Афиша. Пермь. Избранное
Куда пойти с 20 по 27 марта
Центральные события ближайших дней сосредоточены в рамках нового фестиваля, который проводит Пермская государственная академия искусства и культуры (ПГАИК). Здесь и выставки, и музыка, и кино, и литература, и всё посвящёно северным странам Европы.
Завершает предстоящую неделю ещё одно эпохальное событие — премьера «Князя Игоря» в театре оперы и балета, а в Пермской галерее проходит прекрасная выставка, посвящённая искусству семьи камнерезов.
«Северный фестиваль Nord Fest»
Фестиваль, посвящённый 10-летию образования Пермского края, 90-летию Коми-Пермяцкого автономного округа и 40-летию Пермской государственной академии искусства и культуры, пройдёт в Перми с 20 марта по 20 апреля.
Инициатором его проведения стала Пермская государственная академия искусства и культуры. Организаторы считают, что фестиваль является наиболее продуктивной формой культурного диалога финно-угорских, скандинавских и русских этносов. Его формат позволит организовать многожанровое творческое общение. Это будет мультикультурное событие, связывающее изобразительное искусство, кино, литературу и музыку.
Кроме того, планируется, что фестиваль станет площадкой продвижения и позиционирования основных культурных и туристских брендов Пермского края и стран Северной Европы.
Выставка норвежского художника-иллюстратора Теодора Киттельсена
«Путешествие в Страну троллей»
Имя Теодора Киттельсена у норвежцев — и у поклонников норвежской культуры за рубежом — ассоциируется с волшебным миром народной культуры, миром суровой и таинственной природы Норвегии. Теодор Северин Киттельсен (1857—1914) обладал уникальным даром: всматриваясь в, казалось бы, обыкновенные пейзажи, он мог видеть в них пугающие и завораживающие образы лесных и горных обитателей. В его картинах и рисунках запечатлена не только внешняя красота природы, но и её внутренняя, потаённая жизнь. Он стал создателем самых ярких «портретов» норвежских фольклорных персонажей.
Впервые в Перми организована выставка, посвящённая творчеству Теодора Киттельсена и удивительному миру норвежского фольклора, в котором художник черпал своё вдохновение. Репродукции, вошедшие в состав экспозиции, предоставлены Музеем Киттельсена (Blaafarveværket, Норвегия) и демонстрируют разные грани и направления творчества художника: реалистическая живопись, «портреты» норвежских фольклорных персонажей, иллюстрации к норвежским народным сказкам.
Пермская краевая детская библиотеке им. Л. И. Кузьмина, 20 марта — 5 апреля
Выставка комиксов Туве Янссон (Финляндия)
Пермяки в течение двух недель смогут почитать комикс, созданный по книге «Муми-тролль и комета» её автором — писательницей и художницей Туве Янссон.
Туве Янссон прожила необычную жизнь и остаётся одним из самых любимых художников и писателей Финляндии и всего мира. Муми-тролли, пользующиеся огромной популярностью, хоть называются троллями, но отличаются удивительно человеческими чертами. Слабости и философские рассуждения этих странных существ любят и дети, и взрослые.
В пространстве музея пермяки смогут увидеть комикс по мотивам книги «Муми-тролль и комета». Впервые эти персонажи появились в романах, потом в комиксах, позднее и в мультфильмах. Книга «Муми-тролль и комета» в большинстве стран, в том числе и в России, была первой из опубликованных книг Туве Янссон. Комикс «Муми-тролль и комета» дает представление о лихих приключениях, комических проделках, философской проницательности и пленительных персонажах многих книг Янссон.
Большую часть 1950-х годов писательница зарабатывала себе на жизнь и на занятие живописью — текстами и иллюстрациями муми-комиксов для английской газеты Evening News. Их читали 20 млн человек ежедневно более чем в 40 странах на протяжении 20 лет. Производство муми-комиксов было поставлено на поток, что со временем начало утомлять Янссон. Поэтому она попросила о помощи брата, который начал рисовать муми-троллей вместо Туве. Последний комикс о сказочных существах из Муми-дола вышел в 1975 году.
В 2014 году исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитой финской писательницы и художницы. Эта выставка комиксов приурочена к юбилею.
Второй частью проекта станет серия «Такса Аня в Финляндии», созданная специально для Музея советского наива. Это увлекательная история для детей и взрослых, которая познакомит посетителей выставки с культурой и менталитетом северной страны. Такса Аня храбро идёт на контакт с традициями и обычаями финнов, не боится произносить сложные финские слова и нащупывает стилистическое родство с Муми-троллями.
Специально для выставки в Пермь приезжает Катя Балакина, создательница таксы Ани, чтобы рассказать новую историю полюбившегося пермякам персонажа.
Музей советского наива, 21 марта — 4 апреля
Вернисаж начнётся с музыкальной сказки «Приключения в Муми-долине», которую представят студенты Пермской академии искусства и культуры.
Музей советского наива, 21 марта, 14:00
Музыкально-поэтический вечер «Пер Гюнт» по произведениям Эдварда Грига и Генрика Ибсена. Режиссёр — доцент ПГАИК Ирина Максимова, исполнители: лауреат Всероссийских и международного конкурсов, артист театра «Новая драма» Сергей Толстиков, доцент ПГАИК Елена Кузнецова (фортепиано), лауреат международных конкурсов, доцент ПГАИК Елена Зенкова (фортепиано), солистка Театра оперы и балета им. П.И. Чайковского Айсулу Хасанова (сопрано), Елизавета Гладких (скрипка)/
Пермская государственная академия искусства и культуры, 26 марта, 14:00
Блок «Кино» «Северного фестиваля» откроет программа короткометражных фильмов Международного кинофестиваля в Тромсё Film from the North: Into the Wild (16+). Живописные картины о природе Северной Норвегии и истории о жизни людей в арктической тундре представит атташе по культуре Посольства Норвегии в России Кристиан Бойсен на открытии программы 24 марта.
«Кочевать»
Режиссёры Кен Аре Бонго и Елли Марья Ейра. Норвегия, 2013. Продолжительность 6 мин.
Невероятная история о саамской семье. Мы отправляемся в тундру Северной Норвегии на выгон оленей. И музыка, и видеоряд точно передают суть этого уникального образа жизни в самое холодное время года. Здесь древние обычаи переходят от отца к сыну, а саамская певица Elle Márjá Eira раскрывается через свой личный йойк, который исполняет ее отец.
«Божественная Мэгон»
Режиссёр Марья Бол Нанго. Норвегия, 2014. Продолжительность 19 мин.
Пятнадцатилетняя Мэгон и её лучшая подруга Анне живут в маленькой деревушке в арктической тундре. В разгаре лето и бессонные ночи. Более опытная Анне призывает наивную Мэгон расстаться с девственностью. Мэгон чувствует давление подруги, но у неё есть свой план, который влечет их в судьбоносное приключение.
«Амазонки»
Режиссёр Марианне Ульриксен. Норвегия, 2014. Продолжительность 12 мин.
Отец забыл забрать свою двенадцатилетнюю дочь Аду из аэропорта. Соседи приглашают е` подождать отца. Здесь происходит е` встреча с ровесницей Джулией, которой не нравится идея времяпрепровождения с Адой. Две девочки меряются силами на фоне природы Северной Норвегии. Свободные от взглядов взрослых, они готовы открыться и понять друг друга.
«Срыв»
Режиссёр Андреас Таулов. Норвегия, 2014. Продолжительность 15 мин.
Высокогорная местность в Северной Норвегии. Альпинистская экспедиция Рагнара и Агнес приобретает смертельно опасный поворот, когда Агнес узнаёт шокирующую правду о своем избраннике.
«Зима»
Режиссёр Кристина Пиччи. Россия, 2013, Продолжительность 12 мин.
Путешествие через Сибирь и север России, через чувства и мысли людей, которым приходится справляться с одним из самых суровых климатов на планете. Место, где цивилизация сражается и сосуществует с природой и её нерушимыми правилами и обрядами. Размышление о судьбе, выживании и незыблемом круге жизни.
«На границе»
Режиссёр Александр Олай Корнес. Норвегия, 2014. Продолжительность 15 мин.
1985 год. На реке, разделяющей СССР и Норвегию, Бьорнар пытается поймать огромного лосося. То, что начиналось как приключенческая история о рыбалке, превращается в картину «холодной войны», совершенно невероятную, чтобы быть правдой, но достаточно правдивую для мира персонажей фильма.
Киноцентр «Премьер», 24-26 марта, 19:00
В середине апреля состоится ретроспектива фильмов коми-пермяцкого режиссёра, лауреата государственной премии РФ Анатолия Балуева. Зрители смогут познакомиться с самыми значимыми этапами в творчестве документалиста 13 и 14 апреля. «Премьер» представит первую и последнюю работы документалиста — фильмы «О, велосипед!» (1976) и «Звёздная пыль» (2012), а также снятый в коми-пермяцкой деревне фильм «Мам», который посвящён матери режиссёра и любви к малой родине.
«О, велосипед!» (6+)
Эссе об истории и различных способах применения любимой всеми с детства нехитрой машины. В своё время фильм многократно гоняли по центральному телевидению. Он и сейчас смотрится не без интереса — велосипед всё тот же, никто ничего принципиально нового не придумал («Не изобретайте велосипед!»).
«Звёздная пыль» (12+)
В этом поэтическом фильме два героя: двадцатилетняя балерина Ольга Третьякова и сорокалетний глухонемой мужчина Александр Хомяков. Ольга — солистка Екатеринбургского театра оперы и балета, Александр — деревенский житель. Их, казалось бы, ничто не связывает… Кроме одного обстоятельства, которое формулирует один из персонажей фильма, доморощенный сельский философ Макаров: «Это небо. Оно у нас одно на всех».
Киноцентр «Премьер», 13 апреля, 19:00
«Мам» (6+)
В коми-пермяцком языке слово «мам» обозначает и «мама», и «мать». В контексте фильма это название приобретает ещё один смысл: «Родина». В ряду фильмов, снятых Анатолием Балуевым на своей коми-пермяцкой родине, этот фильм занимает особое место как своим двухчасовым объёмом, так и массой ассоциативных связей. Но при большом желании сложную композицию картины можно пересказать одной дежурной фразой: «Фильм о сегодняшнем дне одного из малых российских народов».
Киноцентр «Премьер», 14 апреля, 19:00
Завершит кинопрограмму «Северного фестиваля Nord Fest» коллекция фильмов, предоставленных Посольством Финляндии в России. На открытии программы 15 апреля состоится встреча с атташе по культуре Посольства Финляндии в России Хеленой Ауто-Мелони.
«Братья»
Режиссёр Мика Каурисмяки, Финляндия, 2011
Фильм «Братья» — рассказ о семейной встрече на празднике по случаю юбилея главы семьи. После того, как он отсутствовал на протяжении 25 лет, Ивар возвращается в свою семью на 70-летие своего отца Пааво, решив тем самым изгнать старых демонов. Здесь он встречает двух своих сводных братьев — Митю, зеркальное отражение их распутного отца, и тихого, вечно обиженного мужчину-ребёнка Торсти.
Киноцентр «Премьер», 15 апреля, 19:00
«Лапландская Одиссея»
Режиссёр Доме Карукоски, Финляндия, Исландия, Швеция, 2010
Янне — человек из Лапландии, живущий на пособие. Его подружка Инари устала от непрактичности этого человека. Он даже не смог купить дигибокс, на который Инари дала деньги. И она ему поставила ультиматум: либо он к утру приносит домой этот дигибокс, либо она от него уходит. Так Янне со своими друзьями отправляется на поиски дигибокса. В пути они сталкиваются с неразрешимыми проблемами, препятствиями и искушениями. Одна из этих проблем — русские туристы.
Киноцентр «Премьер», 16 апреля, 19:00
«Красная черта»
Режиссёр Матти Кассила, Финляндия, 1959
Великое Княжество Финляндское, 1906 год. Живущий в глуши бедный фермер изо всех сил пытается заработать на жизнь для своей жены и детей. Прослышав о новом законе, дающем равные избирательные права для всех граждан, богатых и бедных, мужчин и женщин, он активно включается в политику. Однако после выборов всё становится ещё хуже. Герой начинает обвинять себя, полагая, что это — наказание Божье…
Киноцентр «Премьер», 17 апреля, 19:00
«Ошибка комиссара Палму»
Режиссёр Матти Кассила, Финляндия, 1960
Хельсинки, 1930-е годы. Экстравагантный денди после странной вечеринки найден мёртвым в своей ванной. Убийство или несчастный случай? Знаменитый сыщик Палму не спеша начинает расследование. В поле его подозрений — декадентские круги крупной буржуазии...
Киноцентр «Премьер», 18 апреля, 19:00
«Блеск и нищета человеческого бытия»
Режиссёр Матти Кассила, Финляндия, 1988
Двое юных влюблённых, Анна и Мартти, расстаются. Проходит 50 лет — и они встречаются вновь. Анна — вдова, Мартти — женат, у него пятеро детей. Однако в этот раз они не намерены расставаться…
Киноцентр «Премьер», 19 апреля, 19:00
Передвижная выставка Iceberg(s)/«Айсберг(и)»
Сегодня все знают о существовании айсбергов, но мало кто встречал их воочию. «Художник по имени Холод» Галя Моррелл преодолела сотни километров северной Атлантики и Гренландии на собачьей упряжке, открытой лодке, пешком и на лыжах, сфотографировала тысячи видов неодушевлённой природы:
— Айсберги напоминают: «Ты слаб — маленький, голый человек. Лиши тебя кокона, в которым ты привык жить, и у тебя не останется ничего, кроме твоего тела и базовых инстинктов, благодаря которым ты можешь принять жизнь такой, какая она есть и адаптироваться. Или не принять и — умереть.
Айсберги кажутся безжизненными сооружениями, но каждый из них — это густонаселённый небоскрёб, обитатели которого в нём рождаются, вырастают, влюбляются, производят себе подобных, старятся и умирают. В каждом плавучем доме живут миллионы живых существ — от железной бактерии и снежной хламидомонады до белых медведей и нерп. С верхних этажей айсбергов, «пентхаусов», люди, полярные экимосы, следят за ходом морских зверей, ориентируются в хаосе вечно движущегося льда, определяют сезоны и годы.
Чем дольше и дальше я путешествовала в стране айсбергов, тем больше я думала о нашем сходстве с ними. Молодые, жизнерадостные, дряхлые, элегантные, распутные, пафосные, кичливые, белые, голубые, красные, чёрные, оранжевые, — и у каждого своя история.
Архитектор Природа создала айсберги как гигантские зеркала, в которых мы можем увидеть собственное отражение. А увидев, может быть, станем по-другому думать и однажды — жить по-другому?
Календарный план «Северного фестиваля»
20/03-05/04 | Выставка художника-иллюстратора Теодора Киттельсена (Норвегия) | Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина |
---|---|---|
21/03-05/04 | Выставка комиксов Туве Янссон (Финляндия) и Кати Балакиной | Музей советского наива |
21,26,28/03 14.00 | Музыкальная сказка «Приключения в Мумидолине» | Пермская государственная академия искусства и культуры. Музей советского наива |
24/03 15.00 | Встреча с автором книги «Сказки Норвегии» Еленой Рачинской. Викторина по сказкам | Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина |
24-26/03 19.00 | Показ программы короткометражных фильмов Film from the North: Into the Wild (МКФ в Тромсё, Норвегия) | Киноцентр «Премьер» |
25/03 12.00 | Открытие выставки современной норвежской литературы | Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. A.M. Горького |
25/03 14.00 | Музыкально-поэтический вечер по произведениям Эдварда Грига и Генрика Ибсена «Пер Гюнт» | Пермская государственная академия искусства и культуры |
26/03 19.00 | Открытие Международной передвижной выставки ICEBERG(s). Встреча с автором ColdArtist Galya Morrell (Дания—Россия) | Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. A.M. Горького |
27/03 10.00 | Встреча с мультимедийным художником ColdArtist Galya Morrel | Пермская государственная академия искусства и культуры |
27/03 14.00 | Северные сказки и легенды Севера. Встреча с автором ColdArtist Galya Morrell (Дания—Россия) | Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина |
30/03 14.00 | Мастер-классы Хельги Карен (Финляндия) | Пермская государственная академия искусства и культуры |
30/03 19.00 | Вечер современной скандинавской музыки «Музыка северного ветра» (Финляндия—Пермь) | Пермская государственная академия искусства и культуры |
10-20/04 | Выставка «75 книг о Финляндии» | Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. A.M. Горького |
13-14/04 19.00 | Ретроспектива коми-пермяцкого режиссёра-документалиста, лауреата Государственной премии РФ Анатолия Балуева | Киноцентр «Премьер» |
15-19/04 19.00 | Показ коллекции фильмов посольства Финляндии | Киноцентр «Премьер» |
15/04 19.00 | Вечер современного этнографического и фольклорного искусства «Чуды» | Пермская государственная академия искусства и культуры |
15-16/04 14.00 | Мастер-классы фотографа Стефана Бремера (Финляндия) | Пермская государственная академия искусства и культуры |
На сцене Пермского театра оперы и балета — премьера оперы «Князь Игорь» (12+) Александра Бородина. Спектакль, по идее постановщиков, максимально приблизит зрителей к эстетике оперного театра конца XIX века, не делая при этом прямых повторов.
Опера «Князь Игорь»
«Князь Игорь» Александра Бородина — один из столпов русской оперной классики. Сюжет основывается на сюжете памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и повествует о неудачном походе князя Игоря Святославовича против половцев. «Князя Игоря» Александр Бородин сочинял 18 лет: к музыкальному творчеству он обращался в свободное от основных занятий время, большую часть времени отнимали преподавание химии и научные исследования. Завершить оперу Бородин не успел — за него произведение в 1890 году дописывали Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.
В этом сочинении композиторам удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают музыке ориентальные мотивы, рисующие картины половецкого стана. Первая постановка состоялась в Мариинском театре в 1890 году.
Концепция автора нынешней пермской постановки Сигрид T'Хуфт, музыковеда и историка, идёт по следам той самой первой премьеры оперы. Режиссёр ставит задачу максимально приблизиться к идеям Бородина, насколько это возможно. Это отражается в реконструкции порядка сцен (от большинства тех, что сочинил Глазунов, решено отказаться).
Открыть заново эстетику театра XIX века взялся художник Штефан Дитрих — превосходный стилист, вдумчиво работающий с визуальными документами разных эпох. Концепция сценического дизайна пермского «Князя Игоря» привязана к описаниям из оригинального либретто. Однако это не реконструкция: художник играет с элементами истории театра — с системами кулис и с нарисованными декорациями, рампой на сцене и деревянным полом. Выглядящий грубым, но при этом гладкий и ровный деревянный пол — важная составляющая атмосферы театра XIX века.
Главные партии в спектакле исполняют и уже признанные, и начинающие певцы: солист Пермского оперного Александр Погудин и солист Мариинки Сергей Мурзаев воплотят на сцене образ князя Игоря, княжну Ярославну споют пермские сопрано Надежда Бабинцева и Лариса Келль. Лирическую влюблённую пару — молодого княжича Владимира Игоревича и ханскую дочку Кончаковну сыграют Валерия Пфистер (театр «Новая опера») и Борис Рудак, а также Артём Голубев и Наталия Ляскова.
Музыкальный руководитель постановки и дирижёр — Валерий Платонов.
Пермский театр оперы и балета, 27, 28, 29, 31 марта, 19:00
В Пермской галерее открылась выставка «Камнерезы Овчинниковы — уральская династия» (12+).
Скульптора-камнереза Анатолия Моисеевича Овчинникова, живущего в селе Красный Ясыл Ординского района, знает весь мир. Овчинников определил «лицо» пермского камнерезного промысла, он на протяжении десятилетий создавал и продолжает создавать каноны пластической анималистики, он — автор целого направления в декоративно-прикладном искусстве и основатель процветающей художнической династии.
На выставке, открывшейся в галерее, представлено три поколения мастеров: патриарх Анатолий Моисеевич и его бывшая супруга Фаина Павловна; дети Татьяна и Роман; внук Дмитрий. Работы этих художников, особенно Овчинникова-старшего, демонстрируются часто и обильно. Достаточно вспомнить большую выставку «Сотворение камня» в той же галерее или «Селенитовую комнату», открывшуюся недавно на пешеходной ул. Пермской. Но нынешняя работа куратора Александры Пестовой, заведующей в галерее отделом декоративно-прикладного искусства, принципиально отличается от подобных: здесь не просто показаны произведения мелкой пластики — раскрывается внутренний мир художника, его производственная «кухня».
Первый из трёх небольших залов, где расположена экспозиция, называется «Мастерская». Здесь можно увидеть образцы камня, с которым работают прикамские мастера, — ангидрита, талькохлорита, кальцита и, конечно, селенита; инструменты камнереза — чрезвычайно архаичные: вся работа делается вручную, дедовскими методами. Можно проследить процесс рождения скульптуры от выбора камня через различные стадии заготовок и обработки к конечному результату.
Второй, самый большой зал Александра Пестова назвала «Мир природы». Основная тема Овчинниковых, как и большинства прочих мастеров-камнерезов Прикамья — анималистика. Мягкий камень идеально подходит для изображения пушистых зверушек и птиц, юрких рыбок, а Овчинников — гений анималистики. Когда рассматриваешь, как великолепно подобран камень — так, чтобы рыжий ангидрит передавал оттенки меха лисички, серый — волка, серо-жёлтый — рыси; когда дивишься, как живо ложатся каменные пятна и прожилки на рисунок звериной шкуры, поневоле вспоминаешь, как герой сказа Бажова Данила вырезал свой каменный цветок — так, как вёл его рисунок в малахите, как сам камень подсказал.
К пермским камнерезам сказы Бажова отношения не имеют: они написаны про районы нынешней Свердловской области, где резали из других, более твёрдых пород камней. Но принцип верности природе для всех мастеров, видимо, един: режут не как попало, а по тому рисунку, который предлагает камень. Поэтому, наверное, и получаются овчинниковские звери такими живыми и неотразимо обаятельными.
В этих каменных зверях чувствуется животная сила, уверенность в себе, самодостаточность. Несмотря на изящные формы и полнейшее ощущение пушистости, далеко не все они, что называется, «мимими». К этим волкам и этой рыси подходить боязно: чувствуются клыки, а в напряжённой позе — готовность прыгнуть и разорвать. Анатолий Моисеевич — натуралист-любитель, природу знает хорошо и всесторонне, а художник он честный, и его скульптуры при всей декоративности на удивление правдивы.
В экспозиции множество фотографий. Дело в том, что Овчинников-старший ещё и великолепный фотограф, мастерски снимающий окрестности родного села. В его фотографиях — акварельные туманы, сказочные снега и тончайшие портреты птиц и животных: каждый волосок виден. В зале «Мир природы» снегири с фотографий «общаются» с каменными родственниками, а уральское зверьё уютно себя чувствует на фоне родных пейзажей.
Наконец, последний зал — «Семейное древо». Здесь собраны работы младших Овчинниковых, и крайне интересно видеть, какие любопытные результаты даёт сочетание верности заложенным Анатолием Моисеевичем традициям с поисками индивидуальности: в каждой работе чувствуется что-то овчинниковское, а также что-то общее для всех прикамских камнерезов-анималистов, но в то же время видно, что другие люди делали, со своим подходом, со своим характером.
Пермская государственная художественная галерея, до 12 апреля
Ещё одна сугубо пермская выставка — «Медь земли Пермской» (0+). Коллекция руды, меди и оборудования из рудников медистых песчаников, собранные в частной коллекции Сергея Огарышева и музеях Пермского края — Пермском краеведческом, Суксунском и музее села Калинино.
Пермская медь — основа горнозаводской промышленности Урала и зарождения индустриальной металлургии всей России.
Выставка раскрывает не только исторический аспект, но и современный «культурный код» меди. Многие образцы минералов и оборудования будут показаны впервые.
Выставка «Медь земли Пермской» в образной междисциплинарной форме представит медь в ретроспективном и перспективном экскурсе, выводя медь в более широкий, «цивилизационный» контекст:
— медь как один из первых металлов в истории человечества (по материалам археологических и минералогических коллекций),
— медь земли Пермской как основа становления горнозаводской промышленности Урала и зарождения индустриальной металлургии всей России (по материалам исторических коллекций),
— актуальные «штрихи» о меди как химическом элементе с междисциплинарной точки зрения современных естественных, точных и гуманитарных наук (например, «настоящая» голубая кровь у... головоногих моллюсков — кальмаров и осьминогов — благодаря гемоцианину — аналогу гемоглобина, в котором вместо железа переносчиком кислорода является медь),
— культурный код меди и её современное использование: медь в электротехнике, литературе и городском пространстве.
Первый медеплавильный завод на Урале и в России, ознаменовавший начало медеплавильной промышленности России, был основан в 1634 году В.И. Стрешневым. В 1635 году завод был перенесён с Григоровой горы в более удобное место — на земли Пыскорского монастыря в 30 километрах южнее Григоровой горы, на речку Камгортку при впадении её в Каму. Новый «виток» история меди на Пермской земле получила с указами Петра I от 1700 года об учреждении Приказа рудокопных дел, который фактически заложил основу государственной политики в отношении разведки полезных ископаемых. Крупнейшие ныне города Урала — Пермь и Екатеринбург — были основаны в 1723 году как медеплавильные заводы. За почти 200-летний период разработки медистых песчаников на Урале было разведано около 10 000 месторождений с промышленными содержаниями меди.
Музей пермских древностей, до 9 апреля
Ежегодная выставка детского рисунка «Разноцветный мир» открывается в Доме художника. В экспозиции представлены живописные и графические работы художников от 4 до 14 лет — учащихся «Школы рисования»: выполненные с натуры, а также иллюстративные и тематические рисунки. Звонкие, сочные, радостные, иногда лиричные картины маленьких талантов помогут перенестись в мир беззаботного детства, где добро всегда побеждает зло, где сказка соседствует с реальностью, где всегда светит солнце.
Дом художника, 25 марта — 9 апреля
Ещё одна ученическая выставка — в «Пермской арт-резиденции». «Белая выставка» — первая экспозиция учеников школы дизайна «Точка», проходящая за пределами учебного заведения.
Это своего рода белый лист, с которого юные дизайнеры, ученики школы дизайна «Точка», начнут свой творческий путь. Представленные на выставке экспонаты выполнены в разных техниках: мультипликация, ковка, керамика, линогравюра, фотография. Их авторы — ученики 7—11 классов средней школы. На выставке представлены лучшие работы учеников, выполненные в рамках спецкурсов в школе дизайна.
Пермская арт-резиденция, до 5 апреля
Кинопрокат не предлагает ничего сенсационного.
«Поклонник» (16+) — триллер режиссёра Роба Коэна с участием Дженнифер Лопес.
«Поклонник»
«Отношения разведённой женщины и её соседа-подростка заходят слишком далеко…» Так гласит краткая аннотация фильма, но, судя по тому, что это триллер, да ещё и от 16, а не от 18 лет, можно предположить, что эти отношения зашли не только далеко, но и не туда.
«Неуловимые» (16+) — российский триллер, а вовсе не ремейк популярного фильма о героях Гражданской войны.
«Неуловимые»
Ночью в центре Москвы сбита девушка, ей срочно нужна сложнейшая операция. Её подруга Кира находит виновника, наглого и циничного олигарха Сергея Полянского, который отказывается признать свою вину и помочь пострадавшей. Ему плевать, у него все схвачено. В отчаянии Кира обращается за помощью к трём парням, симпатизирующим ей, — быковатому Феде, самоуверенному красавчику Артёму и компьютерному гению Жене. Парни заключают пакт — «поможем девушке, накажем негодяя, а потом решим, кто станет её парнем».
«Призрак» (6+) — российская комедия.
«Призрак»
Ещё вчера Юрий Гордеев — амбициозный авиаконструктор и любимец женщин — был в шаге от своего триумфа. Его самолёт ЮГ-1 должен был стать настоящим прорывом в отечественной авиации. Но сегодня его никто не видит и не слышит, и конкурент по бизнесу беспрепятственно закрывает его компанию. Всё потому, что Юра разбился в автокатастрофе и стал призраком.
Семиклассник Ваня Кузнецов был пустым местом всегда. Жертва гиперопеки матери, объект насмешек одноклассников, он боится даже заговорить с девочкой, в которую давно влюблён. У Юры есть неделя, чтобы закончить дело своей жизни и поднять самолёт в воздух. Ваня — единственный, кто его видит и может ему помочь.
«Барашек Шон» (0+) — мультфильм.
Мирная жизнь маленькой овцефермы оказывается под угрозой, когда в результате очередной проказы неутомимого барашка Шона хозяин фермы попадает в большой город. Вдоволь навеселившись полной свободой и безнаказанностью, Шон и остальное стадо барашков начинают волноваться за фермера и решают отправиться на его спасение. Замаскировавшись под людей, они едут в большой город, где их ждёт самое весёлое и эпическое приключение всей жизни.
«Трейсеры» (12+) — молодёжный боевик.
«Трейсеры»
Историю парня по имени Кэм — велокурьера, находящегося в долгу перед некоей преступной группировкой. В один из дней он сбивает на своём велосипеде сексуальную незнакомку, которая соблазняет его и увлекает в мир паркура.
В кинотеатрах с 26 марта
В Перми единственный раз выступит Евгений Гришковец с моноспектаклем «Шёпот сердца» (16+)
Евгений Гришковец, драматург:
— От предыдущей премьеры, спектакля «Прощание с бумагой», новый спектакль «Шёпот сердца» отделяют три с половиной года. Это было время крайне тщательного и неспешного подбора слов и смыслов. А замысел спектакля мне пришёл больше пяти лет назад. Это, пожалуй, самая странная моя работа, поскольку на сцене будет не какой-то конкретный человек, а тот персонаж, которого я буду исполнять — это будет человеческое сердце, которое задаёт вопросы человеку.
Театр-Театр, 21 марта, 19:00
В рамках абонемента «Встречи с Чайковским», специально созданного в честь юбилея великого композитора, в филармонии состоится концерт «Страстно влюблённый в матушку Русь» (6+), где выступят Оркестр русских народных инструментов Пермской краевой филармонии, ансамбль балалаечников под руководством Алексея Тарана и квартет солистов «Каравай», а также солисты Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Эдуард Морозов (баритон) и Айсулу Хасанова (сопрано).
Органный концертный зал, 21 марта, 18:00
В Органном зале выступит один из самых популярных в последние годы российских исполнителей на фортепиано Евгений Михайлов (Москва) (6+) с программой «Колокола России»».
В программе — произведения Сергея Рахманинов, Александра Скрябина, Модеста Мусоргского.
Органный концертный зал, 23 марта, 19:00
Очередную премьеру подготовил Уральский государственный камерный хор, который выступит с собранием сочинений Дмитрия Бортнянского «Хоровые концерты» (6+).
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) — один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи, снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одарённая, обладавшая редким человеческим обаянием личность. Его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно насчитывает около 200 названий: шесть опер, более 100 хоровых произведений, многочисленные камерно-инструментальные сочинения, романсы. Музыку Бортнянского отличает безупречный художественный вкус, сдержанность, благородство, классическая ясность, высокий профессионализм, выработанный изучением современной европейской музыки. Музыкальный язык Бортнянского национален, в нем явственно ощущается песенно-романсовая основа, интонации украинского городского мелоса.
Органный концертный зал, 25 марта, 19:00
В рамках программы «Музыка для нас» состоится музыкальный вечер солистов пермской оперы «В детской…» из цикла «Антология русской камерной музыки».
В новой программе из авторского проекта Натальи Кирилловой прозвучат сочинения русских композиторов — Петра Ильича Чайковского, Сергея Рахманинова, Модеста Мусоргского, Александра Гречанинова, Николая Черепнина о детях и для детей, а также романсы — сказки и «ожившие» в звуках басни Ивана Крылова и Сергея Михалкова.
В концерте принимают участие солисты театра: Ольга Рапецкая, Наталья Кириллова, Наталья Буклага, Сергей Власов, Константин Погребовский, Эдуард Морозов, Алексей Герасимов, Олег Иванов и Фёдор Дмитриев (флейта).
Ведущая вечера — Наталья Кириллова.
Центральная городская библиотека им. Пушкина, 21 марта, 16:00
Пермское представительство «Альянс Франсез» приглашает на концерт Изабель Важра (Франция) «Barbara et ses ils».
Изабель Важра, талантливая пианистка и исполнительница, много лет выступает на европейских сценах с концертами-посвящениями знаменитым французским шансонье; возвращая слушателям — с неизменным вкусом и тактом — музыку Барбары, культовой французской певицы, ушедшей из жизни в 1997 году.
Название её новой концертной программы навеяно песней Клода Нугаро «Остров Елены», в тексте которой обыгрывается созвучие: «ils»- они (мужчины) и «îles» — острова.
Изабель Важра включила в программу концерта песни Барбары и «её мужчин», известных французских музыкантов, с которыми были связаны жизнь и творчество певицы: Жака Бреля, Ива Дютея, Жоржа Мустаки, Клода Нугаро.
Музыкальная гостиная Пермской филармонии, Сибирская, 11, 22 марта, 18:00
Хор юношей Пермской хоровой капеллы (6+) выступит с концертом популярной музыки «О любви не говори».
Солист — лауреат всероссийских и международных конкурсов Владимир Печёнкин (баритон), концертмейстер — лауреат международных конкурсов Вера Калякина (фортепиано). Руководитель хора — композитор, лауреат премии администрации города Перми в сфере культуры и искусства Дмитрий Батин.
Хор исполнит произведения популярной советской, русской и зарубежной музыки, русские народные песни: «О любви не говори», «У деревни Крюково», «Тополя», тему из фильма «Список Шиндлера», фантазию на темы из фильма «17 мгновений весны», «Подмосковные вечера», «Сердце, тебе не хочется покоя» и многое другое. Обещано много шуток и юмора.
Концертный зал отеля «Урал», 25 марта, 19:00
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.