Полина-Путякова

Полина Путякова

журналист

Революция алгоритмов

Как искусственный интеллект меняет финансовую отрасль

Поделиться

Финансовая отрасль является одним из флагманов использования технологии искусственного интеллекта в экономике. По оценкам McKinsey, данный сектор входит в число отраслей, которые получат наибольшую экономическую выгоду от внедрения генеративного искусственного интеллекта. По результатам исследования компаний «Яков и Партнёры» и «Яндекс», эффект от внедрения ИИ только в банковской сфере к 2028 году может достичь 0,6—0,9 трлн руб. в год. Однако, по словам экспертов, даже самые высокотехнологичные решения не смогут заменить живых финансовых консультантов и аналитиков.

Скоринг, робот-инвестор и справедливые тарифы

Эксперты McKinsey считают, что наиболее перспективные направления применения искусственного интеллекта в финансовом секторе — развитие клиентских сервисов (чат-боты и голосовые помощники), управление рисками и комплаенс. И действительно, часть функций, которые уже сейчас поручены искусственному интеллекту, не зависят от сегмента финансовой отрасли. Например, эксперты всех её сегментов говорят об автоматизации простейших задач, улучшения клиентского пути, создания голосовых помощников и чат-ботов в целях финансового мониторинга, обработки документов. В результате компании получают возможность улучшить качество предоставляемых услуг и персонализировать их.  

Как пример, в ПСБ технологии искусственного интеллекта задействованы в системах кредитования среднего и малого бизнеса, а также в процессах кредитования розничного бизнеса, алгоритмов рекомендации розничных продуктов в каналах продаж и оптимизации расходов. 

«Примером применения технологий искусственного интеллекта является бизнес-ассистент «Катюша», который позволяет клиентам сегмента среднего и малого бизнеса получить консультации по продуктам банка, смотреть остатки и выписки, а также полноценно проводить платежи», — говорит директор программ департамента цифровой трансформации и стратегии информационных технологий ПСБ Максим Белоусов.

И в банковской сфере, и в страховании с использованием ChatGPT и его российских аналогов разрабатываются алгоритмы, которые позволят создавать программное обеспечение для сайта, приложения, а также для внутренних сервисов без глубоких знаний программирования. В «АльфаСтраховании» считают, что что в будущем искусственный интеллект может ускорить процесс разработки в компании на 30-40%.

Принципиальная особенность применения искусственного интеллекта в банковской отрасли заключается в его использовании для скоринга клиентов, который позволяет финансовым организациям более точно сегментировать их на однородные группы, определять их потребности и риск-профиль, отмечается в докладе Центробанка «Применение искусственного интеллекта на финансовом рынке». Системы оценки кредитоспособности, управляемые с помощью ИИ, могут быть полностью автоматизированы и предлагать моментальные решения на основе проанализированных данных, дополняя традиционные методы оценки. Например, анализ оплаты счетов за коммунальные услуги позволяет добавить в модель оценки кредитоспособности новые переменные и точнее рассчитать кредитный рейтинг для клиентов, у которых недостаточно кредитной истории. Качественный скоринг означает лучшее управление рисками, а оно напрямую влияет на доходность кредитного портфеля.

Однако зона влияния искусственного интеллекта постоянно расширяется.

«Сейчас банки начали применять ИИ и для более сложных процессов, включая персонализацию обслуживания и анализ эмоций. В одном из российских банков, например, ИИ участвует в принятии решений о том, где в стране открывать новые отделения», — рассказывает Александр Мезенцев, директор по информационным технологиям АО «Свой Банк» (Группа IDF Eurasia).

Применение искусственного интеллекта в инвестиционной отрасли не является новшеством последнего времени. Генеральный директор Пермской фондовой компании Сергей Токарев напоминает, что алгоритмическая торговля применяется на биржевых торгах уже более 10 лет. Так называемый робот — специально разработанная программа — определяет лучшие моменты для покупки и продажи ценных бумаг, анализируя биржевые данные. В чистом виде торговля производится без участия клиента, хотя вариации могут включать различные ограничения, вмешательство человека в том числе. Преимущество робота в том, что осуществлять до нескольких операций в секунду может только он.

quote_a

Другой разновидностью использования программ, продолжает Сергей Токарев, является так называемое «автоследование», когда операции одного человека копируются на десятки счетов. Этот вариант работы также существует уже достаточно давно и предлагается сейчас практически всеми инвесткомпаниями.

К продуктам нового поколения относится сервис, позволяющий подбирать ценные бумаги исходя из предсказаний моделей. Также модели искусственного интеллекта помогают в принятии инвестиционных решений: например, с его помощью можно в секунды получить инвестзаключение по вышедшей многостраничной отчётности компании, рассказывает руководитель отдела развития интернет-проектов ФГ «Финам» Дмитрий Трость.

Особенность искусственного интеллекта в страховании заключается в меньшем количестве доступных данных о клиентской базе.

«Например, банки знают о клиентах намного больше из-за ежедневного взаимодействия с ними и наличия верифицированной информации из бюро кредитных историй. В страховые компании в основном приходят раз в год, чтобы оформить полис, не считая возможного урегулирования убытков. Кроме того, стоит отметить, что для заключения некоторых видов страховых договоров не требуется большое количество информации в заявлении, что усложняет применение искусственного интеллекта», — говорит директор по развитию отношений с клиентами и искусственного интеллекта «Ингосстраха» Сергей Багно.

Эксперт отмечает, что активнее всего искусственный интеллект используется в моторных видах страхования, по которым имеется значительно больше статистических данных и информации об объектах и субъектах страхования.

В «АльфаСтраховании» приводят следующие примеры применения искусственного интеллекта в повседневных процессах: расчёт тарифов, оформление полисов, пролонгация договоров, урегулирование убытков, борьба с мошенниками, оптимизация документооборота.

Искусственный интеллект в страховании позволяет страховщикам устанавливать более справедливые тарифы для клиентов, когда клиенты с низким ожидаемым убытком получат меньший тариф, и ускорять процессы как на этапе заключения полиса, так и на этапе урегулирования убытков. В последнем случае ускорение достигается за счёт решения с помощью искусственного интеллекта задач по поиску мошеннических случаев. И все это возможно благодаря обработке больших объёмов информации и поиска нелинейных зависимостей. 

Интерес, смешанный с недоверием

Эксперты говорят о неоднозначном отношении клиентов к использованию искусственного интеллекта. Дмитрий Трость отмечает, что результаты исследования мнений пользователей и глубинных интервью говорят об их интересе к ИИ-сервисам, однако определённый уровень недоверия существует. Поэтому людям важно получать объяснение решений, предложенных ИИ-алгоритмами, и тестирование их результатов. Иначе говоря, клиентам важно получить доказательство, что прогнозы на основе ИИ имеют вероятность реализации не ниже, чем прогнозы аналитиков.

Однако, по мнению Александра Мезенцева, клиенту важнее качественное решение его проблемы, чем инструмент, с помощью которого это будет сделано. Например, если в чат-боте диалог с клиентом выстроен эффективно и учитывает потребности клиента, то удовлетворённость будет высокой, — а это вопрос совершенства алгоритмов. В то же время эксперт полагает, что всегда будет существовать доля клиентов, для которых общение с живым человеком более удобно.

Незаменимый человек

Искусственный интеллект уже изменил финансовую отрасль в целом. Он влияет на результаты её работы, лояльность клиентов и требует создания определённых условий технического и административного характера. Например, если говорить об инвесткомпаниях, это подключение к бирже, организации работы самой биржи и, главное, создание законодательных условий проведения таких торгов.

Согласно результатам опроса, проведённого ассоциацией «ФинТех», в настоящее время в бизнес-процессах 95% финансовых и технологических организаций — респондентов применяются системы на основе ИИ. По данным опроса, 87% респондентов уже используют ИИ-решения для анализа данных, 63% компаний — для работы с текстом, 35% компаний используют речевые технологии, 30% компаний применяют решения ИИ в области компьютерного зрения.

В то же время все специалисты единодушны в том, что полной замены человека алгоритмами не предвидится. Нейросети не замещают человека, а выступают в роли ассистента и существенно упрощают рабочий процесс. 

quote-b
По словам Сергея Багно, искусственный интеллект хорошо решает структурированные, повторяющиеся задачи и делает корректные прогнозы, только если уже сталкивался с подобными примерами. Например, он может сделать выгрузку по динамике продаж, описать график, — но объяснить, почему продажи увеличились или снизились, у него не получится. В целом он автоматизирует рутинные задачи, но полностью заменить высококвалифицированных специалистов не в состоянии.

Примеров удачного использования роботов в торговле на бирже много, отмечает Сергей Токарев. Особенно они результативны на спокойных временных участках, а на хаотичном рынке его эффективность ниже и зависит от самой программы, алгоритма и тех ограничений, которые в ней установлены — в этой ситуации у человека пока есть преимущество перед роботом. 

«Дело в том, что алгоритмические программы приостанавливают принятие решений по торговле при отклонении параметров рынка от стандартных. Кроме того, есть особые случаи на бирже, когда проводятся дискретные аукционы, в которых программы обычно не работают. Но в любом случае это вопрос совершенства разработок, думаю постепенно проблемы любого характера будут решаться», — считает эксперт. 

Не заменяет искусственный интеллект и человека на стороне клиентов, считает Дмитрий Трость. Так, в сервисе «Финам», подбирающим ценные бумаги исходя из предсказаний моделей, логика расчётов прозрачна — и пользователь сам решает, согласиться с ней или нет.

«Искусственный интеллект не заменит человека по нескольким причинам. Во-первых, кто-то всё же должен развивать его и контролировать. Во-вторых, искусственный интеллект не может качественно работать в условиях, отличных от тех, в которых он учился, он менее вариативный и гибкий, чем человек. Наконец, он сам же создаёт новые отрасли и рабочие места, благодаря чему появляются новые профессии для человека», — уверен Александр Мезенцев.

Говоря о рисках потери рабочих мест, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем ПНИПУ Даниил Курушин отмечает, что подобные ситуации в истории человечества возникали и прежде. 

«Ещё в древности луддиты боролись против машин и что толку? Внедрение новой технологии не уничтожает рабочие места совсем. Оно меняет структуру рынка труда. Это может быть неприятно для кого-то, но в целом имеет скорее положительный эффект», — полагает Даниил Курушин.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться

IT