Ольга Богданова

Ольга Богданова

корреспондент

Импульс творчества от Пастернака

Всеволодо-Вильва возрождает свои традиции

Поделиться
Всеволодо-Вильва

  Наталья Овчинникова

В посёлке Всеволодо-Вильва в Александровском районе завершился фестиваль-резиденция «TerraCotta на Вильве». На протяжении двух недель художники-керамисты, мастера работы с металлом и деревом из разных городов делились опытом и знаниями друг с другом.

В Морозовском парке посёлка в субботу, 19 июля, состоялся праздник, который ежегодно закрывает фестиваль «TerraCotta на Вильве». Гости приезжают сюда не только, чтобы посмотреть на плоды двухнедельного творчества участников резиденции, но и чтобы побывать в Доме-музее Бориса Пастернака и полюбоваться красотой этих мест.

История Всеволодо-Вильвы и Дома-музея Пастернака, который открылся здесь в 2008 году, сегодня напоминает историю появления музея «Пермь-36». Люди, с особым трепетом относящиеся к истории этого места и решившие восстановить её и передать другим поколениям, создали новый памятник культуры и поддерживают его жизнь, собирая информацию о событиях прошлых лет.

Музею Пастернака пока всего лишь шесть лет, но уже очевидно, что благодаря его появлению территория Всеволодо-Вильвы и её окрестностей прочно закрепилась в общей картине Прикамья. Фонд «Юрятин» много лет назад взялся за то, чтобы восстановить в подробностях историю Бориса Пастернака, прожившего во Всеволодо-Вильве шесть месяцев в 1916 году. Факты, которые сегодня уже стали общеизвестными, сотрудникам фонда и Пермского краевого музея пришлось собирать буквально по крупицам.

Новая жизнь

Сейчас экспозиция Дома-музея Пастернака продолжает пополняться, здесь проводят увлекательные экскурсии и принимают гостей из других городов почти каждые выходные. Чтобы укрепить и расширить информационное пространство Всеволодо-Вильвы, в 2009 году здесь началось возрождение местных творческих индустрий, которое затем вылилось в фестиваль-резиденцию «TerraCotta на Вильве». В этом году он проходил уже в четвёртый раз.

Это событие каждый раз как будто проводит промежуточную черту в течении новой жизни посёлка. Здесь встречаются местные жители — хранители истории этих мест, пермяки, взявшиеся за создание во Всеволодо-Вильве особого культурного пространства, и приезжие мастера из разных городов России и зарубежья, которые вдыхают в это пространство новую жизнь.

«TerraCotta на Вильве» задумывалась как проект, который поможет возродить местные керамические традиции. В селе Усть-Игум, расположенном вблизи Всеволодо-Вильвы, находятся залежи красивейшей белой глины. Десятилетиями в этих местах работал кирпичный завод князей Голициных и производил, в том числе, хорошую бытовую керамику. Благодаря фонду «Юрятин» в 2009 году во Всеволодо-Вильве появилась мастерская керамики «Artель». Сегодня она успешно работает, и теперь в посёлке вновь можно приобрести керамику из Усть-Игумской глины.

Пространство творчества

Именно в «Artели» собираются каждый год участники фестиваля-резиденции «TerraCotta на Вильве». На этот раз в работе арт-резиденции участвовало 16 человек из Перми, Всеволодо-Вильвы, Кунгура, Ижевска, Санкт-Петербурга и других городов. Две недели они создавали новые произведения из глины, металла и дерева.

Тема фестиваля в этом году — структура пространства. Мастера создавали свои объекты, смешивая разные материалы и техники, и играя разными геометрическими формами. Так появилась большая скульптура для финального открытого обжига из металлического каркаса и глины, гигантский комар из спилов столетней ели и стволов тонкого сухостоя и скульптура «Про-странство» из металла. Многие объекты мастера создавали в парах, обмениваясь опытом работы с разными материалами.

«Мне очень нравится работать на арт-резиденции во Всеволодо-Вильве. Здесь люди очень мягко относятся друг к другу, поэтому выстраивается интересная рабочая среда, где всё переплетается. Это место, где люди с готовностью обмениваются мыслями и в коллективном сознании рождаются идеи», — говорит Татьяна Каримова, художник по керамике из Санкт-Петербурга.

Организаторы фестиваля надеются, что вслед за керамическим искусством во Всеволодо-Вильве начнёт развиваться и кузнечное дело, и для этого уже есть предпосылки: здесь действует проект «Кузнечный цех на Вильве: от монопромышленного посёлка к месту творческих индустрий». Именно мастер-класс по кузнечному искусству вызвал наибольший интерес у гостей праздника — вокруг обаятельной Ольги Стенно, пермской художницы по металлу, от самого начала мероприятия до его окончания не размыкалось кольцо любопытствующих и желающих попробовать выковать что-нибудь своими руками.

Зрители разошлись от наковальни, только когда начался финальный открытый обжиг больших глиняных скульптур. Для него было заготовлено два объекта, но до полуночи, пока не разъехались гости, успели обжечь лишь один. Организаторы называют это действо «огненная феерия». От него сложно оторвать взгляд — огонь печи, на которой стоит большая скульптура, прорывается сквозь неё яркими языками пламени и постепенно окрашивает глину в дымчатый серый цвет.

Объекты, обожжённые таким способом, очень хрупки. Сейчас они хранятся в мастерской «Artель», но в будущем им, вероятно, потребуется особое отдельное помещение, ведь скульптур становится всё больше — «огненная феерия» стала традицией фестиваля и проводится каждый год. Организаторы арт-резиденции рассматривают возможность привезти объекты, созданные во время фестиваля TerraCotta, в Пермь и провести специальную выставку.

Второе рождение

На праздник во Всеволодо-Вильву 19 июля приехали гости из окрестных городов и Перми. Небольшой Морозовский парк, где проходило всё действо, едва вмещал всех собравшихся. Гости праздника по давней традиции вставали между лиственницами в парке и загадывали желание. Четыре вековых дерева растут здесь, образуя небольшой квадрат. Место это, что называется, намоленное — много лет сюда приходят люди, чтобы попросить поддержки у высших сил.

Обязательный пункт программы гостей, приезжающих на фестиваль «TerraCotta» — посещение Дома-музея Пастернака, который в этот день работает до позднего вечера. Напротив дома, как и во времена, когда здесь жил Борис Пастернак, растёт кедр. Сегодня он уже намного метров возвышается над домом. Приезжие непременно фотографируются рядом с ним и обыскивают территорию в поисках кедровых шишек. Но все они заботливо собраны сотрудниками музея.

На веранде дома Пастернака стоит металлический стул с изогнутыми ножками. Помещён он таким образом, чтоб севший на него оказывался точно в таком положении, в каком был запечатлён много лет назад Борис Пастернак на одной из самых известных фотографий, сделанных во Всеволодо-Вильве. Такое фото на память обязательно увозят с собой гости.

Дом, в котором расположен музей, — новодел, он был практически полностью разрушен и восстановлен заново. Те, кто сегодня заботится о доме, его прошлом и будущем говорят, чудо «второго рождения» происходит здесь со многими — как это случилось когда-то и с Борисом Пастернаком. Музей стал культурным центром Всеволодо-Вильвы и вновь оживил эти красивейшие места.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться