«В Перми до сих пор нет городского центра»
Темой очередной дискуссии из серии «Полезное устройство города» стала эспланада
Дискуссионная площадка, которая обычно выносит на обсуждение актуальные вопросы градостроительства и обустройства Перми, вроде строительства зоопарка в Черняевском лесу, на сей раз собрала участников, что называется, «на ровном месте» — в прямом и переносном смысле. Предмет обсуждения — эспланада, казалось бы, ценность незыблемая. Однако всё не так просто: обсуждение показало, что уже практически сформировался социальный заказ на освоение этого пространства в самом центре Перми, ограниченного улицами Крисанова, Петропавловской, Куйбышева и Ленина. Большинство выступавших составили пермские архитекторы, и каждый из них представил собственный проект обустройства эспланады, а то и не один.
Пространство от Театра-Театра до здания краевого Законодательного собрания не даёт покоя градостроителям, и это беспокойство не имеет ничего общего с хищническим желанием застроить любое пустующее пространство, с каждого метра которого есть желающие получить доход. Речь идёт о действительно актуальной проблеме — красивейшая и очень большая площадь в центре города всё время пустует, за исключением новогодних каникул и фестиваля «Белые ночи», а Пермь в это же время остро ощущает нехватку обустроенных общественных пространств.
Архитекторы, среди которых было немало весьма заслуженных, охотно делились воспоминаниями о том, как всё начиналось. Слушатели живо представили себе 14 кварталов деревянных «развалюшек» с туалетами во дворах; высказали сожаление о том, что вместе со старыми домами пошли под бульдозер бывшее подворье Белогорского монастыря, добротное здание Тетрадной фабрики и универмаг Сандалова — здание в стиле русского модерна; порадовались переносу трамвая с улицы Ленина на Коммунистическую; вспомнили о том, что под территорией эспланады протекала речка Пермянка, ныне засыпанная, и вся эта территория представляет собой многометровый торфяник.
Особенности рельефа и истории этой территории всегда создавали трудности для тех, кого в наши дни можно было бы назвать девелоперами: реализация архитектурных проектов наталкивалась здесь на массу препятствий — от геологических до психологических. Даже памятник «Единство фронта и тыла» пережил 17 вариантов размещения. Об этом напомнил Геннадий Игошин, на протяжении 26 лет бывший главным архитектором Перми.
Строительство Пермского драматического театра тоже было непростым: 10 лет площадка представляла собой котлован со вбитыми сваями.
По сути, эспланада до сих пор не обрела завершённого вида — все проекты комплексного обустройства этого пространства так и не были закончены.
Тем не менее эспланада — это, безусловно, достоинство городской среды Перми. Об этом особенно увлечённо говорил архитектор из Новосибирска Александр Ложкин: по его словам, Новосибирск «должен завидовать Перми», поскольку в столице Сибири нет большого пространства, которое можно было бы использовать для всенародных гуляний или масштабных ярмарок.
Эспланаду надо во что бы то ни стало сохранить! С этим, пожалуй, каждый из собравшихся готов был согласиться. Сохранить, но переоформить. Возможно ли это?
Как оказалось, современные технологии давно отработали решение подобной дилеммы. Существуют проекты, которые позволяют задействовать подземное пространство под эспланадой, в то время как её наземное пространство подвергнется усовершенствованию и на нём появятся все те элементы благоустройства, которых здесь так не хватает, — от скамеек до дополнительного озеленения.
С подробностями проекта собравшихся познакомили заслуженный архитектор РФ Мендель Футлик и сотрудники его бюро. По их словам, речь идёт о большом торгово-развлекательном центре, который бы уходил вглубь на три этажа, два из которых представляли бы собой магазины, кафе и кинотеатры, а третий — большую автостоянку. Упоминание об автостоянке успокоило тех участников дискуссии, которые высказывали опасение, что размещение в центре города больших торговых площадей станет причиной скопления транспорта и бесконечных автомобильных пробок.
По словам Футлика, 21 м торфа и суглинка (сваи под Домом Советов поставлены «в два этажа» — нормальной длины строительных свай не хватило для того, чтобы пробить эту хлипкую подкладку) современных строителей вовсе не смущают: нынешние технологии легко справляются с этой проблемой.
Сегодня Пермь может претендовать на звание города с самым низким уровнем подземной урбанизации в мире: здесь не только нет подземных транспортных коммуникаций (не говоря уже о метро), но даже подземные переходы можно пересчитать по пальцам одной руки! А между тем во всём мире и градостроители, и обычные граждане давно оценили значимость городского пространства и поняли, что использовать его надо в полной мере, в том числе и подземную часть.
Даже под Центральным парком Нью-Йорка — одним из самых значительных общественных пространств в мире — проходят транспортные тоннели. В столь любимом пермской элитой Мюнхене центральная площадь Карлсплатц с прекрасным фонтаном в то же время является разветвлённым транспортным узлом и масштабным торговым центром, но эти функции придаёт площади её подземная часть.
Обустройство нового пространства под эспланадой позволит придать этому месту новый функционал и новый смысл.
Мастер броских фраз Мендель Футлик заявил: «В Перми до сих пор нет городского центра!» И он прав: действительно, что считать центром Перми? Октябрьскую площадь? Комсомольскую? Или, чисто топографически, перекрёсток Комсомольского проспекта и улицы Ленина?
С приданием эспланаде новых общественных функций у Перми появится настоящий городской центр, в котором совместятся официальная, деловая и культурная жизнь.
Подобные планы не вызвали протеста ни у кого из присутствующих, даже у тех, кто заявлял, что эспланада им нравится и в нынешнем виде — мол, есть где погулять с собакой. В результате двухчасовой дискуссии удалось сформулировать пожелания властям и градостроителям, касающиеся судьбы эспланады. Их всего три: ни в коем случае не допустить строительства на этом пространстве новых «Пирамид» и «Колизеев»; перенести все торговые и сервисные предприятия в подземную часть комплекса; все решения принимать лишь в рамках единой концепции, чтобы отдельные части эспланады не противоречили друг другу в эстетическом и функциональном плане.
Ещё одно пожелание касалось процедуры утверждения проекта. Судьба эспланады — вопрос общественно значимый, и принимать решения по нему необходимо с привлечением общественности, поэтому участники дискуссии надеются, что состоится широкое обсуждение предложенных к реализации проектов. Впрочем, нет сомнений, что цивилизованный инвестор и без дополнительных пожеланий сделает столь важную информацию доступной для масс.
Лишь с соблюдением этих требований обустройство эспланады станет тем долгожданным преобразованием городской среды, которое оживит эту часть города и сделает новое общественное пространство по-настоящему притягательным.
Конечно же, переустройство эспланады — история весьма затратная. Неслучайно многие подобные проекты буксовали, и это прекрасное пространство в центре Перми до сих пор остаётся «недоделанным».
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.