Олег Есюнин: Генплан - это красивая идея. Она также красива, как и предположение, что Пермь – культурная столица, например, Европы

Поделиться

Социологическое агентство СВОИ продолжает публикацию интервью, взятых в рамках экспертизы Генерального плана Перми и правил землепользования и застройки. На этот раз собеседником социологов стал генеральный директор ОАО «Верхнекамский трест инженерно-строительных изысканий» Олег Есюнин

- Какие недостатки есть в инфраструктуре Перми?

- С точки зрения архитектуры в Перми всё довольно загадочно. Очень разнообразны улицы и их убранство. Сразу бросается в глаза отсутствие каких-либо градостроительных стандартов и нормативов. С другой стороны, может и неплохо, что то, что планировали сделать с некоторыми пермскими улицами дизайнеры, не было воплощено.

Город плохо выглядит в межсезонье – тут грязно и уныло. Остановочные комплексы, которые изначально удивляли именно ценой и названиями остановок в транслитерации, теперь разрисованы, деформированы и удивления не вызывают. Ненавижу граффити, знаю, как их победили в Минске. Однако белорусские методы решения проблем, надеюсь, у нас пока ещё неприменимы.

То, что генплан был сделан, - это замечательно. Он действительно уникален для России. Впервые в генплане была учтена большая инженерно-геологическая информация, которую мы собирали и обобщали многие годы, в отличие от предыдущего генплана Перми.

 - Какие именно условия геологические были учтены?

- Мы исходили из того, что в каждом городе должна быть геологическая карта, которая позволяет инвесторам, понимать, где строить дешевле, лучше. Где-то нежелательно многоэтажное строительство. Эти выводы можно сделать на основе архивной информации. Повторю ставшую банальной фразу – «строить можно везде», просто это будет по-разному стоить, если, конечно, соблюдать строительные нормы и правила. Например, в Мотовилихе, обязательно нужно учитывать влияние на строительный объект горных выработок. И не только для того, чтобы не посадить здание прямо на штольню, что бывало.

- В генплане есть пожелание ограничения этажности. Каково ваше мнение по этому поводу?

- Понятно, что застройщику чем выше, тем лучше – экономические законы касаются и строительной сферы. Я поддерживаю идею компактного города, но она входит в очевидное противоречие с интересами бизнеса. Строительство в условиях плотной городской застройки гораздо сложнее и требует, в том числе, серьёзных изыскательских работ и геотехнических исследований.

Всё в городе взаимосвязано, и если какие-то правила нарушаются, то это приводит к авариям, например, таким как в гипермаркете «Семья». Чем дальше мы будем строить в плотной урбанистической обстановке, тем больше факторов нужно учесть и тем актуальнее собранная и обобщённая геологическая информация. Это касается как нового строительства, так и эксплуатации строительных объектов.

Города неизбежно развиваются в подземном пространстве, но экономически, разумеется, дешевле это делать над земной поверхностью. Это совершенно нормально. Задача города - ставить какие-то разумные ограничения и потом последовательно заставлять им следовать. Иначе архитектурный облик города будет всё дальше и дальше ухудшаться. Здесь вопрос, в том числе, в наличии элементарного вкуса. Новое, современное здание можно «посадить» рядом с историческим объектом совершенно по-разному и с разными эстетическими результатами. И настроение, и впечатление у горожан от созерцания этого ансамбля будет совершенно различным. Главное, что сделанное почти невозможно изменить, ко всему этому можно будет только привыкнуть.

- Генплан можно реализовывать в том виде, в котором он есть?

- Это невозможно. Генплан - это красивая идея. Она также красива, как и предположение, что Пермь – культурная столица, например, Европы. Конечно, не хочется отказываться от мечты. Хочется красоты, но, всё упирается в нашу экономику. И в политику. Я уже как-то говорил, что невозможно построить европейский город в неевропейской стране

- В Перми один центральный мост. Вообще-то, их три, но основной поток всё равно идёт через центр. Стоит ли ремонтировать этот мост или построить новый?

- Желательно, конечно, сделать мост. У нас мостов не хватает, это одна из причин пробок. Я за то, чтобы этот мост сделать, но город всё равно в основном, развивать на одной стороне.

Мы массу времени потратили на изучение Камской долины. Проблема в том, что там торфяники. Если не сделать для Камской долины дренажную систему, то будем продолжать топить подвалы. Есть и площадки не заболоченные, благоприятные для строительства. Можем сказать, где эти места, но большая часть этой территории либо непригодна либо условно пригодна для строительства. Местами толщина торфов достигает 30 м.

Одна из главных проблем города – подтопление, вода всё поднимается и поднимается, ситуация всё время меняется. Сейчас мы это более или менее отслеживаем. Главная рекомендация по Камской долине – сделать комплексную систему водоотведения.

- Существует мнение, что генплан нарушает некоторые СНиПы, другие градостроительные нормы - так ли это?

- На первых порах - да… Голландцы либо о них не знали, либо хотели сделать Пермь голландским городом.

Пермские архитекторы и проектировщики сидели без работы, отрасль была в кризисе, а тут такую большую (и денежную) работу отдали чужим и без конкурса. Да ещё бывший губернатор утверждал, что в Перми нет ни нормальных архитекторов, ни адекватных проектировщиков. Реакция сообщества оказалась предсказуемой и соответствующей. Примерно также реагировали местные деятели культуры, когда считалось, что их нет.

- А есть ли преимущества нового генплана перед предыдущим?

- Есть иллюзия, что он более проработан. Генплан - это некий проект. Во многом он содержит элементы творчества, неопределённости, как какое-то произведение искусства, но также содержит значительную составляющую научных обоснований. Главное, что он уже есть, оплачен бюджетными деньгами и не надо его так сразу отвергать.

 

- Какие есть перспективы у Перми? Какие направления в градостроительной сфере вы посоветуете развивать?

- Есть ощущение, что сейчас у строителей появляются новые перспективы. По крайней мере, новый губернатор демонстрирует совершенно иную точку зрения на строительство, нежели предыдущий.

Что касается сферы инженерных изысканий, я предложил бы больше опираться на результаты качественно выполненных работ. Не секрет, что значительная часть изыскательской продукции фальсифицируется, и это неизбежно в дальнейшем отразится на безопасности возводимых объектов. Сейчас мы завершаем построение геологической карты центра города, и она очень пригодится как в процессе нового строительства, так и для эксплуатации.

Я предложил бы проделать аналогичную работу и в других районах города. Концепция компактного города, предусмотренная генпланом, судя по всему, никуда не уйдёт. Мы будем менять этажность, уходить под землю, ещё что-то менять, но будем строить здесь. При этом в строительстве будем затрагивать интересы собственников соседних зданий. Поэтому мы обязательно должны в процессе освоения городского пространства изучать строительные объекты во взаимосвязи друг с другом. Это как раз вопрос проектировщиков и изыскателей. Всё-таки хочется, чтобы мечта стала реальностью.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться