Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Дягилев нашего времени

Премия имени Дягилева присуждена Жерару Мортье — за достижения всей жизни

Поделиться
Дмитрий Черняков

Дмитрий Черняков
  Эдвард Тихонов

По традиции, во второй вечер Дягилевского фестиваля состоялась церемония вручения премии имени Дягилева, которая присуждается продюсерам революционных постановок в музыкальном театре. Главный критерий отбора номинантов премии — соответствие постановок духу и принципам работы Сергея Дягилева. На соискание премии выдвигаются новые произведения, создание по специальному заказу продюсера, а также постановки известных произведений в новой сценической интерпретации, новаторски сочетающей разные виды исполнительского искусства.

Напомним, в жюри премии вошли:

Марина Абрамович, художник;

Джон Берри, художественный руководитель Английской национальной оперы;

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета;

Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края;

Ханс Ульрих Обрист, директор международных проектов галереи «Серпентайн», куратор, критик и историк искусства;

Алексей Парин, оперный критик;

Николас Пейн, председатель ассоциации оперных театров Opera Europa;

Алекс Путс, директор Международного фестиваля в Манчестере;

Дмитрий Черняков, театральный режиссёр;

Анатолий Васильев, театральный режиссёр.

Церемония оказалась большим сюрпризом для зрителей, а результаты работы жюри — одновременно неожиданными и ожидаемыми.

Председателем жюри на протяжении двух последних лет был Жерар Мортье, до недавнего времени — интендант Королевского театра Мадрида. Трагически ушедший из жизни в начале весны легендарный деятель музыкального театра в 2012-2013 годах лично вручал эту престижную награду, для чего дважды приезжал в Пермь. Неудивительно, что вечер превратился в небольшой музыкальный мемориал.

Дягилевская премия

  Эдвард Тихонов

Торжественная и немного траурная атмосфера была заявлена с самого начала, когда без всяких объявлений, пока зрители в зале ещё рассаживались по местам, со сцены хор MusicAeterna запел один из антемов Пёрселла, включённых Теодором Курентзисом в постановку оперы «Королева индейцев». В новом, сочинённом режиссёром Питером Селларсом сюжете оперы, эти хоралы иллюстрируют трагическую судьбу индейцев, порабощённых конкистадорами, и звучат очень проникновенно.

Затем, как положено, зрителям напомнили, кто в этом году номинируется на Дягилевскую премию. Это Джон Берри (опера «Воццек», Английская национальная опера), Юрген Флимм (опера «Царская невеста», Берлинская опера), Ева Вагнер-Паскье и Катарина Вагнер (опера «Валькирия», Байройтский фестивальный театр) и Жерар Мортье — как раз за оперу «Королева индейцев», поставленную Пермским театром оперы и балета совместно с Королевским театром Мадрида.

Все номинанты были представлены видеофрагментами из постановок. Отличие «Королевы индейцев» от трёх конкурентов сразу бросалось в глаза. Современная опера пытается говорить о современности буквально — физически переносить действие в наши дни или недавнее прошлое. Например, постановка «Валькирии», сделанная по заказу прямых потомков Рихарда Вагнера для Байройтского фестиваля, который полностью посвящён творчеству этого композитора, переносит действие в Советскую Россию с красными звёздами, кинокадрами выступлений Ленина и лозунгами на русском языке. В этом контексте «Королева индейцев», где современные проблемы талантливо маскируются историей Конкисты и декорируются фольклорными мотивами, смотрелась как-то по-особенному, выглядела более философичной, неприземлённой, уводящей в сторону вечных, несиюминутных ценностей.

Никто не удивился бы, если бы именно «Королеве индейцев» досталась престижная премия. Однако Дмитрий Черняков, который специально прилетел в Пермь на один вечер, сообщил со сцены, что жюри единодушно отказалось в этом году от голосования: премия присуждена посмертно Жерару Мортье — и не за конкретную постановку, а за достижения всей жизни. Денежный фонд премии будет направлен на издание русского перевода книги Жерара Мортье «Драматургия одной страсти».

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета и Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис со сцены рассказал о Мортье и о том покровительстве, которое легендарный оперный интендант оказывал Пермскому театру оперы и балету и его начинаниям. По словам Курентзиса, в их последнем телефонном разговоре, когда ещё была надежда на выздоровление Мортье, продюсер сказал, что «если всё будет хорошо», он приедет в Пермь на целый год, потому что у него есть отличные идеи для воплощения на пермской сцене. Говорил Курентзис и о том, что именно Мортье научил оперу говорить о современности, что он взорвал оперный мир, в котором «тучные примадонны пели о тучных страстях».

Теодор Курентзис, художественный руководитель Дягилевского фестиваля и Пермского театра оперы и балета:

— Дягилев был для Мортье абсолютным героем, и во многом их жизни и судьбы были похожи. Либерализм — главное, что их объединяло. Мортье создал пространство с особенными климатическими условиями, «не для всех». Но сегодня такой климат — единственные условия, где мир искусства может жить и дышать, созидая духовные ценности.

В финале вечера на сцену снова вышел хор MusicАеterna с небольшим современным реквиемом, а потом легендарный балетный дуэт Ксения Барбашёва и Александр Таранов исполнили «Ноктюрн» Леонида Десятникова в постановке Алексея Мирошниченко. И не под фонограмму, а с живой Полиной Осетинской за роялем.

Это ещё не финал истории Дягилевской премии на фестивале 2014 года. Как и было обещано, зрители фестиваля увидят спектакль-лауреат прошлого года — оперу-балет Алана Плателя C(h)oers, продюсером которой был Жерар Мортье. Несмотря на множество организационных и финансовых трудностей, дирекции фестиваля удалось привезти в Пермь этот нашумевший спектакль. Он будет показан 26 и 27 июня.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться