Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

В Пермской арт-резиденции работает выставка свидетельств о блокаде Ленинграда

Глазами очевидца

Поделиться
блокада2

Фото: Борис Кудояров

«Если ваши фотографии недостаточно хороши — значит, вы были недостаточно близко», — эти слова классика военной фотожурналистики Роберта Капы стали эпиграфом к выставке «Ленинградская блокада в военной фотохронике и детских рисунках», которая открылась в Пермской арт-резиденции в ознаменование 72-й годовщины снятия блокады Ленинграда. Фотожурналист Борис Кудояров был не просто близко — он был внутри тех событий, которые запечатлел на протяжении 900-дневной блокады.

Так совпало, что Кудояров прибыл в Ленинград по заданию «Комсомольской правды» 9 сентября 1941 года, и в этот же день кольцо гитлеровских войск вокруг города замкнулось. Началась блокада — и вместе с ней началась великая фотолетопись.

Не только Россия, но и весь мир знают красноречивые снимки: стена дома с надписью «Внимание! При арт-обстреле эта сторона улицы особенно опасна!», или фотопортрет молодой женщины-милиционера в беретике, дежурящей на перекрёстке в только что разблокированном городе. Автор этих знаменитых кадров — не кто иной, как Борис Кудояров.

Кудояров 1

  Константин Долгановский

Около 3 тыс. снимков осталось после жизни фотографа в блокадном Ленинграде. В залах Пермской арт-резиденции они расположились в тематически-хронологическом порядке: от первых дней блокады до её снятия, но в то же время сгруппированы по темам — воздушные налёты и гражданская оборона, комсомольские отряды помощи, военные действия на подступах с городу, дети блокады… Множество неожиданных и любопытных подробностей: вот работает за пишущей машинкой писательница Вера Инбер, которая всю блокаду провела в родном городе, а рядом с ней — кошка. Вот сквер, превращённый в огород, и школьники сосредоточенно копают картошку. Вот в кадре — огромный и непонятный агрегат, состоящий из множества раструбов, и подпись под снимком поясняет, что в осаждённом городе был сформирован особый отряд «слухачей» — слепых, которые привыкли ориентироваться по слуху и заранее определяли, что приближаются вражеские самолёты, причём даже марки их различали!

Подписи под фото — отдельное достоинство выставки. Здесь всё так подробно, так увлекательно! Не просто название и год, а целый исторический очерк под каждым стендом.

Эта выставка — одновременно волнующий рассказ о великих событиях ХХ века и мастер-класс для фоторепортёров. В экспозиции — множество драматичных кадров: люди, оставшиеся без крова после бомбардировки, разрушенные дворцы, повреждённые скульптуры… Но при всём том откровенной «чернухи» здесь нет — ни трупов, ни измождённых голодом «живых скелетов». Чувствуется, что выбор сюжетов продиктован советским социальным заказом: показать не столько ужасы блокады, сколько решимость героического города стоять до конца, боевой задор и нерушимую веру в победу его защитников. В кадре люди, как правило, улыбаются, либо сосредоточенно делают важное дело. Вот девушки-комсомолки пришли помочь одиноким старикам: натаскать воды, наколоть дров для печки-буржуйки, заодно подбодрить… Комсомолки, все как одна, красавицы, и видно, что отличницы и спортсменки: опрятная одежда, нарядные причёски, очаровательные юные лица без всяких следов голода и недосыпания.

блокада1

Фото: Борис Кудояров

Таким образом, выставка фотографий Кудоярова — это дважды свидетельство: свидетельство великой страницы истории Второй мировой войны и в то же время — советского подхода к журналистике.

Большинство блокадных фотографий Кудоярова находятся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга, который и сделал выставку в Пермской арт-резиденции. Фотолетопись дополняется ещё одним набором визуальных свидетельств блокадных лет: на большом экране один за другим показываются рисунки детей, которых не успели вывезти на «большую землю». На первый взгляд, это обычные детские рисунки — все дети рисуют войну, даже в наше время. Но поражает подробность и конкретность зарисовок: не просто некий бой, а бой за определённую крепость, например. Постепенно понимаешь: это не просто детские рисунки, и даже не просто рисунки с натуры — это вся жизнь шести-семилетних детей. Другой они не знают.

Выставка «Ленинградская блокада в военной фотохронике и детских рисунках» работает в Пермской арт-резиденции до 19 февраля. Вход свободный.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться