Хождение по граблям

Поделиться

Жизнь доказывает: ничто, никуда и никого Генеральный план Перми не направляет. Спустя два с половиной года с момента его утверждения даже Правила землепользования и застройки не приведены в соответствие с этим документом, не говоря уже о том, что нет ни одного реально построенного кластера-квартала-объекта из числа многочисленных приоритетных проектов, который бы мог быть продемонстрирован в качестве образцово-показательного или «идеального», как любил выражаться экс-губернатор Олег Чиркунов.

Даже адепты мастер-плана не отрицают, что этот документ не предусмотрен законодательством РФ. Следовательно, разработка мастер-плана вне закона, а сам он незаконен. Но почему-то кто-то решил, что такой документ нужен Перми и на его разработку необходимо выделить бюджетные средства. Всё тот же «кто-то» решил, что из всех замечательных, авторитетных, новаторски мыслящих российских, голландских, французских, немецких, американских фирм именно КСАР выполнит лучший мастер-план. 

По словам японского архитектора, лауреата Притцеровской премии Рю Нишизава, архитектура различна в разных странах: «То, что назовут домом в одной стране, никогда не будет домом в другой». Может быть, если бы был проведён конкурс, то и мастер-план сейчас не вызывал недоумение, а генплан вовсю реализовывался под звуки марша? Было всё равно, кто будет разрабатывать мастер-план? А если нет разницы — зачем платить больше?

Замечательная современная разно­образная архитектура Голландии свелась к слащаво-избитому образу «пряничных домиков». А ведь Голландия сегодня знаменита именно авангардной, суперсовременной архитектурой. В том же Амстердаме построены и возводятся районы Amstel III, Bullewijk, Amsterdam-Zuid, Bijlmer-Oost и другие проекты, не имеющие ничего общего с примитивным представлением о европейском городе, отражённым в мастер-плане Перми. Это обеднение смыслов, начатое с выставки «Русское бедное», продолжилось и в градостроительстве, точнее, в той массированной обработке населения, которая была призвана доказать, что мастер-план — это хорошо, а генплан — вообще гениально; что выделенные без всякого конкурса на мастер-план средства потрачены не зря.

После голландского архитектурного нашествия у пермяков остались только штампы, и главный из них — «голландский квартал». О необходимости и не­оспоримости этого замечательного во всех отношениях, комфортного квартала размерами 60 на 60 метров и высотой до шести этажей говорили разработчики и губернатор, а им вторили некоторые продвинутые застройщики, надеявшиеся в ответ получить (да что греха таить — и получали!) от властей солидные преференции.

«Идеальные кварталы» виртуально вырастали и в микрорайоне ДКЖ — Светлый, и на территории квартала №179, и на территории порта «Пермь», и на месте Красных казарм. Правда, до строительства дело так нигде и не дошло.

И вот сначала шёпотом, а потом уже и в полный голос инвесторы и застройщики стали заявлять о смене ориентации, утверждая, что и кварталы-то у них будут не совсем замкнутые, и шесть этажей кое-где неплохо бы поставить вертикально и изменить на 16 или даже 25. Но это, естественно, не для прибыли, а для акцентов и новых городских доминант, которые, оказывается, предусматривались самими голландцами! 

Так появились в генплане заковыристые описания назначения функциональных зон и сами зоны (попробуйте прочитать и понять название «Стандартные территории нормирования благоприятных условий жизнедеятельнос­ти населения»!). Так появились «Зоны стабилизации жилой застройки», которые правильнее назвать «зонами принудительной деградации жилой застройки».

При рассмотрении возможности комплексной застройки на таких свободных территориях, как Камская долина, Ива, Бахаревка, которые находятся не просто в черте города, но и приближены к центру на расстояние 3, 5 и 7 км соответственно, адепты генплана постоянно пугают население апокалиптическими страшилками типа «гетто для малоимущих», «трущобы-фавелы». Аргументами против комплексной застройки свободных территорий становятся отсутствие социальных, культурных, исторических, транспортных, инженерно-техничес­ких связей этих территорий. Короче — ничего нет! Вот если бы всё это было, тогда, понятное дело, строить можно. Только с чего вдруг это всё бы там возникло, если бы там не было застройки?!

А защитники генплана не унимаются: нет в городе «критической массы людей, которые уже не вмещаются на данной территории», чтобы нужно было для них дополнительно строить жильё, школы, детсады, больницы, дороги, сети. Вот когда эта «критическая масса» достигнет предела, когда в школах введут третью смену, а очередь в детский сад будут передавать по наследству — вот тогда, мол, вернёмся к вопросу о застройке Бахаревки и Ивы!

Странными представляются и нападки на правоохранительные органы. Казалось бы, уж кто-кто, а судебная власть, прокуратура и следствие не нуждаются ни в чьей защите, ведь это они призваны защищать общество от нарушений законодательства. Конечно, при большом желании везде можно найти недостатки, особенно если надо перевес­ти стрелки и свалить с больной головы на здоровую. Прямо оболванивание какое-то: «раскрутка карательной машины во всю её мощь», «заказчики уголовного преследования», «милицейская братия», «в ФСБ работают люди неглупые: чекисты вскоре «замяли тему», «а вот полицейские оказались более упёртыми»!

Для чего из-за какой-то ерунды типа мастер-плана поднимать волну дискредитации правоохранительных органов? Стрельба из пушек по мухам. Господа, завтра же вы сами спросите у этих органов: «Почему нет контроля за расходованием бюджета, за соблюдением законов? Почему деньги налогоплательщиков тратятся на какие-то левые прожекты?» Ведь именно эти органы призваны защищать общество! И если в ходе расследования нарушаются права человека, то и здесь только право­охранительные органы в установленном законом порядке должны своевременно защитить человека.

Процесс разработки мастер-плана, инициированный бывшим сенатором Сергеем Гордеевым, с самого начала находился под пристальным вниманием правоохранительных органов. И только мощный административный ресурс в лице губернатора Олега Чиркунова позволял продолжать его разработку.

Для придания видимости хоть какой-то легитимности проводились некие «публичные слушания» с привлечением отдельных специалистов. Естественно, никакие замечания или предложения на них не принимались, даже не фиксировались, мероприятия проходили «для галочки». Мастер-план и генплан, что называется, «продавили». Если наверху принято политическое решение — включается административный механизм. Но, как известно, закон, который не может быть применён, не должен быть принят.

Что же Пермь получила в результате? Что это за толстая оранжевая книжка под названием «Стратегический мастер-план Перми»? Если это гениальная утопия, новое учение, сопоставимое с трактатом Платона «Государство», книгой Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», произведением Томмазо Кампанелла «Город Солнца», — прекрасно! Можно разослать эту книгу во все библиотеки мира, можно включить её в учебную программу школ и университетов, можно дарить её делегациям городов-побратимов... Но зачем же доводить всё до абсурда? Зачем заставлять реализовывать утопию, да ещё и обижаться на местное население за то, что оно не видит в этом «смыслов» и тем самым «разрушает» их? Ведь Утопия — не для реализации, она — для чтения.

Если же это не Утопия, а бизнес-план, стратегический план по установлению тотального контроля над целой отраслью производства, если это централизация всех согласовательных, разрешительных, контрольных функций в области планирования и развития крупнейшего по градостроительной классификации города с целью консолидации финансовых потоков и наиболее эффективного инвестирования, то… Ничего, что никого не предупредили и не спросили: а нам это надо? Такой глобальной доктрины развития, когда в единых руках схвачено всё развитие, когда в единой голове сконцентрирована вся мудрость, нет ни у одного региона, а возможно, даже ни в одной стране.

Законом не определено, что такое мастер-план, зачем он нужен и нужен ли вообще. Попробуем сами это определить. Раз этот пресловутый мастер-план — не Утопия и не попытка монополизировать строительную отрасль, то что?

Если в книге написано: город должен быть красивым, комфортным, экологичным, зелёным, благоустроенным, чистым, удобным для жизни, работы и отдыха, компактным, тихим, многофункциональным, инновационным, насыщенным рекреациями, парками, скверами, бульварами, фонтанами, скульптурами, фонарями, светильниками, скамейками, урнами, клумбами, с большим количеством школ, детских садов, поликлиник, больниц, жилых домов разных типов, с новыми надёжными инженерными коммуникациями, свободными от машин улицами, подземными автостоянками, скоростными магистралями, растущим-но-не-вверх-а-внутрь, человеко-а-не-промышленно-ориентированным; в городе должно быть только хорошее и не должно быть ничего плохого... Такая книга и есть мастер-план?!

Ну тогда понятно, почему опыт пермского «мастер-планеризма» так привлекает городских планировщиков и урбанистов — это же золотая жила! Такого ноу-хау давно не рождала человеческая мысль. Взять все правильные хорошие рецепты; для контраста добавить фотографии каких-то помоек, свалок, автомобильных пробок, иллюстрирующие тезис о том, что раньше всё было плохо; тут же сдобрить всё красивыми фотографиями Амстердама — Лондона — Парижа, иллюстрирующими тезис о том, как будет хорошо; пересыпать обильно аппетитными разноцветными измельчёнными схемами; напечатать на глянцевой мелованной бумаге в отличной типографии и — о, чудо! — мастер-план готов!

Миф №1: «Если всё правильно регламентировать, город станет красивым и удобным для жизни!»

Эта «религия» пользуется популярнос­тью у тех, кто понимает, что диктовать свою личную волю уже не модно, а руководить хочется. 

Создание так называемого массива внятных и понятных всем правил игры — вполне достойное занятие, если оно не мешает реальному развитию. В других странах этот процесс занимал десятки и даже сотни лет нормотворчества, он не может являться конечной целью городского планирования. А изменение этих правил должно быть предсказуемым и прогнозируемым. Нельзя же выезжать утром по одним правилам, а в процессе движения узнать, что они поменялись.

Получилось, что непонятно как созданная структура стоит на страже непонятно как созданного мастер-плана и, кроме того, непонятно почему именно она вправе быть Верховным Регулятором всех процессов, связанных с развитием города.

Подготовка, принятие и изменение необходимых, казалось бы, нормативов и регламентов превращается в перманентный нескончаемый процесс, который становится самоценным и главным. При этом формируется мнение, что когда все правила, все параметры, все нормативы и все регламенты будут установлены — тут же, как по волшебству, город станет совсем другим, красивым и комфортным — то ли Амстердамом, то ли Парижем. И куда-то вдруг исчезнут и разбитые дороги, и старые коммуникации, и сами собой расселятся и снесутся сотни «хрущёвок» и «брежневок», а воздух станет чистым, потому что промышленность сама вынесется из города, а на её месте возникнут зелёные рекреационные зоны.

Миф №2: «Всё и сразу»

Решительно непонятно, чего это некоторые постоянно всем недовольны и всем портят настроение. Посмотришь кругом — всё замечательно: планировщики и урбанисты планируют-урбанируют; администраторы и сити-менед­жеры направо и налево раздают поручения и неукоснительно их тут же контролируют; специально обученные регламентаторы непрестанно пишут регламенты и нормативы; следом за ними узкие спецы самого широкого профиля обосновывают, разъясняют, втолковывают, как нам всем необходимы эти регламенты-нормативы и как мы без них душевно страдали...

Ладно бы, что-то связное предлагали или, к примеру, делали какое-нибудь хорошее дело приоритетной важности. А то выскочат, покричат невостребованными своими голосами — и ну опять за своё, регламенты нарушать да безобразия несогласованные устраивать. Тут ещё моду взяли — критиковать и сомневаться в генеральной линии. Смешно даже: неужели на сочинение никому не нужных документов сверху дали бы народные ассигнации в таком количес­тве? Конечно, нет. А раз дали — значит, и документы эти нужные. Если нужные — значит, нечего тут рассусоливать. Все должны выполнять, чтобы документы эти отдачу давали и жизнь нашу улучшали. 

Вот они и улучшают. Пусть не так быстро, пока не везде и пока не всем. Сразу и всем не получится, потому как всех много. Это ж всем надо поднатужиться и одновременно захотеть. Но так не получается: один вышел в магазин за кефиром, другая — опять в декретном отпуске, а третий всё ещё не понял, что это такое — «зона стабилизации».

Миф №3: «Наши нынешние безголовые архитекторы, жадные застройщики и криворукие строители испортили весь город!»

Конечно, они виновны, кто же ещё?! Они это не скрывают. Налицо чистосердечное признание.

Есть серьёзное предложение: принять положение о том, чтобы на каждом объекте была установлена табличка с указанием наименования застройщика, подрядчика, проектной организации, архитектора. Это дисциплинирует. И обвиняемых, и обвинителей. Будет известно, кого конкретно ругать.

А вот утверждение о том, что «уголовные дела по мастер-плану подают ясный сигнал: не делайте ничего — и не будете преследуемы», спорно. Масса градопланировщиков и архитекторов работают во всех городах над разработкой генпланов, ПЗЗ и их актуализацией, и ни на кого не поступал «заказ» в органы об уголовном преследовании, даже в рамках давления на неугодных губернаторов или мэров, потерявших доверие (все ведь понимают, о ком речь?).

Да и сам афоризм «не ошибается только тот, кто ничего не делает» является слабеньким оправданием деяний и поступков, выходящих за пределы действующего законодательства.

Миф №4: «Иностранцы приедут — и всё будет о’кей!»

Интересно, когда же закончится это подобострастное, заискивающее, самоуничижительное отношение наших отечественных инвесторов/заказчиков перед иностранными специалистами и мэтрами архитектуры? Неужели до сих пор не понятно, что российские архитекторы могут сделать любые проекты. Легко! (Специально не написал «пермские», потому что если бы был конкурс на концепцию квартала №179, пермские архитекторы представили бы 15–20 разных проектов, да и из других городов — ещё 150. Выбирай на вкус!)

Неужели до сих пор не понятно, что не в гражданстве или национальности архитектора дело! Неужели не убедил в этом опыт проектов Дэвида Чипперфильда, Петера Цумтора, Риккардо Бофилла, Киса Кристиансена и прочих?

Когда дело касается распила бюджета, это всем понятно — нужна статусная высокооплачиваемая иностранная фирма. Но когда вполне себе вменяемые и адекватные буржуины своё же, нажитое непосильным трудом пускают на то, чтобы обеспечить работой иностранных спецов и посредников, с надеждой, что все эти Джоны и Педро приедут и построят им «Вау! Чудо-чудное, диво-дивное», — это понять невозможно...

Всё-таки сидит в нашем человеке, будь он хоть трижды олигархом, этот Иван-дурак, заветным желанием которого является словить Золотую рыбку, чтобы опять — «по-щучьему велению да моему хотению», чтобы выскочил из ночной вазы джинн и молвил: «Бонжур, мой господин! Чего желаешь, хозяин? Любое желание загадывай!»

Генплан — не догма, а общественный договор, с условиями которого согласно большинство, тогда условия будут соблюдаться. Градостроительство — не игра, а искусство строить и развивать город в условиях изменяющегося мира.


Поделиться

Быстрый поиск

мнение мастер-план