В Перми завершился фестиваль Владимира Спивакова

Поделиться

Фестиваль Владимира Спивакова, который уже шестой раз организует Пермская краевая филармония во всероссийском формате при поддержке федерального и краевого Министерств культуры — событие ожидаемо знаковое и априори успешное. Большой концертный зал филармонии переполнен каждый вечер, билеты раскуплены заранее, программа интригует, публика воодушевлена, овации продолжительны…

Что же, кроме имени Маэстро и статуса прославленного коллектива — Национального филармонического оркестра России вновь и вновь привлекает пермских слушателей в филармонические залы?

От Чайковского — к Шостаковичу и Пахмутовой

Во-первых, программа фестивальной афиши, в которой представлен полный ассортимент музыкальных «блюд». Причём «меню» продумано до мелочей: репертуар, порядок подачи, акценты, эксклюзив. Открытие фестиваля в Перми — безусловно, юбилейный П. И. Чайковский, конечно, Первый концерт для фортепиано и сюиты из балетов. Затем романтический и постромантический акцент: Интродукция и Рондо-каприччиозо Ш.-К. Сен-Санса, «Лунный свет» К. Дебюсси, Благородные и сентиментальные вальсы М. Равеля. Неожиданно — С. Прокофьев. Сюита из «Ромео и Джульетты», и новинка, премьера для пермского слушателя — симфоническая сюита по мотивам музыки к кинофильму «Поручик Киже». 

По словам музыковедов, гротесковая сатира Юрия Тынянова на тему бессмысленной отечественной бюрократии оказалась созвучна не только пока ещё смелым 1930-м годам, но и нашему постиндустриальному времени. Умение сделать из воздуха всё, что угодно, даже несуществующую личность, придумать «историю с биографией», подать это в красивой упаковке и получить бонусы. В первой «советской» работе С. Прокофьева, в новом для композитора жанре киномузыки, есть и яркая иллюстративность, и бытовая жанровость (Романс, Тройка, Свадьба и Похороны), и мелодическая обыденность, и тембровая «банальность» (солирует корнет-а-пистон).

Музыка Й. Гайдна и В.-А. Моцарта составила обязательную часть фестивальной программы — симфонии и концерты венских мастеров в трактовке Маэстро Спивакова всегда стилистически безупречны и отличаются тонкой нюансировкой музыкальных деталей. Гайдновские симфонии «Сюрприз» и «Королева» своими «сюжетными» названиями заставили слушателей сосредоточиться на умиротворяющей классике.

На закрытии фестиваля звучала музыка ХХ века — «Праздничная увертюра» Д. Шостаковича и концерт для трубы ещё одного юбиляра года — Александры Пахмутовой. Симфоническая сюита Жака Ибера «Париж» и «Джаз-сюита» Д. Д. Шостаковича «зажгли» зал танцевальными джазовыми ритмами и ретро-темами. Так Маэстро Спиваков продемонстрировал вектор фестивальной афиши: от юбилея П. И. Чайковского к юбилею Д. Д. Шостаковича (2016 год).

Новые имена и добрые традиции

Во-вторых, Владимир Спиваков остаётся верным традиции открывать для пермского слушателя новые исполнительские имена. Это — и демонстрация творческого потенциала коллектива под лозунгом «НФОР — оркестр солистов». Андрей Михайловский, кларнет, и Станислав Давыдов, валторна, покорили слушателей виртуозным владением инструментами и тонкой музыкальностью. Это — и приглашение к сотрудничеству талантливых молодых музыкантов, входящих, по результатам рейтингов, в топ ведущих исполнителей нового поколения - Кирилл Солдатов, труба, Артур Назиуллин, кларнет, Даниил Харитонов, фортепиано.

В-третьих, Владимир Теодорович всегда при формировании программы учитывает пожелания директора краевой филармонии Галины Кокоулиной, которые делают фестиваль ещё более открытым.

Это касается и возможности увидеть концерт «со сцены», и фестивальная атмосфера в целом. Это — нечто, что возникает за несколько дней до концертного марафона и наполняет пространство не только звуками, но и эмоциями. Это — ожидаемые и неожиданные реакции зала: оглушающая тишина пауз и феерические овации, это — автографы на книгах, дисках и программках, и море цветов. Это — обсуждения в антракте: как Маэстро «визуально» контактирует с музыкантами, как внимательно он благодарит после исполнения концертмейстеров каждой группы, как уважительно относится к молодым солистам. Как всегда, отдельный «номер» программы — артист Владимир Спиваков. А счастливчики, слушавшие концерты фестиваля со сцены (Маэстро верен принципу — «всех пускать!»), наблюдали за мимикой музыканта, что другой части публики доступно только в телевизионном формате.

Организовывая фестиваль, филармония адресовала его, прежде всего, молодёжной аудитории. В этом году на закрытие фестиваля были приглашены юные дарования Прикамья. А поскольку в зале был переаншлаг, дети сидели прямо на сцене и видели в непосредственной близи, как работают музыканты оркестра.

Безусловно, сохранены филармонией и традиции выездных фестивальных концертов в города края (на этот раз Маэстро снова выбрал Краснокамск). В первые годы существования фестиваль побывал в Березниках и Соликамске. Но Краснокамск — особый город. Благодаря детской школе искусств и детской музыкальной школе, в этом городе сложилась удивительно музыкальная атмосфера. Также в один из фестивалей музыканты НФОР дали два мастер-класса для учащихся Хоровой капеллы мальчиков и студентов Института искусств и культуры, побывали с концертами в Кишерти, Березовке, Суксуне.

Оnline-трансляция и фирменные бисы

В-четвертых — online-трансляция открытия фестиваля из Большого зала в Органный, которая состоялась в рамках запущенного в прошлом году под патронажем Министерства культуры РФ проекта «Всероссийский виртуальный зал». Что позволило увеличить тысячную аудиторию слушателей, попавших на концерт, еще на целый зал. В пилотный проект вошли лишь 11 ведущих филармоний страны. И Пермская филармония в их числе.

Наконец — финальный «десерт». Спиваков — мастер всевозможных музыкальных «вкусностей». Филигранная отделка каждого произведения из разножанровой и разностилевой программы — фирменный знак Маэстро. А уж бисы, которые выбирает Спиваков, никогда не повторяются, всегда не случайны, и вызывают неистовый восторг публики. Полька И. Штрауса «Гром и молния» (с репликой дирижёра — «в Перми») — отклик на неожиданные погодные катаклизмы, Менуэт Л. Боккерини — эпилог галантной классицистической программы из произведений Гайдна и Моцарта, еще одна полька И. Штрауса «Почтовый экспресс» — впечатления о 20-часовом железнодорожном трансфере Омск — Пермь.

Спиваков и его оркестр — безоговорочный «рецепт» хорошего настроения и жизненного тонуса. Он воодушевляет всех! Вот и губернатор края Виктор Басаргин, побывал на закрытии фестиваля и от лица всех пермяков поблагодарил Маэстро.

Галина Кокоулина, директор Пермской краевой филармонии:

— Творческие связи с Маэстро навсегда вписаны отдельной страницей в историю Пермского края и филармонии. Тесные отношения завязались в ноябре 2008 года, когда Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Спивакова стал одним из участников грандиозного фестиваля оркестров «Симфонический Олимп». А в ноябре 2009 года в Большом концертном зале филармонии с огромным успехом прошел концерт Национального филармонического оркестра России под руководством Маэстро. Переполненный зал, восторженный прием публики, добрые отзывы прессы…

Поэтому стоит ли удивляться, что выбирая российский город для своего авторского фестиваля, выдающийся музыкант сказал: «Пермь!..». И столица западного Урала действительно стала вторым домом для Маэстро Спивакова и его уникального музыкального форума, который в этом году состоялся в шестой раз.

Пять незабываемых концертов, пять незабываемых вечеров с Маэстро и его удивительным оркестром, пять эксклюзивных, ярких, запоминающихся программ, насыщенных шедеврами мировой музыки — такой протяженный музыкальный марафон с участием Маэстро на сегодняшний день есть только у жителей Перми и края, благодаря творческому сотрудничеству филармонии и великого музыканта.

Источник — пресс-служба Пермской краевой филармонии

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться