Юлия Сырова

Юлия Сырова

журналист

«Я его не вызывал, а он приехал!»

Управление ФАС по Пермскому краю начинает борьбу с «расторопными» аварийными комиссарами

Поделиться
Антон Удальёв

Антон Удальёв
  Константин Долгановский

Управление ФАС по Пермскому краю установило признаки сговора между неизвестными аварийными комиссарами и сотрудниками городского ГУ МВД. Согласно тексту заявления, которое поступило в антимонопольную службу, один из жителей Перми попал в ДТП, о чём и сообщил в полицию. Спустя некоторое время участнику ДТП позвонил аварийный комиссар и предложил свои услуги. Как считают в ФАС, и аварийные комиссары, и полицейские, ведут себя неправомерно. Как решить эту проблему — в интервью с и. о. руководителя Управления ФАС по Пермскому краю Антоном Удальёвым.

— Антон Вадимович, как ваше ведомство планирует бороться с сотрудниками полиции, которые вступают в сговор с аварийными комиссарами?

— Во-первых, дело против ГУ МВД России по Перми мы пока не возбудили, так как мы не можем установить конкретного аварийного комиссара, который предлагал свои услуги. Во-вторых, — и мы сами удивились — полиция сама предоставила документ, в котором сказано, что факт сговора был, информацию о ДТП аварийным комиссарам передавали конкретные сотрудники. Мы же, как только узнаем имя комиссара, возбудим дело по факту сговора против всей структуры МВД, а не против комиссара.

Проблема в другом. Из-за конкретных сотрудников обвиняется всё Управление МВД по Перми. Не руководитель же подписывал соглашение о сотрудничестве с аварийными комиссарами! Информацию передал отдельно взятый сотрудник. А когда происходит ДТП, аварийный комиссар воспринимается гражданами как представитель МВД.

Но раз есть заявление от гражданина, мы должны реагировать и сообщить, что признаки нарушения есть.

— Усматривается ли здесь коррупция? Ведь диспетчеры наверняка передают информацию комиссарам по какой-то «договорённости».

— Выявить коррупцию уже не наша задача. Какие факторы могут побудить сотрудника полиции передавать информацию?

— Знакомство, услуга, деньги.

— Правильно, каждый что-то получает. Комиссар получает деньги от участников ДТП, сотрудник ГИБДД, может быть, что-то другое. Может же он из благородных побуждений передавать информацию, чтобы участники ДТП не ждали его несколько часов? Может. Возможно, он передаёт информацию, чтобы сэкономить своё время, раз сам приехать не может или не хочет.

— Вы сами сталкивались с навязыванием услуг аварийных комиссаров?

— Да, я сам попадал в ДТП — залетел колесом в люк. Позвонил, как полагается, в ГИБДД. Тут же приезжает аварийный комиссар и предлагает оформить аварию. Я был крайне удивлён его оперативностью. Я говорю ему: «Что тут оформлять? Я же один, второй стороны нет». Сюда должен приехать сотрудник ГИБДД, а не комиссар. «Не переживай», — сказал мне комиссар. Ну якобы договорённости с инспекцией у него есть. Я отказался от его услуг. Правда, инспектора ждал в общей сложности около четырёх часов.

Проблема ещё и в том, что сотрудники полиции передают информацию конкретному комиссару, а остальные — в неведении. Я его не вызывал, а он приехал! А это уже означает, что сотрудник ГИБДД в ближайшее время здесь не появится. Потому что когда передаётся такая информация, идёт расчёт на то, что люди согласятся на услуги комиссаров. Это плохо и для полиции, и для всего рынка этих услуг. Услуги аварийного комиссара стоят от 600 руб. до 1000 руб. Многие же устают ждать и соглашаются оплатить его работы. Это ещё и навязывание.

— Вы обвиняете в создании этой ситуации ГУ МВД по Перми?

— Мы не говорим, что полиция «прогнила», совсем нет. Но факт остаётся фактом: есть отдельные сотрудники, которые «сливают» данные. К сожалению — действительно, к сожалению, — дело будет возбуждаться в отношении всего управления.

И мы ни в коем случае не хотим сказать, что Управление МВД виновато. Я надеюсь, в рамках дела, возможно, в полиции будут задействованы иные рычаги влияния на сотрудников, что они будут оперативно реагировать на ДТП, что у них будет больше экипажей. Может быть, нужно пропагандировать факт наличия аварийных комиссаров.

— То есть полиция и комиссары должны сосуществовать как бесплатная и платная больницы?

— Совершенно верно. Это же рынок. Но есть факт: каким-то комиссарам информация передаётся. А что делать другим комиссарам? Идти и договариваться. Я надеюсь, наше дело даст толчок к цивилизованному развитию рынка.

— Вы говорите, что полиция должна оперативно приезжать на место аварии. Но после реформы МВД количество сотрудников резко сократилось.

— Тогда адвокатируйте комиссаров. Они сами могут рекламировать свою деятельность. Я не знаю, можно ли возместить затраты на их работу через страховую компанию. Надо и эту схему развивать.

Ведь самое интересное: полиция разглашает персональные данные, передавая информацию о ДТП. Гражданин же не просит сотрудника дежурной части вызвать ему комиссаров или сообщить им номер телефона.

— Кто же эти люди, которые сразу выезжают на место ДТП: это бывшие сотрудники ГИБДД или юристы?

— Чем занимается аварийная служба: случилось ДТП, приезжает комиссар с рулеткой, рисует полосы движения, автомобили, делает замеры, фиксирует всё это на бумаге. Участники ДТП подписывают документ и сами едут в ГИБДД. Всё! Вот вся работа комиссара. Это просто услуга по оформлению ДТП.

— Теоретически, это может сделать и сам водитель?

— Да, может сделать и сам, но водитель должен знать, как и что замерять, как это оформлять в соответствии с нормативной базой. Можно открыть справочники и по ним составить схему. Понятно, что никто не хочет этим заниматься, попав в аварию.

— То есть аварийным комиссаром может стать совершенно любой человек: ему не требуется лицензия, удостоверение, а схема ДТП не визируется печатью?

— Да, комиссар  — это просто посредник между участниками ДТП.

— Что делать, если комиссар неверно оформит схему ДТП?

— Нужно оформлять с ним отношения: должна быть хотя бы квитанция об оплате услуг.

— Что должны делать граждане, чтоб схема передачи информации перестала существовать?

— Ситуация изменится, если по каждому звонку люди начнут обращаться к нам, писать заявления. Раньше сдвинуть это с места было тяжело. Но сейчас у нас есть конкретный документ из МВД, в котором подтверждается: факт передачи информации был. Если будут массовые заявления — это не даст им возможности самоустраниться. Факты имеют место быть: вот стопка заявлений! И полиция сможет эти факты проверить. В итоге у нас будет антимонопольное дело.

— Как правильно составить заявление?

— На нашем сайте есть специальная форма, есть требования к заявлению. Для ускорения процесса лучше получить детализацию звонков в офисе своего мобильного оператора. Так мы сможем установить конкретного комиссара. Нужно просто не полениться. Даже если произошло ДТП и его участники пошли на мировую, а комиссар всё равно позвонил, — это уже основание обратиться к нам.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться