При выполнении мероприятий по повышению доступности среды самое главное — обеспечивать понятность и элементарную логику

Поделиться

Говоря о доступной городской среде, обычно имеют в виду современные офисы, многоквартирные дома и магазины с удобными пандусами и лифтами, где человек с ограниченными возможностями или на инвалидной коляске имеет возможность комфортно передвигаться. Отчасти эта красивая картинка имеет право на существование. Но сейчас наша городская среда далека от названия «доступная» не только для людей с ограниченными физическими возможностями, но и для мам с колясками, велосипедистов, пожилых людей... Все они ограничены в передвижении.

Речь идёт не только об оборудовании пешеходных перекрестков скатами или  безбарьерном доступе в органы власти. Ограничения — у нас в сознании. Почему-то никто не догадывается установить на фасад здания, не оборудованного пандусом, кнопку вызова или хотя бы табличку с номером телефона персонала, способного помочь поднять детскую или инвалидную коляску.

Возьмём для примера железнодорожный вокзал Пермь II. Никому не приходит в голову разрешить подъехать к перрону на автомобиле при предъявлении справки об инвалидности, а также наделить пропускной пост полномочиями сообщать сотрудникам вокзала о необходимости помощи как для мам с колясками, так и для людей с ограниченными физическими возможностями. Билет в инвалидное купе невозможно приобрести в online-режиме  — необходимо приехать как минимум дважды для заказа, а потом ещё и для выкупа билетов.

При выполнении мероприятий по повышению доступности среды самое главное — обеспечивать понятность и элементарную логику. Например, если на пешеходном переходе с одной стороны есть скат, то и с другой он тоже должен быть. А не как в некоторых случаях, когда  по скату комфортно попадаешь на проезжую часть, а на другом конце перехода тебя ждёт 30-сантиметровый  бордюр.

Другой пример: переехавший  в начале 2013 года в новое здание Фонд социального страхования обеспечил беспрепятственное попадание внутрь, но при этом нет абсолютно никой возможности инвалиду-колясочнику добраться до самого здания.

На мой взгляд, также достаточно просто назначить объекты первостепенной значимости в обеспечении доступности — определить кратчайший путь следования от остановок общественного транспорта до социально значимых объектов для рассматриваемых групп лиц, провести оценку доступности и выполнить необходимые первостепенные малозатратные мероприятия.

Да, это всё меры, требующие финансирования, к которым наше государство идёт очень медленными темпами, хаотично и не системно. Но, говоря о доступной среде, давайте, уважаемые чиновники, начнём хотя бы с малого —  с доступности информации о правах и льготах для инвалидов. Она зачастую не то чтобы не доносится, а порой всеми силами скрывается, и в итоге непосредственно до инвалидов и их семей та или иная льгота не доходит. К сожалению, порой получателями этих льгот становятся отнюдь не социально незащищённые граждане.

Почему же это происходит? Здесь есть несколько причин. Во-первых, слишком много различных управлений и ведомств решают вопросы инвалидов. Не существует связующего их звена, принципа преемственности. Во-вторых, критерии оценки эффективности абсолютно не стимулируют работать на получения качественной льготы выгодополучателем. В-третьих, не всегда учитывается загрузка родителей (попечителей) детей-инвалидов и соответственно неверно выбираются средства информирования об их правах.

Большинство программных мер имеют разовый, не системный характер. Почему органы власти не стараются оповестить самих выгодополучателей, мне непонятно. Также, например, списки очередности абсолютно закрыты, и понять, когда будет получено то или иное техническое средство реабилитации или путёвка на санаторно-курортное лечение, не представляется возможным… Так и получается, что некоторые попадают на морское побережье ежегодно по два раза в весенне-осенний период, а другие при таких же показаниях — раз в три года зимой и на территории края. Где существует непрозрачность системы, отсутствие информативной доступности, там больше всего нарушаются права детей-инвалидов.

Другой пример. Объекты культуры и отдыха предлагают различные условия приобретения льготного билета. Порой этих льгот для детей-инвалидов и их родителей даже нет, хотя для инвалидов других категорий они существуют. Так, например:

- в Пермской краевой филармонии для рассмотрения возможности получения скидки ребёнку-инвалиду и сопровождающему его лицу предлагают оставить письменное обращение на имя руководителя со сроком рассмотрения 10 дней;

- в Пермском театре оперы и балета 50%-ную скидку инвалиду дают за час (!) до представления  и лишь в случае наличия свободных мест;

- цирк и зоопарк в Перми не предлагают никаких льгот.

Инвалидам не очень приятно спрашивать о возможности льготы, поэтому хотелось бы, уже на подходе к кассе видеть необходимую информацию. Пермская государственная художественная галерея, например, уже давно предлагает бесплатное посещение как для детей-инвалидов, так и для сопровождающего его лица, за что ей огромное спасибо.

Также очень бы хотелось, чтобы культурные объекты были готовы помочь людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноценными: размещать в доступных местах кнопки вызова, телефоны помощи, информацию о возможности посещения маломобильных групп лиц с подробной расшифровкой условий доступности, перемещения и размещения в зрительном зале (для слабовидящих, слабослышащих, маломобильных). По возможности адаптировать программки мероприятий для незрячих и приобрести устройства для усиления звукового сигнала и т. д. На первых этапах выделить хотя бы по спектаклю в месяц, которые максимально будут адаптированы для определённых групп, а в будущем рассмотреть возможность повсеместного применения такого опыта.

Частичная и порой однобокая степень доступности не позволяет человеку с ограниченными возможностями, как физическими, так и другими, ощущать себя полноценным членом общества. Если уж начата работа, например, в создании доступной среды для маломобильных граждан, то она должна вестись не эпизодически,  то тут, то там, а от «А до Я» — сначала используя малозатратные инструменты, затем переходя на более качественный уровень.

И если уж помечтать — хотелось бы чтобы для каждого инвалида создали личный кабинет в объединённой системе по типу банковских с секретным словом, паролем и индивидуальной картой, где бы в online-режиме собиралась и обрабатывалась информация обо всех льготах на разных уровнях финансирования, движение по очереди на технические средства реабилитации и санаторно-курортное лечение. Чтобы было возможно оформлять документы на ту или иную льготу, не выходя из дома. Это был бы ещё и идеальный инструмент анализа и планирования для госорганов. Когда все социальные ведомства будут своевременно и в полном объёме предоставлять все необходимые материалы и услуги (медикаменты, реабилитационные услуги, лечение, средства реабилитации, специализированное питание и т. д.), мы сможем достичь результативной работы в вопросе социализации и включения инвалидов  общество. А также будет понятно, в чём же и какой орган не дорабатывает, и что необходимо улучшить.

Попытаюсь сформулировать некие общие рекомендации для работы в этом направлении:

- органам власти разных уровней работать в команде над одной простой задачей  — максимально быстро включить человека с ограниченными возможностями в современное общество;

- бизнесу, обеспечивающему доступность, воспринимать работу в этом направлении как дело чести;

- медицинским учреждениям быть более внимательным к льготным категориям граждан, относясь к ним не как асоциальным лицам, а как к незащищенным гражданам;

- учреждениям культуры разработать одинаковые условия и правила покупки льготных входных билетов для детей-инвалидов и сопровождающих;

- людям, кто по тем или иным причинам ограничен в возможности передвижения, сформировать запросы в соответствующие органы власти с предложениями по улучшению, ведь будет намного правильнее, когда структуры не догадываются, что и как надо сделать, а знают это от первоисточников.

А нам с вами быть более терпимыми и дружественными друг к другу, ведь счастье жить во многом зависит от нашего отношение к жизни!

Всё это будет той самой невысокой ценой первого шага общества к «доступной среде».


Поделиться