Михаил Суслов


Социум и дороги

Приоритеты краевого бюджета остаются неизменными

Поделиться
Проект бюджета Пермского края

  Константин Долгановский

Проект бюджета на 2021—2023 годы прошёл через процедуру публичных слушаний. Первый вице-премьер правительства Пермского края Ольга Антипина, докладывая краевым депутатам и общественности, подчеркнула, что работа над бюджетом идёт в непростое время. Сокращение экономической активности привело к падению цены на нефть и спроса на калийные удобрения. А значительную долю доходов краевого бюджета составляют платежи крупных предприятий, зависящих от цен на сырьевых рынках. Нарушились межотраслевые связи, есть проблемы с продукцией, снизился потребительский спрос. «Всё это отразилось на бюджете и основных показателях прогноза социально-экономического развития края, — отметила вице-премьер. — По ряду из них мы откатились в развитии к уровню 2015—2016 годов. К 2021 году мы рассчитываем на постепенное восстановление деловой активности. Что касается объёма инвестиций в основной капитал и налогооблагаемой прибыли, к уровню 2019 года мы вернёмся только к 2023 году».

Ольга Антипина также отметила ещё одну особенность — возросший уровень безработицы. Её уровень в августе 2020 года можно сравнить только с кризисным 2009 годом. «Но только 24 тыс. человек стали безработными после 1 марта, а почти 9 тыс. (15% от общего числа) потеряли работу раньше (это не связано с кризисом и пандемией). Ещё более 28,5 тыс. не работали долгое время, но встали на учёт только сейчас», — сообщила Ольга Антипина.

Ольга Антипина

  Константин Долгановский

По её словам, «неестественный рост безработицы» связан с «беспрецедентными мерами социальной поддержки, оказанной безработным за счёт федерального бюджета». К концу 2020 года уровень действительной безработицы составит 4,7%, а в 2023 году — 3,3%. Если исключить из статистики 46% длительно не работавших граждан, вставших на учёт, то уже по итогам 2021 года можно будет вернуться к показателю 2019-го — 1,3%.

В результате, по оценке краевого минфина, бюджет в 2020 году недополучит 29 млрд руб. Во второй половине 2021 года начнётся постепенное восстановление экономики.

Проект бюджета Пермского края

  Константин Долгановский

Несмотря на кризис

Трёхлетний бюджет традиционно остаётся социально ориентированным. На госпрограмму «Социальная поддержка жителей Пермского края» в 2021 году потратят на 11% больше, чем планировали в бюджете на 2020—2022 годы, — 27,4 млрд руб. Дополнительно предусмотрены средства на выплаты пособий малоимущим семьям с детьми от трёх до семи лет (1,7 млрд руб.). Расходы на здравоохранение также составят 52,7 млрд руб. (с учётом средств ТФОМС). Вложения в образование в 2021 году увеличатся на 3,7 млрд руб. и составят 42,3 млрд руб. (всего в 2021 году — 39,4 млрд руб.). Одним из инструментов повышения качества образования является развитие кадрового потенциала отрасли и привлечение учителей в сельскую местность, в том числе посредством проекта «Сельский учитель».

Несмотря на снижение доходов, вложения в инфраструктуру власти сокращать не планируют. В 2021—2023 годах планируется построить семь детских садов более чем на 1,1 тыс. мест в Перми, Чайковском и Добрянском городских округах, Кудымкарском муниципальном округе и Пермском районе. На эти цели предусмотрено 592,2 млн руб. При этом ещё по 28 млн руб. ежегодно запланировано на оснащение 100 детсадов современным оборудованием. В 2020 году оно уже появилось в 100 учреждениях.

Проект бюджета Пермского края

  Константин Долгановский

В бюджете на три года также предусмотрены 7,2 млрд руб. для строительства 23 школ более чем на 12 тыс. мест. Учебные корпуса более чем на 800 учащихся появятся в Перми, Соликамске, Чернушке, Кунгуре и Пермском районе. Ранее губернатор Пермского края Дмитрий Махонин отмечал необходимость устранения территориального неравенства в части оказания образовательных услуг. И в отдалённых территориях дети должны получать самое современное образование в комфортных условиях.

«Важно, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, бюджет остаётся социально направленным, — отмечает председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Сергей Клепцин. — Если все планы в расходной части суммировать, то получается, что 71% — это поддержка социальной сферы. В этом бюджете учтены и социальные выплаты — по ним идёт индексация на 4%. Мы сохраняем все расходы на образование, в том числе строительство школ и детсадов. Мы предусматриваем также строительство новых поликлиник, стационарных учреждений здравоохранения, спортивных площадок и объектов. Приятно, что учли и развитие туризма в Пермском крае».

Дороги и транспорт

В бюджете на 2021—2023 годы запланирован ремонт 800 км дорог. Размер дорожного фонда остаётся на уровне 20 млрд руб., несмотря на снижение доходной части. Более того, в 2022—2023 годах размер дорожного фонда даже вырастет. С 2016 года расходы на строительство и ремонт дорог увеличились в три раза. В 2016 году дорожный фонд Прикамья составлял 6,8 млрд руб., в 2019-м — более 18 млрд руб., в 2020-м — 19,6 млрд руб. Бюджетом на 2021-2023 годы предусмотрено, что на три года на дорожные ремонты будет выделено более 62,4 млрд руб.

«Для нас важно, чтобы финансирование органов МСУ увеличивалось, — заявил первый заместитель председателя комитета по развитию инфраструктуры Законодательного собрания Александр Третьяков. — В частности, я это увидел по линии программы «Компактное проживание», реализация которой позволит переселить жителей отдалённых территорий (в частности, посёлка Шахтный Губахинского округа). Отдельно отмечу программу «Чистая вода», потому что она затронет два посёлка в Пермском крае».

Проект бюджета Пермского края

  Константин Долгановский

Олег Ганин, к. э. н., начальник управления стратегического развития ПГНИУ, отметил «серьёзные цифры на поддержку муниципальных дорог, которые у нас хронически недофинансируются»: «Регионалы делают очень правильную вещь — передают в региональную собственность ключевые, наиболее важные, интенсивно используемые муниципальные дороги». В планах на 2020—2023 годы передать более 210 км дорог, а также привести в нормативное состояние 417,5 км дорог, принятых ранее.

Кроме того, в крае стартовал процесс перехода на новую схему транспортного обслуживания. Все 185 межмуниципальных маршрутов Пермского края будут обновлены до 2022 года. Первый этап уже стартовал, в него входят семь маршрутов, которых раньше в крае вообще никогда не существовало. Многие из них стали очень востребованы. Кроме того, на межмуниципальных маршрутах сейчас средний возраст транспорта составляет 20 лет.

Публичные слушания — важный этап бюджетного процесса, резюмирует член фракции «Единая Россия» Законодательного собрания Вячеслав Григорьев. Они позволяют учесть мнение жителей, которых представляют депутаты, мнение муниципалитетов, общественных организаций. «Три направления — здравоохранение, образование и социальная защита — занимают центральное место в бюджете, — подчеркнул Григорьев. — Это говорит о том, что акценты остаются неизменными. Кроме того, учитываются вопросы создания комфортной городской среды — ремонт дорог, улучшение работы транспортной отрасли. Надеюсь, что все заложенные в бюджете направления найдут конечного получателя — жителя Пермского края».


Валерий Сухих, председатель Законодательного собрания Пермского края:

— Экономические последствия пандемии, безусловно, скорректировали бюджетную политику региона. Бюджет на следующие три года предполагает увеличение объёма заимствованных средств, частичное сокращение инвестрасходов и перенос сроков строительства некоторых объектов. Это необходимо для сохранения сбалансированности бюджета и обеспечения социальных обязательств региона перед гражданами. В бюджете заложены значительные средства на развитие школьного и дошкольного образования — это требование времени, которое диктует растущий уровень рождаемости в Пермском крае. При рассмотрении проекта бюджета депутатский корпус уделит особое внимание приоритетным направлениям развития региона, а особенно социальным расходам.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться