архитектурный облик.

«Там в отказе - целое сочинение, я таких слов-то не знаю, всё чтоб не согласовать. А сама конструкция соответствует требованиям, но не соответствует архитектурному облику», - пояснил Удальёв.

Антон Удальёв:

— Почему тогда по торговле есть типовой проект? Если есть типовой, то в любом случае он должен соответствовать архитектурному облику. А вы проект видели? Там квадратный чёрный стеклянный кисок. Если мой объект будет соответствовать, то я могу поставить его хоть где, такого не должно быть. Мы и говорим: давайте не будем устанавливать типовые. Но департамент не будет это согласовывать, потому что чёрный квадрат не будет соответствовать архитектурному облику. К нам начнут обращаться предприниматели. Просто нужно перед тем, как что-то делать, оценить практику.

Не обошлось и без разговора про поликлинику ООО «Иордан», переданную администрацией Перми Пермской епархии Русской православной церкви.

Антон Удальёв:

— Ситуация очень простая – передали имущество в аренду как исключение. Проблема в том, что помещение используется иными лицами. Были даны согласие на субаренду департаментом имущественных отношений администрации Перми. Здесь может быть нарушение. Мы задаём вопрос мэрии и департаменту: вы дали согласие, а остальным арендаторам также разрешаете? Ответили, что нет. А будете, спрашиваю. Не отвечают.

Проблема в создании преференций. Завтра мы огласим резолютивную часть по этому делу. Надо было цепляться не за церковь, а за администрацию и департамент.

Коротко Удальёв пояснил и развернувшуюся в краевом парламенте дискуссию о предоставлении налоговой льготы ОАО «Газпром».

Антон Удальёв:

— Положительный момент есть: принимаем льготу – налог на имущество будет нулевой. Вроде хорошо. Тариф будет меньше. Но принятие этого закона связано с подписанием соглашения между правительством и субъектом. Есть закон, который предусматривает равные права всем участникам. Если правительство предоставит возможность заключения соглашения на льготы, то они должны отказывать остальным, а это незаконно. Любая организация, которая захочет заниматься инвестиционной деятельностью – им будут вынуждены подписать. А как себя поведут депутаты - вот в чём вопрос. Налоговое законодательство не входит в нашу компетенцию. Мы не можем взять каждого депутата и поимённо наказать. 


Поделиться